Основные аспекты взаимодействия природы и культуры. Ээкологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

ПРОБЛЕМА, сформулированная в теме контрольной работы, состоит из двух относительно самостоятельных частей. Первая представляет собой анализ формирования теорий о взаимодействии культур и их природного окружения. Вторая раскрывает содержание понятия Экологическая культура, отражает опосредованное влияние экологического окружения на психологические особенности личности и характеристики процесса вхождения в культуру (энкультурация) через культурные стереотипы поведения. Ведущей теорией в зарубежных исследованиях взаимодействия культуры и природы является экологическая антропология. Ей предшествовали различные версии географического детерминизма.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

 

Министерство спорта, туризма  и молодежной политики РФ

Уральский государственный  университет физической культуры

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ  ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                                                                       Белов Михаил Петрович                                                          

                                                                       студент Ф-Зb-12-11 группы

                                                                       заочной формы обучения

                         


ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Культурология

034300 «Физическая культура»

                                

                                   Преподаватель дисциплины:                                Выгузова Екатерина                                                                                                     

                                                                                          Вячеславовна

 

                                   Дата сдачи работы в УО ОЗО

                                   МЕТОДИСТ ОЗО:                                                    А.С. Самойлова

                                                     

Екатеринбург, 2012

 

 

Введение

ПРОБЛЕМА,  сформулированная в теме контрольной работы, состоит  из двух относительно самостоятельных  частей. Первая представляет собой  анализ формирования теорий о взаимодействии культур и их природного окружения. Вторая раскрывает содержание понятия Экологическая культура, отражает опосредованное влияние экологического окружения на психологические особенности личности и характеристики процесса вхождения в культуру (энкультурация) через культурные стереотипы поведения. Ведущей теорией в зарубежных исследованиях взаимодействия культуры и природы является экологическая антропология. Ей предшествовали различные версии географического детерминизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Теоретическая проблема возникает в эпоху Нового времени, именно тогда осознана противоположность природы и культуры как противоположность «естественного» и «искусственного», слова стали восприниматься в качестве антонимов.

Природа – это естественное, закономерное, подчиненное необходимости. Культура – искусственное, свободное, результат творчества. Существо проблемы «природа и культура» – выяснение связей, взаимоотношений, которые складывались между социумом и культурой, это вопрос их взаимного влияния, воздействия друг на друга.

Природа питает и воспроизводит  национальную целостность. Она, как мать, творит душу народа, оформляет ее, является истинной созидательницей. Описать процесс этого созидания во всей полноте невозможно. Но можно вспомнить слова Н. Бердяева о соответствии «между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души». Он специально подчеркивал мысль о том, что «два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетически- монашеское православие».

О влиянии географической среды на русскую культуру писали и историк В. О. Ключевский, говоривший о том, что лес, степь, река определили строение жизни русского человека, особые черты русского национального характера, и Л. Н. Гумилев, который ввел понятие «кормящего ландшафта», определявшего своеобразие этноса.

Говоря о взаимодействии природы и культуры, следует выделить несколько основных аспектов. Прежде всего, назовем хозяйственно-практический аспект, именно характер природы обуславливает тип и формы хозяйственной деятельности, а с этим связано разнообразие орудий труда и всех предметов материальной культуры. Природа в этом смысле выступает активным началом. От характера вида деятельности зависит целостность культуры, ее своеобразие. Можно сравнить в связи с этим культуры оседлых и кочевых народов. Природа предопределяет такие аспекты культуры, как питание, разнообразие одежд, виды заболеваний и способы их лечения, традиции гостевания и многое другое. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). Тем самым природа питает и воспроизводит как созидательная сила тот уровень культуры, который называется культурой быта. От природных условий, богатств во многом (особенно, на заре истории) зависят образ жизни человека, судьба стран и народов, культур. Сейчас, в эпоху НТР, значение природного фактора для экономического могущества стран, культур уменьшается, все большую роль играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор.

С первым аспектом тесно  связан второй — экологический: «человек не может ждать милости от природы  после того, что он с ней сделал». Экологическое равновесие, охрана природы, экологически чистые технологии —  все это важнейшие аспекты  современного состояния проблемы «культура  и природа».

 

Разумное осмысление и  построение природного и культурного  стало особенно важным в наши дни, когда все настойчивее звучат предупреждения о грозящей миру людей  глобальной экологической катастрофе. Несомненно, что в ходе истории  «натура» превращается в культуру. Наше природное жизненное пространство все более «очеловечивается». Активное, преобразующее воздействие человека на планету все более усиливается, но несомненно, что в этом процессе происходит отчуждение культуры от природы. Мы живем во все более искусственном мире, в котором возросшая мощь человека обращается против него самого. (Как не вспомнить вещее высказывание русского писателя М. Пришвина: «Природа может обойтись и без культуры... Но Культура без природы быстро выдохнется»). Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, т.е. умение найти «общий язык» с природным миром, обеспечить оптимальное развитие культуры и природы. Нахождение гармонии между природой и культурой станет, пожалуй, основной глобальной задачей человечества в третьем тысячелетии.

