Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 05:22, доклад
Греция, – уникальная по своей культуре страна, в которой смесь предрассудков и обычаев тесно вплетается в узор повседневной жизни. Мало кому в нашем мире высоких технологий удалось сохранить старинные традиции во всем их великолепии, но Греция – ярчайший тому пример.
Обычаи Греции
Греция, – уникальная по своей культуре страна, в которой смесь предрассудков и обычаев тесно вплетается в узор повседневной жизни. Мало кому в нашем мире высоких технологий удалось сохранить старинные традиции во всем их великолепии, но Греция – ярчайший тому пример.
Греки, как нация, - достаточно суеверный народ, хотя и редко это признают. Даже в наши дни сложно найти в Греции ребенка, который бы не носил на цепочке бусинку из бирюзы, отводящую сглаз и порчу. Такие бусинки можно встретить и в машинах на зеркалах заднего вида, и на шее у лошади; иногда их украшает изображение маленького глаза.
Многие обычаи, оберегающие от порчи, очень близки, по сути, к нашим. Таким образом, если грек, превознося Вашу красоту и обаяние, постучит три раза по дереву или сплюнет через левое плечо – не удивляйтесь, ведь все это делается исключительно с целью уберечь Вас от зависти богов, которые могли бы подслушать ваш разговор.
Часто можно услышать, как в разговоре двух греков буквально "в пыль" критикуется какой-то их общий знакомый. Причем обилие шума и жестов при этом создает полное впечатление начала крупного конфликта. Но это не зависть к обсуждаемому человеку и не желание ему зла, а наоборот - ограждение его от сглаза и порчи.
Народонаселение Греции с трудом можно назвать ярыми фанатиками и защитниками христианской церкви – большинство их обычаев и традиций имеют под собой почву, созданную языческой религией. Даже их взаимоотношения с богом имеют некий характер взаимовыгодной сделки – грек должен принести какое-либо подношение в надежде получить желаемое. Однако и тут проявляются свои особенности культуры - например, в качестве подношения нередко используется такой предмет, как «тама», неизвестный более ни для каких народов. «Тама» представляет собой серебряную табличку с изображением того, кого требуется оберегать или вылечить, - например, на ней может быть выгравирован ребенок, или сердце, или глаза, а иной раз даже машина, яхта, дом.
Немалая часть обычаев и традиций связана напрямую с приходом в дом гостей. Так, по одному греческому поверью, считается дурным тоном не предложить гостю чего-нибудь выпить. От такого приглашения отказываться не следует. Также интересно отметить, что если человек не намеревается остаться у гостеприимных хозяев на ночь, то ему ни в коем случае нельзя причесываться в этом доме или стричь ногти.
Кто не помнит старинного русского фразеологизма «встал с левой ноги»? Слабый отголосок этого присловья можно увидеть и в обязательной традиции первому гостю первого января переступать порог строго правой ногой. Чтобы окончательно соблюсти все традиции, этот гость также должен принести с собой плод граната, и, входя, швырнуть его об пол, чтобы зерна, разлетевшиеся вокруг, принесли благополучие и процветание в этот дом.
Стоит также упомянуть об одной интересной традиции, которая после 19 века отошла в историю. Знает ли кто из нынешних модниц, что не так давно в Греции короткие, обрезанные волосы считались позором для всей семьи и самой девушки? Тем не менее, короткие волосы могли свидетельствовать либо о ревнивом нраве мужа, который подстриг свою супругу, чтобы никто больше не пожелал на ней жениться, либо о вероломной мести враждующей семьи.
Безудержный
оптимизм греков нигде так не проявляется,
как в их похоронных обрядах. Поскольку
никто не считает себя грешником,
каждый убежден, что когда умрет
- попадет на небеса, на специально зарезервированное
для него облачко. Поэтому мысли
о смерти особого ужаса не вызывают.
Греческие похороны - это тщательно разработанное
мероприятие, за которым следует угощение
- кофе и бренди - для тех, кто пришел проводить
покойного, а для близких родственников
и друзей устраиваются также поминки с
рыбным меню.
Памятные службы совершаются на 40-й день
после смерти, и тогда едят ложечками восхитительную
смесь из вареных пшеничных зерен, разнообразных
орехов, семечек, изюма и сахара.
Греки после смерти покоятся в могилах
из мрамора, увенчанных большими белыми
мраморными же крестами. Через три года
после погребения кости выкапывают и помещают
в семейные усыпальницы, решая, таким образом,
проблему перенаселения кладбищ. Цветы,
свежие или искусственные, и постоянно
горящие масляные лампы являются стандартным
украшением могил. Яркие разноцветные
пластмассовые ведерки - свидетельство
того, что преданные родственники регулярно
моют мраморные плиты.
