Общая характеристика культуры средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры — весь хрестоматийный набор признаков эпохи. Но это признаки внешние, своего рода декорации, на фоне которых действуют люди. Каковы они? Каков был их способ видения мира, чем они руководствовались в своем поведении

Содержание

1) Введение…
2) Общая характеристика культуры средневековья….
3) Роль религии в средневековой культуре…
4) Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 27.65 Кб (Скачать файл)

Культура средневековья.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  План   

 1)  Введение…

 2)  Общая характеристика культуры средневековья….

 3)  Роль религии в средневековой культуре…

  4) Список литературы.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение 

   Средние  века...

   При мысли  о них перед нашим умственным  взором вырастают стены рыцарских  замков и громады готических  соборов, вспоминаются крестовые  походы и усобицы, костры инквизиции  и феодальные турниры — весь  хрестоматийный набор признаков  эпохи. Но это признаки внешние,  своего рода декорации, на фоне  которых действуют люди. Каковы  они? Каков был их способ  видения мира, чем они руководствовались  в своем поведении? Если попытаться  восстановить духовный облик  людей средневековья умственный, культурный фонд, которым они  жили, то окажется, что это время  почти целиком поглощено густой  тенью, отбрасываемой на него  классической античностью, с одной  стороны, и Возрождением —  с другой. Сколько искаженных  представлений и предрассудков  связано с этой эпохой? Понятие  “средний век”, возникшее несколько  столетий назад для обозначения  периода, отделяющего греко-римскую  древность от нового 

времени, и с  самого начала несшее критическую, уничижительную оценку — провал, перерыв в культурной истории Европы, — не утратило этого  содержания и по сей день. Говоря об отсталости, бескультурье, бесправии, прибегают к выражению “средневековый”. “Средневековье” — чуть ли не синоним  всего мрачного и реакционного. Ранний его период называют “темными веками” .

 

 

 

 

 

 

 1)  Общая характеристика культуры средневековья   Цивилизация европейского средневековья представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей после

Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним  векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась  численность населения 

(со 120 млн. чел.  в период расцвета Римской  Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.), пришли в упадок города, замерла  торговля, примитивный государственный  строй пришел на смену развитой  римской государственности, всеобщая  грамотность сменилась неграмотностью  большинства населения. Но в,  то, же время нельзя рассматривать  Средние века как некоторый  провал в развитии европейской  цивилизации. В этот период  сформировались все европейские  народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.) сложились основные европейские языки

(английский, итальянский,  французский и др.), образовались  национальные государства, границы  которых в целом совпадают  с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время, как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках (идея ценности человеческой жизни, представление о том, что безобразное тело не препятствие для духовного совершенства, внимание к внутреннему миру человека, убежденность в невозможности появления в общественных местах в обнаженном виде, идея любви как сложного и многогранного чувства и многое другое). Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.

   В результате  варварских завоеваний на территории  Западной Римской империи образовались  десятки варварских королевств. Вестготы в 419 г. основали в  Южной Галлии королевство с  центром в Тулузе. В конце V - начале VI века Вестготское королевство  распространилось на Пиренеи и в Испанию. Столица его была перенесена в город Толедо. В начале V в. севы и вандалы

вторглись на Пиренейский  полуостров. Севы захватили северо-запад, вандалы некоторое время жили на юге - в современной Андалузии (первоначально называлась Вандалусия), а затем 

основали королевство  в Северной Африке со столицей на месте  древнего Карфагена. В середине V. в. на юго-востоке современной Франции образовалось Бургонское  королевство с центром в

г. Лионе. В Северной Галлии в 486 г. возникло королевство франков. Его столица находилась в Париже. В 493 г. остготы захватили Италию. Их король Теодор царствовал более 30 лет в качестве "короля готов и италиков". Столицей государства был город Равенна. После смерти Теодориха остготскую Италию завоевала Византия (555 г.) , но ее господство было непродолжительным. В 568 г. Северную Италию захватили лангобарды. Столицей нового государства стал город Павия. На территории Британии к концу VI в. образовалось семь варварских

королевств. Созданные  германскими племенами государства  непрерывно воевали между собой, их границы были непостоянны, а существование  большинства из них недолговечно.