Третий аспект — медико-гигиенический. Климат, погода, как оказывается, имеют  гораздо большее, чем думали ранее, влияние на жизнь человека (например, «неблагоприятные» дни). Отсюда —  проблемы здорового образа жизни, рекреации, географии болезней и т.п. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т. д.). Есть и этический аспект проблемы. Природа — это разная среда обитания. Любовь к природе часто ассоциируется с любовью к родине («березки» Есенина), что является важнейшей культурной ценностью.

Можно выделить и эстетический аспект — любование красотой родной природы (хотя эту красоту не все  способны видеть, в. частности «бесформенность» русского пейзажа. (Н. Бердяев). Эстетические представления, идеал красоты, изящества во многом зависят от той конкретной природной среды, в которой живет и действует человек. История искусств предоставляет богатый материал, позволяющий почувствовать различие идеалов красоты, характерное для разных национальных культур.

Но не только природа  влияет на культуру, но и культура оказывает  мощное воздействие на природу. Человек  своей деятельностью изменяет природу, наполняет ее духовными смыслами, природа теряет свою девственную  чистоту и становится сама культурным образованием. Наиболее ярко это проявляется  в формировании культурного ландшафта, который представляет собой результат  действия природных процессов и  творческой деятельности людей.

Следует обозначить разные исторические типы взаимоотношений  природы и культуры. На первых порах  человеческой истории человек не выделял себя из мира природы, воспринимал  ее как живое существо, обладающее внутренней своей жизнью.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный  лик –

В ней есть душа, в ней  есть свобода,

В ней есть любовь, в ней  есть язык.

Известные строчки Ф. И. Тютчева точно выражают уровень  восприятия природы, свойственный ранним этапам культуры. Второй исторический тип отношения характеризуется  постепенным дистанцированием человека от природы и увеличением прагматического  утилитарно-потребительского отношения  к природе.

Наконец, сегодня формируется  иной тип отношения человека к  природе, когда природа воспринимается как факт культуры. Природа является хранительницей исторической и культурной памяти, она символ отечества. Между  так понятой природой и человеком  формируются доверительные интимные отношения. Когда В. Высоцкий пел: «Ведь  это наши горы, они помогут нам», – он выражал суть подобных отношений  человека с природой

Итак, человек и культура несут в себе природу матери-земли, свою природную биологическую предысторию. Это особенно наглядно обнаруживается сейчас, когда идет выход человечества в космос, где без создания экологического убежища жизнь и труд человека оказываются попросту невозможными. Культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. И только в этом смысле о культурном можно говорить как о надприродном, внебиологическом явлении. Вместе с тем следует подчеркнуть, что культура не может быть над природой, ибо она ее уничтожит. Человек со своей культурой является частью экосистемы, поэтому культура призвана быть частью общей с природой системы.

                             ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Современная напряженная  экологическая ситуация требует  углубленного рассмотрения  существенных особенностей отношения человека к  природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении  поднимаются процесс и результат  творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово  «культура» экологично само по себе и  восходит  к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим  поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование  ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не попадает под природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь между  культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений  человека и природы задачу синтеза  экологически позитивных тенденций  всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что  различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном  развитии, направляемом основными человеческими  целями и желаниями.

 Все отрасли духовной  культуры, модифицируясь, могут внести  вклад в создание экологической  культуры. Исторически первой отраслью  духовной культуры была культура  невидимая – мистика. Опасность  экологической катастрофы,  актуализировавшаяся  в современной экологической  ситуации, способствовала возрождению  мистических взглядов, всегда следовавших  по пятам за обнаружением человеческой  слабости перед силами природы.  Пропагандируемое современными  экологами диалектическое по  существу положение «все связано  со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру), трансформируется  натурфилософами до представления  о сверхприродной целостности,  Едином.

В рамках первых цивилизаций  складывались мифологические культуры.

Само появление мифологии  было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться  к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична.

Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении  природных явлений (солнца, света  и т.п.). Современное экологическое  движение в условиях слабости теоретической  базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими  словами, современное экологическое  движение не может не быть религиозным движением. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектом веры.

Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука  и основанная на ней техника  могут  пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного  изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в  плане перестройки всей науки  и техники как системы знаний, деятельности и социального института  с целью ее уподобления биосфере, обладающей такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.д.

 Специального рассмотрения  требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда.

Информация о работе Основные аспекты взаимодействия природы и культуры. Ээкологическая культура