Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:24, контрольная работа
ПРОБЛЕМА, сформулированная в теме контрольной работы, состоит из двух относительно самостоятельных частей. Первая представляет собой анализ формирования теорий о взаимодействии культур и их природного окружения. Вторая раскрывает содержание понятия Экологическая культура, отражает опосредованное влияние экологического окружения на психологические особенности личности и характеристики процесса вхождения в культуру (энкультурация) через культурные стереотипы поведения. Ведущей теорией в зарубежных исследованиях взаимодействия культуры и природы является экологическая антропология. Ей предшествовали различные версии географического детерминизма.
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Культурология
034300 «Физическая культура»
Введение
ПРОБЛЕМА, сформулированная в теме контрольной работы, состоит из двух относительно самостоятельных частей. Первая представляет собой анализ формирования теорий о взаимодействии культур и их природного окружения. Вторая раскрывает содержание понятия Экологическая культура, отражает опосредованное влияние экологического окружения на психологические особенности личности и характеристики процесса вхождения в культуру (энкультурация) через культурные стереотипы поведения. Ведущей теорией в зарубежных исследованиях взаимодействия культуры и природы является экологическая антропология. Ей предшествовали различные версии географического детерминизма.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Теоретическая проблема возникает в эпоху Нового времени, именно тогда осознана противоположность природы и культуры как противоположность «естественного» и «искусственного», слова стали восприниматься в качестве антонимов.
Природа – это естественное, закономерное, подчиненное необходимости. Культура – искусственное, свободное, результат творчества. Существо проблемы «природа и культура» – выяснение связей, взаимоотношений, которые складывались между социумом и культурой, это вопрос их взаимного влияния, воздействия друг на друга.
Природа питает и воспроизводит национальную целостность. Она, как мать, творит душу народа, оформляет ее, является истинной созидательницей. Описать процесс этого созидания во всей полноте невозможно. Но можно вспомнить слова Н. Бердяева о соответствии «между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души». Он специально подчеркивал мысль о том, что «два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетически- монашеское православие».
О влиянии географической среды на русскую культуру писали и историк В. О. Ключевский, говоривший о том, что лес, степь, река определили строение жизни русского человека, особые черты русского национального характера, и Л. Н. Гумилев, который ввел понятие «кормящего ландшафта», определявшего своеобразие этноса.
Говоря о взаимодействии природы и культуры, следует выделить несколько основных аспектов. Прежде всего, назовем хозяйственно-практический аспект, именно характер природы обуславливает тип и формы хозяйственной деятельности, а с этим связано разнообразие орудий труда и всех предметов материальной культуры. Природа в этом смысле выступает активным началом. От характера вида деятельности зависит целостность культуры, ее своеобразие. Можно сравнить в связи с этим культуры оседлых и кочевых народов. Природа предопределяет такие аспекты культуры, как питание, разнообразие одежд, виды заболеваний и способы их лечения, традиции гостевания и многое другое. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). Тем самым природа питает и воспроизводит как созидательная сила тот уровень культуры, который называется культурой быта. От природных условий, богатств во многом (особенно, на заре истории) зависят образ жизни человека, судьба стран и народов, культур. Сейчас, в эпоху НТР, значение природного фактора для экономического могущества стран, культур уменьшается, все большую роль играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.
С первым аспектом тесно связан второй — экологический: «человек не может ждать милости от природы после того, что он с ней сделал». Экологическое равновесие, охрана природы, экологически чистые технологии — все это важнейшие аспекты современного состояния проблемы «культура и природа».
Разумное осмысление и
построение природного и культурного
стало особенно важным в наши дни,
когда все настойчивее звучат
предупреждения о грозящей миру людей
глобальной экологической катастрофе.
Несомненно, что в ходе истории
«натура» превращается в культуру.
Наше природное жизненное
Третий аспект — медико-гигиенический. Климат, погода, как оказывается, имеют гораздо большее, чем думали ранее, влияние на жизнь человека (например, «неблагоприятные» дни). Отсюда — проблемы здорового образа жизни, рекреации, географии болезней и т.п. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т. д.). Есть и этический аспект проблемы. Природа — это разная среда обитания. Любовь к природе часто ассоциируется с любовью к родине («березки» Есенина), что является важнейшей культурной ценностью.
Можно выделить и эстетический аспект — любование красотой родной природы (хотя эту красоту не все способны видеть, в. частности «бесформенность» русского пейзажа. (Н. Бердяев). Эстетические представления, идеал красоты, изящества во многом зависят от той конкретной природной среды, в которой живет и действует человек. История искусств предоставляет богатый материал, позволяющий почувствовать различие идеалов красоты, характерное для разных национальных культур.
Но не только природа влияет на культуру, но и культура оказывает мощное воздействие на природу. Человек своей деятельностью изменяет природу, наполняет ее духовными смыслами, природа теряет свою девственную чистоту и становится сама культурным образованием. Наиболее ярко это проявляется в формировании культурного ландшафта, который представляет собой результат действия природных процессов и творческой деятельности людей.
Следует обозначить разные исторические типы взаимоотношений природы и культуры. На первых порах человеческой истории человек не выделял себя из мира природы, воспринимал ее как живое существо, обладающее внутренней своей жизнью.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Известные строчки Ф. И.
Тютчева точно выражают уровень
восприятия природы, свойственный ранним
этапам культуры. Второй исторический
тип отношения характеризуется
постепенным дистанцированием человека
от природы и увеличением
Наконец, сегодня формируется
иной тип отношения человека к
природе, когда природа воспринимается
как факт культуры. Природа является
хранительницей исторической и культурной
памяти, она символ отечества. Между
так понятой природой и человеком
формируются доверительные
Итак, человек и культура
несут в себе природу матери-земли,
свою природную биологическую
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Современная напряженная
экологическая ситуация требует
углубленного рассмотрения существенных
особенностей отношения человека к
природе в различных культурах.
Под культурой в ее высшем измерении
поднимаются процесс и
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.
Все отрасли духовной
культуры, модифицируясь, могут внести
вклад в создание
В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры.
Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична.
Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть религиозным движением. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектом веры.
Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающей такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.д.
Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда.
Информация о работе Основные аспекты взаимодействия природы и культуры. Ээкологическая культура