Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:53, реферат
Данная тема актуальна особенно для молодёжи , так как именно нам ещё предстоит создавать семьи, строить своё будущее. Ведь вместо красивых русских свадебных обрядов мы уже за счастье имеем неестественно-радостную регистрацию в районном загсе и скучный банкет в ресторане, нередко заканчивающийся банальной пьянкой, вместо яркого, запоминающегося на всю жизнь праздника.
В ходе данной работы я бы хотела ознакомиться с правилами и последовательностью проведения древнейшего обряда бракосочетания на Руси, и сравнить прошлое и настоящее.
Исследуя данную тему, я использовала некоторые, понравившиеся мне литературные источники. Например, «Энциклопедия обрядов и обычаев», в которой я нашла много интересной и полезной информации. Кроме того, хотелось бы отметить и литературу под названием «Женщина в древнем мире», в которой описаны малоизвестные и, порой немного шокирующие современность, факты о жизни и правилах людей древнего мира. Наряду с уже затронутыми мной здесь литературными источниками я использовала и другую информацию ,при помощи которой получила ответы на поставленные вопросы.
Введение…………………………………………………………………………………………………..2-3
1. Свадебный обычай в истории стран мира……………………………………………5-8
2. Общая характеристика свадьбы в России………………………………………………8-9
3. Царская свадьба……………………………………………………………………………………...9-12
4. Этапы обряда бракосочетания на Руси…………………………………………………12-18
4.1. Знакомство……………………………………………………………………………………..12-13
4.2. Сватовство………………………………………………………………………………………13-14
4.3. Смотрины………………………………………………………………………………………..14
4.4. Сговор……………………………………………………………………………………………..14-15
4.5 День свадьбы………………………………………………………………………………….16
4.6. Венчание…………………………………………………………………………………………16-17
4.7. Визитная неделя……………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………….19-20
Список использованной литературы………………………………………………………..21
Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было. Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или невесты, но не обязательно. По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь. Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы держали во время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, вели свадебное застолье.
Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в экипаж вместе со свахой, девушками-провожатками и мальчиком-светчим, которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха становились справа.
4.6. Венчание.
Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры. Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».
С приходом христианства народное венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами.
В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, а гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.
Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!». На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой весьма рискованного содержания.
На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.
4.7. Визитная неделя.
После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями и десерт. Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные» письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме, образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивался цикл городской свадьбы.
Заключение.
В ходе данной работы были получены ответы на поставленные ранее вопросы. Оказывается, древний обряд бракосочетания проходил в несколько этапов.
Первый этап - знакомство. Как оказалось, существовали определенные места, где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу. Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах. В более культурной среде устраивались домашние вечера. Вторым этапом являлось сватовство, где важную роль играли свахи, в обязанности которых входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит. Затем, обычно через неделю назначались смотрины. В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. У дворян в день смотрин устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не велось. После смотра происходил сговор, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки. При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты подарки. Следующим этапом был день свадьбы. В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть невесту. Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в экипаж вместе со свахой, девушками-провожатками и мальчиком-светчим. Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. С приходом христианства народное венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Заключительный этап- визитная неделя. В эту неделю этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей.
Обрядовое действие являлось способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое. Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен.
Все мы – дети своих родителей,
Список использованной литературы.
1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985.
2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, 1990.
3. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М.:Наука, 1990.
4. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М.: Просвещение,1996.
5. Энциклопедия обрядов и обычаев. Санкт-Петербург:, Респекс, 1996.
1 Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, 1990, с. 27
2 Там же, с. 41
3 Энциклопедия обрядов и обычаев. Санкт-Петербург:, Респекс, 1996, с. 112
4 . Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М.: Просвещение,1996, с. 125