Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:01, контрольная работа
В каждом примитивном обществе, изучавшемся заслуживающими доверия и компетентными наблюдателями, всегда обнаруживаются две четко различимые сферы, Сакральное и Мирское (Профанное), другими словами, сфера Магии и Религии и сфера Науки. Также, обращаясь к рассмотрению типичной меланезийской культуры и обзору взглядов, обычаев и поведения туземцев, можно говорить о том, как их социальные и моральные про-явления контролируют традиция и миф.
Мифологические рассказы также прослеживают истоки религиозных верований и власти религии. Религиозный миф, однако, является скорее откровенной догмой — утверждением веры в потустороннюю реальность, в сотворение мира, в природу богов — представленной в форме рассказа.
Можно без преувеличения сказать, что самой типичной, самой высокоразвитой мифологией примитивных обществ является мифология магии, и функция мифа заключается не в объяснении происхождения вещей, а в утверждении существующего порядка, не в удовлетворении человеческой любознательности, а в упрочении веры, не в развертывании занимательной фабулы, а увековечивании тех деяний, которые свободно и часто совершаются сегодня и столь же достойны веры, как свершения предков.
Таким
образом, сущностью всякой магии
является ее традиционная целостность.
Магия может быть действенной только в
том случае, если она без упущений и ошибок
передается из поколения в поколение,
от первобытных времен и до нынешнего
дня. Поэтому всякий вид магии предполагает
наличие как бы родословной, своего рода
паспорта, перемещающегося вместе с ним
во времени. Это и есть миф о магии, которые
даже в большей мере, чем мифы других видов,
бытующие в примитивных культурах, оправдывают
социологические притязания практикующих
это искусство, задают форму ритуала и
модель последующего чудесного события,
подтверждают истинность убеждения в
действенности магии.
Заключение
Работы, которые написал Бронислав Малиновский по результатам своих полевых наблюдений, выявили в нем фигуру гораздо более крупную, чем просто собиратель этнографических фактов. Он был интеллектуальным гением. Помимо разработки собственно этнологических проблем, его исследования вступают в дискуссионные области фольклористики, литературной критики, лингвистики, философии, психологии, психоанализа, религиоведения и теории сексуальности. Малиновского, который прошел через опыт двух мировых войн и стремительной трансформации всего западного мира, ознаменовавшей начало двадцатого века, вполне закономерно занимали задачи приложения уроков антропологии к решению современных социальных проблем — войны и агрессии, сексуальных нравов, преступления и наказания. Малиновский был мыслителем, обладавшим замечательной способностью будоражить умы, стремившимся соединить в своих трудах научный стиль мышления и великие таинства жизни и смерти, наши так называемые экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все это дает нам самые веские основания вновь и вновь обращаться к трудам Малиновского.
Проанализировав его труды, мы выявили основные аспекты мировоззрения жителей примитивного общества – это магия, религия, мифы.
Рассмотрев культурные функции этих аспектов, мы можем сказать следующее:
Кроме этого мы выяснили, что эти аспекты имеют общие свойства, такие как:
- Магия как и наука всегда имеет определенную цель, тесно связанную с человеческими инстинктами, потребностями и занятиями.
- Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса.
- Как магия,
так и религия основаны строго на мифологической
традиции и обе существуют в атмосфере
чуда, в атмосфере постоянных проявлений
чудотворной силы, обе они окружены запретами
и предписаниями.
Но среди них существует ряд различий:
- Наука основывается на убеждении, что опыт, усилия и логика действенны; а магия — на вере в то, что надежда не может не сбыться, а желание не может быть обмануто.
- В магическом акте лежащие в его основе идея и цель всегда ясны, прямо заданы и определенны, в религиозном обряде нет нацеленности на последующее событие.
- Наука, даже в форме примитивных знаний дикаря, основывается на обычном, универсальном опыте повседневной жизни, магия основывается на специфическом опыте эмоциональных состояний.
- Научные учения диктуются логикой, а учение магии — ассоциацией идей под воздействием желания.
- Практическое ремесло магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполнителя. Религия, с ее многосложными аспектами и целями, не имеет такой простой техники.
- Вера в магию, сообразно своему незамысловатому практическому характеру, заключается в убеждении в способности человека достигать некоторых определенных результатов посредством определенных заклинаний и обрядов. В религии же мы имеем целый мир сверхъестественных объектов веры.
- Магия предназначена для особых целей, во всякой своей форме становится однажды достоянием человека и дальше должна передаваться по строго определенной линии из поколения в поколение. Религия же, напротив, в примитивных условиях является делом всех, в котором каждый принимает активное и равноценное участие.
- Еще одно
отличие магии от религии — игра черного
и белого в колдовстве. Религии на ранних
стадиях не присуще столь явное противопоставление
добра и зла, благотворных и вредоносных
сил.
Также, в ходе работы мы определили, какую роль играет миф в примитивной культуре.
Миф является, прежде всего, культурным фактором. Но это не единственное. Миф, что вполне очевидно, еще и нарратив — произведение словесного творчества — и как таковой он имеет свои литературные аспекты, которые неправомерно переоценивались большинством исследователей, но которыми, тем не менее, не следует полностью пренебрегать. Миф содержит в себе зародыш будущих эпоса, лирики и трагедии; и он был использован в этих жанрах творческим гением народов и профессиональным искусством цивилизаций.
Миф служит преимущественно для утверждения социологических льгот, для ретроспективной демонстрации моделей поведения или для обоснования веры в магию путем апелляции к чуду, явленному в первобытные времена, — уяснив все это, мы ясно видим, что в священных легендах можно найти и элементы интереса к природе, и элементы объяснений ее феноменов.
Миф как описание первобытной реальности, которая все еще жива, и как ее оправдание посредством прецедента представляет ретроспекцию моделей поведения и критериев моральных ценностей, подтверждение действующего социального порядка и веры в магию. Поэтому он не является ни просто увлекательным рассказом, ни аналогом науки, ни видом искусства или историческим свидетельством, ни фантастическим объяснением.
Он выполняет главным образом функцию,
неразрывно связанную с поддержанием
традиции и непрерывности культуры, с
формированием культурно - опосредствованного
восприятия старости и молодости, а также
исторического прошлого человечества.
Если говорить кратко, функция мифа состоит
в том, чтобы упрочить традицию, придать
ей значимость и власть, возводя ее истоки
к высоким, достойным почитания, наделенным
сверхъестественной силой началам. Поэтому
миф является неотъемлемой частью культуры
в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Основные аспекты мировоззрения жителей примитивного общества