Кладбища ежедневно с утра до вечера полны
народу, и священники в нарядном облачении
расхаживают взад-вперед по аллеям, готовые
откликнуться на призыв любого, кому вдруг
вздумается заказать 10-минутную поминальную
службу у могилы родственника или близкого
друга. Ночью ярко горящие светильники
под высокими кипарисами придают греческим
кладбищам спокойную и безмятежную атмосферу,
где нет места страшным призракам.
Вера греков в загробную жизнь (причем
в жизнь хорошую и комфортабельную) означает,
что праздник Пасхи становится главным
религиозным событием. Начинается он со
Страстной недели, во время которой практически
все блюдут пост и забегают в церковь,
пусть даже всего один раз и на несколько
минут, чтобы отстоять специальную службу.
В Страстную пятницу совершается процессия
украшения цветами Гроба Господня, и завершается
кульминация в Великую субботу полуночной
службой под открытым небом. Наконец, шутихи
и фейерверки разукрашивают ночное небо,
возвещая воскрешение Христа, и улицы
наполняются людьми, несущими домой зажженные
свечи.
Пасхальное воскресенье немыслимо без
жаренного на вертеле барашка и без разбивания
раскрашенных крутых пасхальных яиц со
всеми, кто присутствует на празднике.
Один держит яйцо в кулаке, другой ударяет
его своим яйцом. Последний говорит: "Христос
воскрес!", а первый отвечает: "Воистину
воскрес!". Потом яйца переворачиваются,
и процедура повторяется. В конце концов,
каждая семья остается с горой крутых
яиц, которые на следующий день режутся
в салат.
Жизнь семьи
Греки считают членами своего семейства не только мать, отца и детей, но и всех бабушек, дедушек, теть, дядь и прочих кузенов. В сельских районах, так как оба родителя обычно работают на земле и мало бывают дома, бабушки и дедушки проживают со своими детьми и ухаживают за внуками. В городах же картина более близка к общеевропейской, но и здесь представить себе греческую семью без многочисленной родни, навещающей друг друга ежедневно или живущей рядом, попросту невозможно.
Традиционно греческое общество было довольно сильно разделено по гендерному признаку. Даже до прихода турок мужчины и женщины имели очень различные роли в семье и различное положение в обществе. Женщины, как ожидалось, должны были сосредоточить свои усилия на семье и доме, мужчины - обеспечивать семью всем необходимым. Сегодня эти роли изменились, и довольно сильно. Женщины в местном обществе давно имеют равные права с мужчинами и достигли больших профессиональных высот, с 1952 года они имеют право занимать общественные посты. При этом не следует забывать, что мать и бабушка всегда имели в местной семье очень высокое положение, и "новые веяния" только укрепляют этот статус. Выходя замуж, греческая женщина может оставить себе девичью фамилию.
Характерно, что родители обычно строят или достраивают дом не для сыновей, а для дочерей - именно они здесь являются неформальными наследниками своих родителей, хотя по закону все дети имеют равные права.
Взаимоотношения между людьми разных возрастов достаточно стандартны для европейской страны. Однако уважение к старшим всеобъемлюще - они первыми входят в комнату, первыми садятся за стол, руководят всеми церемониями и являются главными советчиками во всех аспектах жизни семьи. В случае если за столом сидит несколько пожилых людей, ориентируются на самого старшего, даже если он не является членом семьи. Дети обычно выполняют всякие мелкие поручения или прислуживают старшим в меру приличия. Традиция заставляет более молодых женщин публично подчиняться мужчинам и не противоречить им, однако старшие женщины в семье могут прерывать разговор мужчин без опасения. Да и в целом греческие женщины не особенно церемонятся в этом вопросе, но - только "в кругу своих". Крик и брань на людях считаются признаком неумения решать свои дела самостоятельно и спокойно, а потому откровенно не приветствуются. При этом немаловажен и вопрос родства или знакомства - если на людях просто одетая женщина открыто отчитывает представительного мужчину, то можно быть уверенным, что это либо его родственница, либо хорошая знакомая его родни. В противном случае столь явное унижение мужчины в глазах окружающих попросту недопустимо. Но и мужчина прилюдно повышать голос на женщину практически не имеет права - не она сама, так окружающие быстро "прилепят" ему ярлык слабака, что в местных условиях исправить бывает очень непросто. Впрочем, это опять же касается самих греков - в районах проживания этнических меньшинств картина может быть совсем иной.
Опьянение и появление в нетрезвом виде в общественном месте всегда было в Греции поводом для презрения как неспособность держать себя в руках. Нетрезвый вид при совершении какого-либо проступка считается здесь отнюдь не смягчающим вину обстоятельством, а наоборот, причем заметно. В этом причина многих довольно серьезных конфликтов с иностранными туристами. Здесь же кроется причина того, что грек никогда не будет настаивать на "еще по одной" за столом - чувство меры и искусство винопития здесь возведено в культ (в среде близких людей еще можно рассчитывать на некоторое снисхождение, но не более того). Репутация пьяницы здесь вполне способна испортить человеку всю жизнь, а иностранца, замеченного в этом пороке, будут всячески игнорировать - пусть не всегда явно, но зачастую очень язвительно.