   Во всех  варварских королевствах германцы  составляли меньшинство населения. (от 2-3% в остготской Италии и  вестготской Испании до 20-30% в  государстве франков) . Поскольку  в результате удачных завоевательных  походов франки расселились впоследствии  на значительной части территории  бывшей Западной Римской империи,  доля германских народов в  среднем несколько увеличилась,  но концентрация франков в  Северной Галлии сократилась.  Отсюда следует, что история  средневековой Западной Европы - это история по преимуществу  тех же самых народов, что  населяли ее в эпоху античности. Однако общественный и государственный  строй на завоеванных территориях  существенно изменился. В V-VI вв. в пределах варварских королевств  сосуществовали германские и  позднеримские институты. Во всех государствах была проведена конфискация земель римской знати - в больших или меньших масштабах. В среднем,

перераспределение собственности затронуло от 1/3 до 2/3 земель. Крупные земельные владения раздавались королями своим дружинникам, которые тут же переводили оставшиеся в римских

виллах рабов  в положение зависимых крестьян, уравнивая их с колонами. Мелкие наделы получали рядовые германцы- общинники. Первоначально община сохраняла  собственность на землю.

Таким образом, на территории варварских королевств сосуществовали крупные вотчины новых германских землевладельцев, в которых работали превратившиеся в крепостных крестьян бывшие римские колоны и рабы (по происхождению - часто коренные жители этих мест, обращенные в свое время  в рабство за долги, так как  отмененное в Риме долговое рабство  сохранялось в провинциях) , римские  виллы, где прежние землевладельцы продолжали вести хозяйство позднеримскими методами, и поселения свободных  крестьянских общин, как германские, так и общин коренного населения. Для государственного строя также  был характерен эклектизм.

   В городах  продолжали существовать римские  городские комитеты, которые теперь  подчинялись варварскому королю. В сельской местности функционировали  народные собрания вооруженных  общинников. Сохранилась римская  система налогообложения, хотя  налоги были уменьшены и поступали  королю. В варварских государствах  сосуществовали две системы судопроизводства. Действовало германское правоварварские  "правды" (для германцев) и  римское право (для римлян и  местного населения) . Имелось два типа судов. На территории ряда варварских государств начался синтез позднеримских и германских институтов, но в полной мере этот процесс, результатом которого явилось становление западноевропейской средневековой цивилизации, развернулся в пределах государства франков, которое в VIII- начале IX вв. превратилось в обширную империю в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме папой как

"император  римлян".

   Империя  объединила территории современной  Франции, значительную часть будущих  Германии и Италии, небольшой  район Испании, а также ряд  других земель. Вскоре после смерти  Карла Великого это наднациональное  образование распалось. Верденский  раздел империи (843 г.) положил  начало трем современным государствам: Франции, Италии и Германии, хотя  их границы тогда не совпадали  с теперешними. Становление средневековой  европейской цивилизации происходило  также на территориях Англии  и Скандинавии. В каждом регионе  Западной Европы обозначенный  процесс имел свои особенности  и протекал разными темпами.  В будущей Франции, где римские  и варварские элементы были  уравновешены, темпы оказались самыми 

высокими. И Франция  стала классической страной средневекового Запада. В Италии, где римские  институты преобладали над варварскими , на территориях Германии и Англии, отличавшихся

прилигированием варварских начал, а также в Скандинавии, где синтеза не было вообще (Скандинавия никогда не принадлежала Риму) , средневековая цивилизация складывалась медленнее и имела несколько иные формы.

