Оршанский иезуицкий коллегиум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель: – изучить историю появления и деятельность ордена иезуитов на территории Беларуси
– исследовать особенности иезуитское барокко на белорусских землях
Задачи: –– изучить памятники иезуитского барокко на территории Беларуси
– рассмотреть характерные особенности архитектуры барокко на примере Оршанского иезуитского коллегиума

Содержание

Введение
Глава 1 История Орши
Глава 2 Иезуиты на территории Беларуси
2.1 Иезуитское барокко
2.2 Иезуитские коллегиумы на территории Беларуси
Глава 3 История возникновения и развития Оршанского иезуитского коллегиума
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

Соответственно возникает тревога в стане католиков. Папский нунций Камендони оценил ситуацию как плачевную. Нунций отмечал, что во всем войске остался лишь один ксендз, да и тот находится при гетмане. В январе того же 1564 г. виленский бискуп Валерьян Протасевич мчится к Камендони в Варшаву и сообщает, что положение католической церкви в ВКЛ  худшее, чем в Польше. Клир деморализован и испуган. В этот раз бесполезной оказалась и инквизиция, запрошенная в княжество еще в 1436 г. Во время аудиенции Протасевич впервые высказывает мысль прислать в Белоруссию иезуитов, как тогда говорили, отряд быстрого реагирования римской курии.

 

«Общество Иисуса» на этом этапе своей истории находилась в апогее своего могущества и, решительно преодолевая на своем пути все напасти, интенсивно осваивала новые территории и континенты. Главой ордена в то время был хитрый Яго Лайнес, который много в чем превзошел самого Лайолу, добившись отмены ряда ограничений, которые сдерживали деятельность ордена.

 

Сначала иезуиты осели в Польше, по неточным данным в 1564 г. Кардинал Гозий выделил им усадьбу в Браневе, где был открыт коллегиум. Далее на восток, где во всю силу гуляло пламя Реформации, иезуиты не сильно спешили. Это было вызвано тем, что они были малознакомы с традициями, обычаями, с языком. За четверть столетия своего существования иезуиты приобрели некий опыт и уже не кидались стремглав в вир, тем более в реформатский. Сдерживала их и позиция большинства магнатов, как протестантских, так и православных.

 

Иезуиты готовились и ждали своего часа. И он настал. В 1569 г. Жигимонт II Август получил в свои владения Волынь, Подолье, Киевщину и добился образования нового государства – Речи Посполитой. Вот как раз в это неблагоприятное для ВКЛ время и появились в Вильно иезуиты. Готовились иезуиты серьезно и , как мы знаем, долго. Ударная группа состояла из проверенных и осведомленных друзей общества, таких, как Петр Скарга, Станислав Варшавицкий, Станислав Ленчицкий, Станислав Влошак, Антонио Пасевино, Франциск Суньер. Многие из них были раньше в ВКЛ и имели представление о местных условиях, ориентировались в местной политике и взаимоотношениях наиболее влиятельных особ княжества.

 

С первых же дней иезуиты почувствовали к себе неприязнь. Основанный в 1570 г. коллегиум в Вильно пустовал. Совсем не было учеников, зато кальвинистская гимназия звенела детскими голосами.

 

Однако внезапно нахлынувшая эпидемия чумы в Вильно перетасовала все карты. Иезуиты в этом увидели шанс завоевать уважение испуганных жителей города. Они отчаянно сражались с эпидемией, ограничивали ее распространение, изолировали здоровых от больных, вывозили с домов и улиц умерших и хоронили их, кормили больных и помогали лекарствами и утешительным словом.

 

После чумы отношение к иезуитам значительно улучшилось, но в конфессийном плане они по-прежнему чувствовали изолированность. Преодолеть полосу отчужденности никак не удавалось. Миссия иезуитов явно проваливалась. Тогда за дело взялся лично Петр Скарга, непревзойденный оратор. В присутствии короля и П. Скарга открыто и резко открыл глаза на правительственные злоупотребления. Критиковал магнатов за неуважение королевской власти, выступал против соймовой анархии, шляхетского разгула. Он искусил не одного протестанта, в том числе и такого буйного магната, как Ян Хадкевич. Затем Скарга начал приглядываться к Радивилам. Тут как раз выпал подходящий момент: сильно заболел сын Михаила Радивила Михаил Криштов Радивил. Однако после принятия причастия у ксендза боль чудесным образом отступает. Удивленный Михаил со своими братьями сразу же переходят в католичество и огнем и мечом начиняют искоренять отцовскую веру.

 

Дела иезуитов идут в гору. Обосновавшись в Вильно и создав надежный плацдарм для дальнейшей экспансии, общество начало создавать план освоения центральных и восточных земель Белоруссии.

 

Первую вылазку на восток Белоруссии иезуиты сделали в 1573 г. Руководство виленского коллегиума местом размещения опорного пункта выбрало Оршу. Однако коллегиум там открылся лишь в 1617 г. при поддержке канцлера ВКЛ Льва Сапеги и короля Речи Посполитой Жигимонта III Вазы. Коллегиумы начинают возникать в Несвиже, Витебске, Гародне, Могилеве, Пинске, Новогрудке, Слуцке, Бабруйске, Жодишках.

