Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:53, реферат
Данная тема актуальна особенно для молодёжи , так как именно нам ещё предстоит создавать семьи, строить своё будущее. Ведь вместо красивых русских свадебных обрядов мы уже за счастье имеем неестественно-радостную регистрацию в районном загсе и скучный банкет в ресторане, нередко заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю жизнь праздника.
В ходе данной работы я бы хотела ознакомиться с правилами и последовательностью проведения древнейшего обряда бракосочетания на Руси, и сравнить прошлое и настоящее.
Исследуя данную тему, я использовала некоторые, понравившиеся мне литературные источники. Например, «Энциклопедия обрядов и обычаев», в которой я нашла много интересной и полезной информации. Кроме того, хотелось бы отметить и литературу под названием «Женщина в древнем мире», в которой описаны малоизвестные и, порой немного шокирующие современность, факты о жизни и правилах людей древнего мира. Наряду с уже затронутыми мной здесь литературными источниками я использовала и другую информацию ,при помощи которой получила ответы на поставленные вопросы.
Введение…………………………………………………………………………………………………..2-3
1. Свадебный обычай в истории стран мира……………………………………………5-8
2. Общая характеристика свадьбы в России………………………………………………8-9
3. Царская свадьба……………………………………………………………………………………...9-12
4. Этапы обряда бракосочетания на Руси…………………………………………………12-18
4.1. Знакомство……………………………………………………………………………………..12-13
4.2. Сватовство………………………………………………………………………………………13-14
4.3. Смотрины………………………………………………………………………………………..14
4.4. Сговор……………………………………………………………………………………………..14-15
4.5 День свадьбы………………………………………………………………………………….16
4.6. Венчание…………………………………………………………………………………………16-17
4.7. Визитная неделя……………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………….19-20
Список использованной литературы………………………………………………………..21
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра «История и культура»
Реферат
Обряд бракосочетания на Руси
2012 г.
Введение.
Бракосочетание. Каждый человек в наше время подразумевает под этим что-то своё. Для кого-то это просто отголосок прошлого, для кого-то это современный, так называемый “гражданский брак” , то есть обычное существование под одной крышей, кто-то считает это полным бредом, а кто-то вообще над этим не задумывается, и лишь для немногих людей нашего времени бракосочетание остаётся хотя бы серьёзным шагом и представляет собой историю длиною во много-много жизней наших предков. Я считаю, что создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на Земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак – одно из самых важных в жизни любого человека. По моему мнению, при вступлении в брак людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.
Интересуясь данной темой, я узнала, что бракосочетание на Руси- это целый обряд, состоящий из нескольких этапов, венцом которого была свадьба. К сожалению, в современной России почти все традиции этого старинного и древнего обряда утрачены. Последнее время постепенно возрождается лишь традиция венчания в церкви, т. е. заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе, хотя часто и даже об этой регистрации просто не вспоминают.
И вот здесь нужно задаться вопросом: а к чему мы идём? Может быть, мы в своеобразные нигилисты? Брак издревле являлся основой семьи, а та, в свою очередь, - основой всего общества. Выходит, что забывая об одном, мы рушим другое. Мы рушим будущее своих детей и внуков. Я думаю, что никому на самом деле не хочется остаться у разбитого корыта. Поэтому, считаю, что это проблема нашего общества, а её корни уходят далеко в прошлое.
Данная тема актуальна
В ходе данной работы я бы
хотела ознакомиться с
Исследуя данную тему, я использовала некоторые, понравившиеся мне литературные источники. Например, «Энциклопедия обрядов и обычаев», в которой я нашла много интересной и полезной информации. Кроме того, хотелось бы отметить и литературу под названием «Женщина в древнем мире», в которой описаны малоизвестные и, порой немного шокирующие современность, факты о жизни и правилах людей древнего мира. Наряду с уже затронутыми мной здесь литературными источниками я использовала и другую информацию ,при помощи которой получила ответы на поставленные вопросы.
Содержание.
Введение…………………………………………………
1. Свадебный обычай в истории стран мира……………………………………………5-8
2. Общая характеристика свадьбы в России………………………………………………8-9
3. Царская
свадьба……………………………………………………………
4. Этапы обряда бракосочетания на Руси…………………………………………………12-18
4.1. Знакомство……………………………………………………
4.2. Сватовство……………………………………
4.3. Смотрины…………………………………………………………
4.4. Сговор………………………………………………………………
4.5 День
свадьбы……………………………………………………………
4.6. Венчание…………………………………………………………
4.7. Визитная
неделя………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
1.Свадебный обычай в истории стран мира.
Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится «совершенным», что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой.
Наряду с «браком по обычаю», который был известен еще со времени Хаммурапи и который римляне называли «usus», древнейшей и распространеннейшей формой женитьбы можно считать «покупку невесты». В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая.
С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.
Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда – обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена»1. Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель.
Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датированный 135 г. н. э. и найденный в пещере у Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…».2Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей.
Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э. . Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты.
Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некоторых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации.
Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать с половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, «покуда они держат руку свою на их затылке» и «прежде чем девушка созреет как полная луна»3 т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхесенамон, а его невесте – одиннадцать.
Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами – жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак.
Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть прочным и счастливым.
Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично свадьба – это торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и интимность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обратимся к истории.
У древних славян-древлян, вятичей и радимичей существовал обычай похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.
Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы, песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого ритуала – в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса – непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название «продуцирующая магия».
У римлян так же, как у славян, существовал обычай петь песни новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально приглашенные бабки , старались лить слезы ручьями по всем правилам древней антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.
Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам, а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».
В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.
И, наконец, свидетельство о браке. Когда-то сам факт сожительства полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно такая форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и послужило причиной появления свидетельства.
2. Общая характеристика свадьбы в России.
Русские женились очень рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни, были к тому и другие причины. Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла:
Не женат – не человек.
Холостой – полчеловека.
Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет.
Семья воюет, а одинокий горюет.
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству:
Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа.
С ним горе, а без него – вдвое.
Хоть лыками сшит, да муж.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини»4,- писал Костомаров об обычаях наших предков XVII – XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми.
Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи. Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом».