Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:17, контрольная работа
Культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в организации, которая познаётся сотрудниками организации по мере того, как им приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами.
Введение.
Культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в организации, которая познаётся сотрудниками организации по мере того, как им приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Осознание культурных традиций позволяет новым членам организации правильно мыслить, чувствовать, понимать окружающих.
Как правило, в крупнейших компаниях существует сильная организационная культура. Её параметры, являясь смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, часто проявляясь в столкновениях культур, специфичны. Культура организации представляет собой сложную взаимосвязь важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, распоряжения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.
Значение организационной культуры для развития организации определяется рядом обстоятельств. Во - первых, она придаёт сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и приемственности в организации. Во-вторых, знание основ организационной культуры помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них всё наиболее важное и существенное. В- третьих, внутриорганизационная культура стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего перед ним задачи.
Раздел 3 Теория организации
3 Этапы развития и формирование организационной культуры
3.1 Значение организационной культуры
Организационная культура означает упорядоченную совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Эта совокупность может быть явной, то есть зафиксированной в форме каких-либо документов и неявной — отраженной в сознании человека и поддерживаемая традициями, верой, договоренностями. Часто эта совокупность принимается и разделяется человеком или коллективом без всяких доказательств или насилия со стороны внешней по отношению к ним внешней среды.
Организационная культура (ОК) является связующим элементом в отношениях людей, компании и позволяет делить их на своих и чужих. Если человек находится в чуждой организационной культуре, его деятельность будет сковываться, тормозиться. Если же организационная культура соответствует ему, то деятельность человека будет приятнее и продуктивнее. Активизирующее или тормозящее действие организационной культуры проявляется в любой деятельности социальной системы- в производственной, спортивной, культмассовой, управленческой. Поэтому изучение ее особенностей, условий использования и формирования — важная задача теории организации.
Организационная культура включает в себя элементы теории, методологии и практики. Как теория организационная культура — это область знаний, входящая в серию управленческих наук, среди них: теория управления, менеджмент, теория организации, организационное поведение. Как методология организационная культура представляет собой набор технологий, средств и методов ее формирования, корректировки или ликвидации. Как практика — это набор традиций, общих подходов, мировоззрений людей, групп или общества. Организационная культура как наука выделилась из организационного поведения (ОП), которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организационной деятельности.
В этой деятельности важными объектами изучения являются:
1 человеческие ресурсы в организационной системе;
2 личность в организации (индивидуальное поведение);
3 групповое поведение в организации;
4 поведение руководителя в организации;
5 адаптация организации к внутренней и внешней среде;
6 повышение организационной эффективности в деятельности организации.
Организационная культура может рассматриваться как процесс и как явление. [1.120]
Как процесс организационная культура — это деятельность по формированию или исполнению набора правил и норм, а как явление организационная культура - это набор правил, инструкций, норм, принципов и т.п., зафиксированных письменно или устно.
Цель организационного поведения — помочь людям более продуктивно работать, реализовать свои потребности и интересы в организациях, а также получать от всего этого большее удовлетворение. Для реализации данной цели требуется сформировать ценностные установки личности, организации, отношений и т. д. Речь идет о нормах, правилах или стандартах организационного поведения человека, группы, компании или общества. Любое поведение должно оцениваться или самоонениваться по общественно-прогрессивным меркам. Перечисленные объекты изучения организационного поведения.связаны между собой множеством общих принципов, закономерностей, потребностей и интересов. Среди этого множества выделяется организационная культура (ОК) личности, группы, компании и общества. Интерес к организационная культура довольно высок, так как она является существенным ресурсом, влияющим на поведение людей. организационная культура зависит от многих факторов мирового и национального развития стран, технологий, культуры. В противоположность организационная культура выделяют псевдо- организационную культуру (ПОК), сформированную на базе аморальных, порочных организационных отношений, например, организационную культуру террористических и мафиозных организаций, организационную культуру наркобизнеса. Конечно, круг людей, придерживающихся ПОК ничтожнен по сравнению с основной массой населения, соблюдающих естественную организационная культура. Обобщая приведенные рассуждения, можно сформулировать общее определение организационная культура.
3.2 понятие организационной культуры
Организационная культура - это совокупность связей, поддерживающая организационные отношения людей в социальной организации. организационная культура основана на общественно-прогрессивных формальных и неформальных правилах и нормах деятельности, включающих следующие элементы:
1 обычаи, традиции, веру и символику
2 индивидуальные и групповые интересы,
3 сложившиеся особенности поведения персонала,
4 стиль руководства,
5 показатели удовлетворенности работников условиями труда,
6 уровень взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией,
7 перспективу развития. [2.56]
3.3 Методы формирования и развития организационной культуры.