  2)   Роль религии в средневековой культуре

   Громадную  роль играли католическая церковь  и христианская религия римско-католического  образца. Религиозность населения  усиливала роль церкви в обществе, а экономическая, политическая  и культурная деятельность духовенства  способствовала поддержанию религиозности  населения в канонизированной  форме. Католическая церковь представляла  собой жестко организованную, хорошо  дисциплинированную иерархическую  структуру во главе с первосвященником - папой римским. Поскольку это  была надгосударственная организация,  папа имел возможность через  архиепископов, епископов, среднее  и низшее белое духовенство,  а также монастыри быть в  курсе всего, что происходило  в католическом мире и проводить  свою линию 

через те же институты. В результате союза светской и  духовной власти, возникшего вследствие принятия франками христианства сразу  в католическом варианте, франкские  короли, а затем и 

государи других стран делали церкви богатые земельные  пожалования. Поэтому церковь вскоре стала крупным землевладельцем: она владела одной третью всех обрабатываемых земель Западной Европы. Занимаясь ростовщическими операциями и ведя хозяйство в принадлежащих  ей владениях, католическая церковь  представляла собой реальную экономическую  силу , что было одной из причин ее могущества.

   Долгое  время церкви принадлежала монополия  в области образования и культуры. В монастырях сохранялись и  переписывались античные рукописи, комментировались применительно 

к потребностям теологии античные философы, прежде всего, кумир  средних веков Аристотель. Школы  первоначально имелись только при  монастырях, средневековые университеты были, как правило, связаны с церковью. Монополия католической церкви в  области культуры приводила к  тому, что вся средневековая культура носила религиозный характер, а все  науки были подчинены теологии и  пропитаны ею. Церковь выступала  проповедником христианской морали, стремясь привить христианские нормы  поведения всему обществу. Она  выступала против бесконечных усобиц, призывала воюющие стороны не обижать мирное население и соблюдать  некоторые правила по отношению  друг к другу. Духовенство заботилось о стариках, больных и 

сиротах . Все это поддерживало авторитет церкви в глазах населения. Экономическая мощь, монополия на образованность, моральный авторитет, разветвленная иерархическая структура

способствовали  тому, что католическая церковь стремилась играть в обществе руководящую роль, поставить себя выше светской власти. Борьба государства и церкви проходила  с переменным успехом. Достигнув максимума ,XII-XIII вв. могущество церкви впоследствии стало падать, и победила в конечном итоге королевская власть. Окончательный удар светским притязаниям папства нанесла Реформация.

   Общественно-политический  строй, утвердившийся в Средние  века в Европе, в исторической  науке принято называть феодализмом.  Это слово происходит от названия  земельного владения, которое представитель  господствующего класса-сословия  получал за военную службу. Владение  это называлось феод. Не все  историки считают, что термин  феодализм удачен,

поскольку понятие, положенное в его основу, не способно выразить специфику среднеевропейской  цивилизации. Кроме того, не сложилось  единого мнения по вопросу о сущности феодализма.

Одни историки видят ее в системе вассалитета, другие - в политической раздробленности, третьи - в специфическом способе  производства. Тем не менее, понятия  феодальный строй, феодал,

феодально-зависимое  крестьянство прочно вошли в историческую науку. Поэтому постараемся дать характеристику феодализма, как общественно-политического  строя, свойственного европейской  средневековой цивилизации.

   Характерной  чертой феодализма является феодальная  собственность на землю. Во-первых, она была отчуждена от основного  производителя. Во-вторых, носила  условный, в-третьих -

иерархический характер. В-четвертых, была соединена с политической властью. Отчуждение основных производителей от собственности на землю проявлялось  в том, что земельный участок,

на котором работал крестьянин, являлся собственностью крупных землевладельцев - феодалов. Крестьянин имел ее в пользовании. За это он был обязан или работать на господском поле сколько-то дней в неделю или платить оброк - натуральный или денежный. Поэтому эксплуатация крестьян носила экономический характер. Внеэкономическое принуждение - личная зависимость крестьян от феодалов - играла роль дополнительного средства. Эта система отношений возникла с оформлением двух основных классов средневекового общества:

феодалов (светских и духовных) и феодально-зависимого крестьянства.

   Феодальная  собственность на землю носила  условный характер, так как феод  считался пожалованным за службу. Со временем он превратился  в наследственное владение, но  формально 

Информация о работе Общая характеристика культуры средневековья