Поздороваться при входе в таверну или магазин со всеми присутствующими, в том числе и с незнакомыми - вполне в порядке вещей. В провинциальных городках даже на улицах все здороваются со всеми, причем часто не по разу за день.
О наказаниях.
В некоторых
греческих деревнях воры (конокрады,
скотокрады) не боялись тюремного
заключения ( 15 суток за каждое украденное
животное), Самым страшным для них было
совсем другое наказание, то, что происходило
после их освобождения: каждому пойманному
преступнику, полиция или односельчане
взваливали ему на плечи животное, или
предмет, который он своровал, и в сопровождении
жандармов и местных жителей, он должен
был пройти всю деревню от края до края
крича: "Что хотел то и получил!".
Похожему наказанию подвергались и неверные
жены, арестованные за измену мужу. Их
сажали верхом на осла задом наперед и
водили по всей деревне от края до края,
хлестая и дразня их.
С древних времен и по настоящий день, в большинстве районов Греции, подготовка девочек к свадьбе начиналась практически с момента ее рождения. Матери готовили и приданое для своих дочерей( постельное белье, полотенца) и собирали все необходимое для ведения хозяйства . Так же приданое включало в себя земли, стада животных и деньги. Во многих районах Греции, отец невесты должен был подготовить обустроенный дом для молодоженов.
Свадьба
празднуются в течение
На кануне свадьбы( обычно в пятницу или субботу вечером), происходит "нифостоли"(дословно - невестино украшение).Для этого, свободные(незамужние ) девушки-подружки украшают дом невесты пиданым: вышитые одеяла и подушки, постельное белье и т.п.Во время этого присутствуют все родственники и друзья невесты, но кроме жениха(видеть невесту до свадьбы считается плохим знаком для будущей семьи). Гости украшают брачное ложе цветами , монетами и другими деньгами.
В день самой свадьбы происходит традиционное приготовление невесты. Девушка пишет на подошве своих свадебных туфель имена незамужних подруг, девушка, чье имя сотрется первым- вскоре выйдет замуж. Родственники и друзья жениха идут к нему в дом для "бритья" будущего мужа и шафера (кумбароса). После "бритья", вся эта процессия сопровождает жениха до церкви, где он будет ждать свою невесту, кум едет за невестой, чтобы предупредить о том, что все ждут её приезда. И вот подъезжает машина и выходит невеста, а за ней следуют маленькие дети, обычно это девочки «паранифакья», одетые соответственно в белые платья. Отец невесты подводит её к церкви и в это время вокруг раздаются бурные аплодисменты приглашенных. Отец передаёт свою дочь в руки счастливого жениха. После этого жених и невеста, а за ними и все приглашенные, входят в церковь, и начинается таинство. Во время венчания кум надевает кольца молодым.
После венчания в церкви все приглашенные отправляются на пиршество в ресторан, где всегда звучит «живая» музыка. Веселиться все начинают после того как приезжают в ресторан молодожёны. Первыми начинают танцевать невеста с женихом. Существует очень интересный обряд, когда на сцену вместе с невестой выходят танцевать только неженатые парни. Во время танца невеста бросает в круг свой платок. Считается, что тот, кто поймает этот платок, в скором времени женится. На следующий день после свадьбы молодожены отправляются в свадебное путешествие, которое должно оставаться в секрете. Весь первый год после свадьбы невесту оберегают от переживаний, не разрешается ходить на похороны и даже есть поминальную кутью.
День
крещения - это один из самых важных
дней в жизни православных греков.
Обычно это происходит в первый год
жизни ребенка. Как правило, до крещения
новорожденный не имеет имени, и
его называют просто "моро",
что в переводе означает "малыш".
Церемония крещения начинается у входа
в церквь, где родители ребенка отдают
его в руки крестного отца или крестной
матери (нонос и нона). Затем священник,
родители и крестные проходят в церковь,
где одна из женщин(обычно бабушка), берет
ребенка на руки, его раздевают и заворачивают
в белое полотенце.
Затем священник благословляет воду из
купели , и добавляет оливковое масло,
купленное крестными родителями. После
этого он три раза погружает малыша в купель
с освещенной водой, произнося выбранное
имя (обычно это имя бабушки или дедушки).
Ребенок принимает причастие от священника,
который благословляет младенца с "мирра"
(масло, освященное Патриархом), а так же
одежду ребенка. Затем его одевают в белую
одежду, и священник вешает на шею золотую
цепочку с крестом и дает младенцу его
первое Святое Причастие.
В конце церемонии родители целуют руки
крестного отца и крестной матери и слышат
пожелания от всех гостей долгой жизни.
Далее праздничная церемония продолжается
либо в доме, либо в ресторане.