Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 23:40, курсовая работа
Цель: – изучить историю появления и деятельность ордена иезуитов на территории Беларуси
– исследовать особенности иезуитское барокко на белорусских землях
Задачи: –– изучить памятники иезуитского барокко на территории Беларуси
– рассмотреть характерные особенности архитектуры барокко на примере Оршанского иезуитского коллегиума
Введение
Глава 1 История Орши
Глава 2 Иезуиты на территории Беларуси
2.1 Иезуитское барокко
2.2 Иезуитские коллегиумы на территории Беларуси
Глава 3 История возникновения и развития Оршанского иезуитского коллегиума
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
Глава 1 История Орши |
|
Глава 2 Иезуиты на территории Беларуси |
|
2.1 Иезуитское барокко 2.2 Иезуитские коллегиумы на территории Беларуси Глава 3 История возникновения и развития Оршанского иезуитского коллегиума Заключение Приложение Список литературы |
|
Введение
Культурная жизнь Беларуси XVI–XVIII в. напрямую связана с деятельностью католической организации «Общество Иисуса», или иезуитов, появившейся на территории Беларуси в 70 г. XVI в.
Необходимо отметить, что иезуитский католический монашеский орден был основан ещё в XVI веке в ответ на распространение в ряде европейских стран реформаторского движения. Главной задачей ордена было восстановление пошатнувшегося могущества католицизма. Добиться этого иезуиты собирались через усиление своего влияния в общественно-политической и культурной жизни европейских стран. Именно с этой целью орден начал массовое создание своих монастырей, которые вскоре густой сетью покрыли почти весь мир. Для завоевания же доверия местного населения при монастырях открывались бесплатные школы для всех желающих, аптеки и больницы.
При этом наибольшее внимание иезуиты обращали именно на систему образования. Ещё основатель ордена И.Лойола писал, что будущее принадлежит тем, кто держит в руках подрастающее поколение. Члены ордена хорошо понимали, что будущее страны зависит от молодежи. Поэтому они проводили разнообразную работу по привлечению в свои учебные заведения как можно большего количества детей и юношества, стремясь монополизировать в своих руках образование. В школы принимались дети всех вероисповеданий, в том числе православные и протестанты. К окончанию школы они становились католиками.
Разработанные же орденом учебные программы считались лучшими в мире до середины XVIII века, а многие из их наработок используются и поныне. Практически все известные европейские политические деятели, учёные, философы и писатели того времени в молодости учились в иезуитских школах.
В Беларуси иезуитский орден, однако, столкнулся с мощной конкуренцией со стороны протестантов, униатов и православных. Благодаря этому противостоянию начинается настоящее “соревнование” между различными конфессиями. Попытки привлечь к себе как можно большее число верующих стали одной из основных причин строительства в этот период пышных храмовых и монастырских ансамблей в стиле модного тогда барокко. Особенно выделялись на общем фоне естественно иезуитские костёлы. Некоторыми из них мы можем, кстати, любоваться и поныне (Минск, Гродно, Несвиж). Возводились же эти прекрасные памятники культового зодчества преимущественно на частные пожертвования короля, магнатов и местной шляхты, благодаря которым ряд иезуитских монастырей вскоре стали крупными землевладельцами, владеющими значительными капиталами и тысячами крепостных крестьян.
Цель: – изучить историю появления и деятельность ордена иезуитов на территории Беларуси
– исследовать особенности иезуитское барокко на белорусских землях
Задачи: –– изучить памятники иезуитского барокко на территории Беларуси
– рассмотреть характерные особенности архитектуры барокко на примере Оршанского иезуитского коллегиума
В ходе работы использовались такие книги, как “Иезуиты в восточной части Белоруссии с 1579 по 1772 г.” И.И. Митрошенко, которая позволила получить общее представление о деятельности ордена, истории его появления, «Иезуиты в Белоруссии» Т.Б. Блиновой, которая дала информацию о деталях деятельности ордена на территории Белоруссии. «Архитектура Белоруссии» позволила почерпнуть информацию о таком направлении в архитектуре, как иезуитское барокко. Так же в данной работе представлены материалы из “Энцыклапедыі літаратуры і мастацтва Беларусі”, с помощью которой были объяснены многие архитектурные термины.
Глава1 История Орши
Орша - один из древнейших городов Беларуси, возникший на месте слияния рек Днепра и Оршицы.
История города - переплетение исторических битв и событий, архитектурного и культурного наследия, биографий известных людей. Замечательный, неповторимый город, где в XVII–XVIII вв. было построено одиннадцать монастырей. Недаром историки XX в. назвали Оршу «белорусским Суздалем».