Изменение организационной культур.Формирование организационной культуры – это попытка конструктивного влияния на социально- психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определённые установки, систему ценностей у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение., но при этом всегда следует учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала. Организационная культура проходит следующие этапы формирования:
1) Некое лицо решает основать новое предприятие.
2) Основатель привлекает ещё одно или более ключевое лицо и создаёт
базовую группу, которая разделяет идеи основателя. Все члены группы считают, что идеи хороши, что над ними можно работать, что ради них можно рисковать и на них следует тратить время, деньги, энергию.
3) Базовая группа начинает создавать организацию, изыскивая необходимые средства, получая патенты и лицензии, регистрируя компанию, определяя её местоположение, арендуя помещения и так далее.
4). На этом этапе к организации присоединяются другие лица, и начинается формироваться её история.
Организационная культура может формироваться различными путями в результате:
1) Долговременной практической деятельности.
2) Деятельности руководителя или собственника – своя организационная культура.
3). Искусственного привнесения – формирования организационной
культуры специалистами консультационных фирм.
4). Естественного отбора наилучших норм, правил, стандартов,
привнесённых руководителем и коллективом.
Этапы развития и формирование организационной культуры. Организационная культура компании работниками обычно характеризуется тремя уровнями: фрагментарный, ассоциированный и выстраданный.
Фрагментарный уровень — уяснение наиболее ярких, запоминающихся правил, поступков, лозунгов, отражающих особенности компании. Например, все работники приходят на работу на пять - десять минут раньше начала рабочего дня; обращаются друг к другу по имени и отчеству.
Ассоциированный уровень - понимание тех формальных и неформальных правил и норм деятельности, с которыми человек внутренне соглашается, считает правильными и полезными. Например, правила отношений с руководством, подчиненными и коллегами, правила поощрения и наказания.
Выстраданный уровень — принятие всех ключевых формальных и неформальных правил и норм деятельности, действующих в компании. Человек как бы растворяется среди персонала компании. Он становится полностью «своим». В компаниях происходят разные изменения, часть из них может оказать влияние на организационная культура.
Например:
а) приход в коллектив нового сотрудника, обладающего сильным влиянием на окружающих и желающего создать привычную ему по прежней компании ауру отношений, или
б) изменение в составе руководства компании, при котором новый руководитель будет стараться упразднить часть правил и норм деятельности, напоминающих ему прежнего руководителя. Изменение организационная культура всегда проходит болезненно для'сотрудников, особенно, когда действующая организационная культура имеет много убежденных сторонников в компании. Устойчивость организационная культура зависит от трех параметров:
3 гармоничности организационная культура компании с организационная культура внешней среды.
Глубина проникновения организационная культура, как мы ранее уже упоминалось,бывает фрагментарной, ассоциированной и выстраданной.
Широта понимания и использования организационная культура оценивается тремя уровнями отношений количества сотрудников, сознательно придерживающихся принятой в компании ОК к общему количеству работников:абсолютный уровень 80—100% средний уровень 50—60% низкий уровень 20-30% .
Гармоничное сочетание организационная культура компании с организационная культура внешней среды определяется законом композиции и пропорциональности рассмотренным.Согласно этому закону, условием гармонии является наличие всех необходимых элементов (композиция) в требуемой пропорции. Гармоничность оценивается субьекгивыо по естественности поведения сотрудника в компании, с клиентом поставщиком и потребителем.
Выделяют три уровня гармоничности;
- полная гармония — использование хорошо сочетающихся правил и норм;
- средняя гармония — использование в большей мере сочеипо- щихся и в меньшей мере — антагонистических правил и норм;
- дисгармония — использование сильно отличающихся, часто противоположных (антагонистических) правил и норм.
По значениям трех параметров
можно оценить уровень
Оценка уровня устойчивости организационная культура по значениям параметров организационная культура
Для управления состоянием устойчивости организационная культура компании используют ряд приемов, среди них:
- установление приоритетов параметров организационная культура,
- выработка эффективных критериев оценки параметров организационная культура,
- постоянная оценка параметров организационная культура,
- сравнение параметров организационная культура с общественно-прогрессивными нормами и правилами,
- проведение организационных, экономических, психологических мероприятий по усилению, ослаблению или стабилизации значений параметров организационная культура,
разработка более эффективных элементов символики ОК компании.
3.5 Осуществление организационной культуры.
Об организационная культура компании можно говорить только в случае, когда большинство сотрудников ключевых должностей разделяют систему взглядов, предопределяющую взаимопонимание руководства и внешнего окружения. Совокупность характерных ценностных ориентаций и моральных норм формирует «фирменный стиль» компании. Этот стиль может проявляться по отношению к внешней среде («Клиент всегда прав» или «Наши специалисты гарантируют ...»), по отношению к своим сотрудникам («Казарменный стиль», то есть приоритет дисциплины над инициативой или «Виртуальный стиль», то есть приоритет инициативы над дисциплинои).