 

Для подготовки высококвалифицированных кадров иезуиты решили создать в Вильно академию начали переделывать коллегиум в высшее учебное заведение. Виленская академия получила все права и привилегии Краковского университета, в том числе и право присваивать ученые степени бакалавров, магистров, докторов наук. На философском, богословном, а с 1641 г. и юридическом факультетах улились 700 -800 студентов и работали 8-12 профессоров. Вскоре в Вильно открыли и вторую духовную академию, названную Григорианской. Третью иезуитскую академию в ВКЛ основали в начале XIX в. Полоцке.

 

2.1 Иезуитское барокко

 

Соперничество с другими религиями и орденами заставляло орден создавать свои постройки так, чтобы они отличались от остальных, таким образом, стремясь привлечь верующих. Можно считать, что история "иезуитского барокко" начиналась со строительства в Риме Джакомо дела Порта в 1575 –1584 гг. храма, названного Иль Джезу (ит. "II Gesu" - "Во имя Иисуса"). С 1545 г. с целью объединения всех церковных сил в борьбе с Реформацией в г. Тренто, в Северной Италии, проходил собор католической церкви (Concilio di Trento), получивший позднее название Тридентского. Считается, что отсюда происходит другое наименование стиля иезуитов - трентино (trentino), так как здесь были заложены основные постулаты стиля. Постановлением Тридентского собора художникам предписывалось "следовать величайшей строгости" и противостоять "дионисийскому духу", в целом "заразившему" искусство барокко- стиль, получивший широкое распространение в XVII–XVIII вв. Отличается декоративной пышностью, вычурностью и пластичностью форм.[12, с.113] Поэтому в "стиле контрреформации" (изначальном) нет тех качеств, которые обычно приписывают барокко: пышности, праздничности, показного великолепия. Это мы можем наблюдать на примере фасада Иль Джезу. Правда, многие церкви иезуитов были позднее перестроены и оформлены богаче, поэтому "стиль иезуитов" вычленяется с трудом. Иезуиты строили костелы и коллегиумы по образцу итальянских, иногда по чертежам, присланным из Рима. Использовалась традиционная схема: базилика с западным фасадом, фланкированным двумя симметричными башнями. Но общей стиль был строг и аскетичен: минимум декора - классический ордер, лишь с немногими барочными элементами.

Храмы, построенные орденом в Беларуси, также соответствуют общим канонам "иезуитского барокко". Тем не менее, не стоит недооценивать и обратный обмен - не только "иезуитское барокко" оказывало влияние на зодчество Беларуси, но в постройках этого времени наблюдаются элементы белорусской национальной школы.

Почти все построенные орденом храмы раннего барокко в Беларуси, являясь деревянными, не сохранились до наших дней (уничтожены в 17 веке). После Андросовского перемирия началось строительство новых храмовых комплексов ордена, ввиду чего большинство сохранившихся построек ордена относится к позднему барокко.

 То, что "иезуитское барокко" является отдельным направлением в стиле барокко, неоспоримо. Однако необходимо отметить тот факт, что изначально в стиле не наблюдалось той пышности, что сегодня является неотъемлемой особенностью барокко. Еще одной особенностью стиля является то, что в разных странах стиль обогащался новыми чертами и элементами декора, однако планировка и часть элементов декора оставались в общем неизменными.

В Беларуси существует достаточное количество храмов, олицетворяющих стиль иезуитов. Объединяющим элементом этих построек является то, что они в большинстве своем представляют собой трехнефную купольную базилику, которая в нижнем сечении имеет прямоугольный план, в верхнем же - латинский крест. Безусловно, у каждого из них есть свои особенности, характерные, в том числе, и для белорусского национального зодчества, однако общая схема планировки у них, как уже говорилось, весьма сходна. Еще одной отличительной чертой "иезуитского барокко" является относительная простота элементов экстерьера, хотя в храмах, которые позже перестраивались, это не так заметно.

 

2.2 Иезуитские коллегиумы на территории Беларуси

 

Костел Божьего Тела в Несвиже является первой барочной постройкой на территории Беларуси, одним из немногих сохранившихся храмов раннего барокко . Ему более четырех столетий, и за все это время он ни разу не закрывался и не перестраивался. Костел построен в 1593 году для католического ордена иезуитов по приказанию и на средства владельца города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки Яном Марией Бернардони. Прототипом его является римский храм Иль Джезу. Фарный костел - трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые - развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752– 1754 гг. Тогда же художником была написана и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела.