Началось все с исторической встречи «на Рши» 10 июля 1067 г. полоцкого князя Всеслава Чародея с киевскими князьями, о чем записано в летописном своде «Повесть временных лет».
В первом упоминании Орша отмечается как укрепленный населенный пункт, расположенный у слияния Днепра с рекой Оршицей. У устья Оршицы в 1398—1407 гг. по указу князя Витовта был построен Оршанский замок. Первоначально он был деревянным, имел всего три башни. В начале XVI в., во времена правления великого князя литовского Александра, произошла реконструкция замка. По данным инвентарной описи замка 1560 г., замок имел пять башен высотой 16—20 м; одна башня была деревянная, а остальные — каменные до половины. В них хранились запасы военного снаряжения, был тайник для воды, стояли пушки. В замке находился колокол, который предупреждал горожан об опасности. Въездные ворота были оснащены подъемным мостом на цепях. Внутри замка располагались королевский двор, деревянная церковь, тридцать жилых домов, многочисленные хозяйственные сооружения, имелись специальные помещения, в которых оршанцы прятали свое добро во время многочисленных осад.
Замок выдержал многочисленные осады, неоднократно разрушался, но вновь отстраивался, потому что имел большое стратегическое значение, являясь важным форпостом на восточных рубежах сначала для Полоцкого княжества, затем Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.[7, с.7]
Неоднократно колокол на Въездной башне замка поднимал оршанцев на защиту города. Отсюда наши предки уходили на знаменитую Оршанскую битву – крупнейшее сражение XVI в. 8 сентября 1514 г. на реке Крапивенке сошлись восьмидесятитысячное войско московское и вдвое меньшее войско ВКЛ, одержавшее победу. Современники, пораженные неожиданным исходом сражения, сложили о нем песню. Об этом написана и первая в Восточной Европе батальная картина, которая хранится в Национальном музее Варшавы, а копия – в костеле св. Иосифа в Орше.
Издавна Орша была не только торговым и ремесленным, но и культурным центром округи. В XVII–XVIII вв. в городе действовало 11 монастырей.
Особое место в истории православия и восточнославянской культуры занимает мужской Кутеинский Богоявленский монастырь, основанный в предместье Орши в 1623 г. В 1630 г. при нем открывается типография, которую возглавил белорусский печатник и просветитель Спиридон Соболь. Около двадцати изданий, среди которых замечательный "Букварь" (1631 г.) стали итогом ее двадцатипятилетней деятельности. С этим монастырем связано явление в 1631 г. иконы Оршанской Божьей матери – заступницы оршанского народа.[10, с. 91–94]
Сегодня начато возрождение монастыря: отреставрирована церковь, работают мастерские иконописцев, чеканщиков, резчиков по дереву, создается уникальный резной иконостас.
Рядом с мужским монастырем на речке Кутеинке в 1631 г. начато строительство православного Успенского женского монастыря. Всего за двести лет в Орше построили одиннадцать монастырей - бернардинцев, базилианцев, францисканцев, тринитариев, доминиканцев, мариовиток.
13 декабря 1620 г. оршанские горожане получили королевскую грамоту на Магдебургское право. Символом самоуправления стал городской герб - на голубом поле серебряный крест и золотой полумесяц под ним.[7, с.9]
В связи с Ливонской войной, длившейся 25 лет, и Северной войной, длившейся 21 год, Орша понесла непоправимые потери. В 1706 г. был разрушен Оршанский замок, резко сократилось население. Но выгодное положение города помогло его восстановлению.
Война 1812 г. снова прошла по Орше огнем и мечом. Интендантом французского гарнизона в Орше был назначен Анри Бейль, позднее ставший знаменитым писателем Стендалем. [7, с. 8–9]
В ноябре при отступлении в Орше останавливался Наполеон, приказавший сбросить в Днепр награбленные в Москве трофеи. Уходя из города, французы подожгли его. Пришлось вновь отстраивать город на пепелище.
В 1772 г. Орша была включена в состав Российской империи, долгое время оставаясь провинциальным и захолустным городком Могилевской губернии.