  Костел иезуитов в Юровичах относится к позднему барокко, будучи построенным в 1717–1746. В 1673 г. Юровичи переходят в собственность иезуитского ордена вместе с небольшой каплицей и иконой Божией Матери, примерно в это же время началось строительство костела. К середине  XVIII в., когда возведение иезуитской миссии завершилось, слава о чудесах Юровичской иконы Божией Матери гремела уже на всю Речь Посполитую. Как и несвижский костел, миссия копировала стиль главного иезуитского собора Иль Джезу в Риме. На долгое время она дала толчок развитию новых направлений храмового строительства и домовой резьбы в восточной части Белорусского Полесья.

Костел Пресвятой Девы Марии в Минске был построен в 1710 г. как церковь при иезуитском монастыре. Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 г. В 1705 г. храм был перекрыт сводами, над ними возведена крыша, а в 1708 г. закончена основная отделка интерьера. Рядом с еще неоконченным главным фасадом была установлена деревянная звонница. 16 марта 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом, хотя еще долго продолжалась его достройка и отделка. Планировка минского костела слегка отличается от классической иезуитской: костел представляет собой трехнефную базилику без трансепта, с прямоугольным планом как в нижнем, так и верхнем сечении.

Костел св. Михаила Архангела в Мстиславле был построен в 1640 г. Это типичный памятник архитектуры барокко. Постройка с мощной трехнефной каменной базиликой, с двубашенным главным фасадом, разделенным на два яруса узким карнизом. Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное на три или пять продольных нефов рядами столбов или колонн.[13, Т.I с.263]

 

Полоцкий иезуитский комплекс также достоин упоминания, несмотря на то, что сам костел был взорван в 1964 г . Построен храм в 1750 г. архитектором иезуитом Габриэлем Лянкевичем. Храм представляет собой трехнефную купальную базилику с двухбашенным фасадом. В верхнем сечении лежит ярко выраженный латинский крест, при этом крылья трансепта слегка выступают за границы прямоугольного фасада базилики.

Одним из самых состоятельных монастырей ордена в Беларуси по праву считался Пинский. Прямоугольный трехэтажный корпус коллегиума был возведен к 1675 году.

Крупные пожертвования местной шляхты содействовали быстрому росту благосостояния Пинского иезуитского монастыря. Еще в 1638 году он получил статус коллегии и стал относиться к высшему разряду монашеских общин ордена.

За 1694 – 1738 г. был выстроен еще один трехэтажный корпус, который под прямым углом примыкал к старому зданию монастыря и был ориентирован главным фасадом на рыночную площадь. В итоге, в плане коллегиум получил Г-образную форму.

Архитектурное решение фасадов коллегиума тоже довольно уникально. Для Беларуси всегда был характерен синтез нескольких стилевых направлений. В данном случае, это достаточно редкое объединение отдельных отличительных черт, характерных ренессансу и барокко. Так прямоугольные окна, своеобразная форма наличников и открытая галерея-аркада на первом этаже со стороны двора целиком соответствуют признакам ренессанса. А от барокко архитекторы заимствовали пилястры – плоские вертикальные тяги, обработанные в форме того или иного ордера, и так называемую французскую “ломаную крышу”. Именно последняя придает зданию оригинальный вид и делает его композицию более динамичной. Определенный же вертикализм конструкции коллегиума, свойственный позднему барокко и рококо, достигается благодаря 24 высоким печным трубам. Представляют интерес и уцелевшие большие часы-куранты, размещенные в центре фронтона торца здания, обращенного к костелу.

Костел Иисуса и Св. Креста в Бресте, костел Св. Франциска Ксаверия в Гродно, костел иезуитов  в Могилеве, в Бобруйске, в деревне Лучай, в Орше и в Витебске также построены согласно основным канонам "иезуитского барокко", хотя и обладают чертами, присущими только им.

Таким образом, можно отметить, что иезуитское направление в барокко существовало, имело свои отличительные черты и представлено в Беларуси рядом храмовых комплексов.

 

Глава 3 История возникновения и развития Оршанского иезуитского коллегиума

Коллегиум – учебное заведение в XVI–XIX вв. в Беларуси, принадлежавшее одному из католических орденов – иезуитов (в основном), пиаров или доминиканцев. Коллегиум давал  классическое гуманитарное образование. Во главе заведения стоял ректор, учебно- воспитательным процессом заведовал профект, преподаватели подразделялись на профессоров и магистров.[9, с.142]

Оршанский иезуитский коллегиум — интересный памятник белорусского зодчества XVII-XVIII вв.. Коллегиум не попал на страницы "Сбора памятников истории и культуры Беларуси", немного сведений про него можно встретить и  в  разного рода исследованиях истории белорусской архитектуры. [11, с.228]

Оршанский коллегиум был открыт в 1616 г. До этого времени в городе существовала иезуитская резиденция, созданная при помощи литовского канцлера Льва Сапеги, который в 1590 г. выкупил у кальвинистов площадь земли в самом центре Орши и построил на  месте прежнего гельвецкого сбора костел. Покровителями оршанских иезуитов выступали монархи Речи Посполитой Жигимонт III, Владислав IV, Ян Собеский. Они неоднократно поддерживали коллегию денежными и земельными пожертвованиями.

Информация о работе Оршанский иезуицкий коллегиум