Лишь после отмены крепостного права и развития капиталистических отношений Орша начинает формироваться как промышленный и транспортный центр. Особое ускорение придало развитию Орши строительство и открытие в 1871 году Московско-Брестской железной дороги. В начале ХХ в. город, оказавшийся на перекрестке нескольких железнодорожных линий, стал крупнейшим транспортным узлом страны. В советский период Орша вошла в десятку крупнейших городов Беларуси, превратилась в развитый промышленный и культурный центр.[7, с.12–13]
Славную страницу в героическую летопись борьбы советского народа в Великой Отечественной войне вписали оршанцы и защитники этого города. Именно здесь 14 июля 1941 г. прозвучал первый залп легендарных "Катюш". На крутом днепровском берегу в 1966 г. был создан мемориальный комплекс "За нашу Советскую Родину!" в честь первого залпа гвардейских реактивных минометов. В оккупированной фашистами Орше действовали десятки подпольных групп. Имя руководителя одной из них, оршанского железнодорожника, Героя Советского Союза Константина Сергеевича Заслонова известно всем. А бронзовый памятник легендарному герою встречает и провожает поезда, идущие через станцию Орша-Центральная. Бережно хранят оршанцы память о героях минувшей войны. У подножия Кургана Бессмертия в Мемориальном Парке Героев горит вечный огонь. В честь воинов, партизан и подпольщиков, освободивших город, на одной из центральных площадей Орши в 1978 г. был воздвигнут величественный Памятный знак. В 1984 г. за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, Орша награждена орденом Отечественной войны I степени. [7, с.12]
В послевоенный период появились памятники, посвященные знаменательным событиям, замечательным людям. Об историческом прошлом города можно узнать в пяти музеях, объединенных в Музейный комплекс.
Орша – родина многих знаменитых людей: психолога с мировым именем Л.Выготского, писателей Ю.Богушевича, Е.Василенка, Ф.Вигдоровой, Б.Ласкина, В.Короткевича, А.Миронова, заслуженных артистов Беларуси Е.Мироновой, Р.Маленченко, З.Осмоловской, Л.Трушко, В.Провалинского, Я.Науменко, чемпиона Олимпийских игр пловца С.Коплякова и чемпиона мира конькобежца И.Железовского, скульптора, заслуженного деятеля искусств БССР С.Вакара, художников П.Романовского, Н.Купавы... А имя Бориса Павловича Захарчени - физика Российской Академии наук , носит одна из малых планет.[7, с. 86]
С богатым историко-культурным наследием Орши, с памятниками истории, архитектуры, военными, мемориальными можно познакомиться, совершив экскурсии по многочисленным интересным маршрутам.
Глава 2 Иезуиты на территории Белоруссии
Дух протестантизма, охвативший территорию Европы, довольно быстро повеял и на территории Белоруссии. Связи с европейскими странами содействовали постоянному притоку информации и ее освоению во всех слоях общества, в том числе и буйными феодалами. Многие их них положительно приняли идеи Реформации и в разной форме содействовали ее распространению, оказывали моральную и материальную помощь первым протестантам в Белоруссии.
Проникновение нового учения с Запада шло различными путями. Значительную роль в этом отыгрывала зависимое от ВКЛ Прусское герцогство, где с 1525 г. лютеранство приобрело статус государственной религии, а в лютеранском университете Кенигсберга училась молодежь их Белоруссии. Однако учение Мартина Лютера не нашло почему-то в Белоруссии широкого признания. Значительно большее распространение получили другие ответвления протестантизма.
Особенно способствовал развитию протестантизма на Белорусских землях князь Михаил Радивил Черный, второе лицо в государстве после великого князя – канцлер великий литовский и воевода виленский. С Реформацией он, скорее всего, познакомился во время учебы за границей. Однако лично он принял новую веру лишь в сорокалетнем возрасте. С этого можно сделать вывод, что смена конфессии произошла не под влиянием внезапного эмоционально-религиозного воздействия, а являлась всесторонне оцененным шагом. Он решительно отрицал католичество и стал его искоренять. Только в своих владениях канцлер закрыл 187 костелов, разрушал придорожные католические каплицы и кресты, открыл 134 кальвинистских собора.[2,с. 4-13]
Протестантские общины росли как грибы, охватывая густой сеткой всю территорию Белоруссии. Михаил Радивил многое сделал для расширения протестантизма. Но вряд ли был такой результат, если бы общество не было подготовлено предшественниками-гуманистами к восприятию новых морально-религиозных концепций. Реформаторское движение являлось интеграционной частью европейского процесса. И все-таки никто другой, кроме как Михаил Радивил Черный может справедливо считаться отцом отечественной Реформации.
В начале 60 г. XVI в. в реформаторском движении возникают и выделяются самостоятельные направления радикальной оппозиции – анабаптизм, антитринитаризм ( арианство), социнианство. Каждая из них находит своих приверженцев, особенно среди городского населения селян. Возникают новые общины. Буйный центр социнианства формируется в Новогрудке.