Основные аспекты мировоззрения жителей примитивного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

В каждом примитивном обществе, изучавшемся заслуживающими доверия и компетентными наблюдателями, всегда обнаруживаются две четко различимые сферы, Сакральное и Мирское (Профанное), другими словами, сфера Магии и Религии и сфера Науки. Также, обращаясь к рассмотрению типичной меланезийской культуры и обзору взглядов, обычаев и поведения туземцев, можно говорить о том, как их социальные и моральные про-явления контролируют традиция и миф.

Вложенные файлы: 1 файл

изм посл вариант.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

     Мифологические рассказы также прослеживают истоки религиозных верований и власти религии. Религиозный миф, однако, является скорее откровенной догмой — утверждением веры в потустороннюю реальность, в сотворение мира, в природу богов — представленной в форме рассказа.

      Можно без преувеличения сказать, что  самой типичной, самой высокоразвитой мифологией примитивных обществ является мифология магии, и функция мифа заключается не в объяснении происхождения вещей, а в утверждении существующего порядка, не в удовлетворении человеческой любознательности, а в упрочении веры, не в развертывании занимательной фабулы, а увековечивании тех деяний, которые свободно и часто совершаются сегодня и столь же достойны веры, как свершения предков.

      Таким образом, сущностью всякой магии  является ее традиционная целостность. Магия может быть действенной только в том случае, если она без упущений и ошибок передается из поколения в поколение, от первобытных времен и до нынешнего дня. Поэтому всякий вид магии предполагает наличие как бы родословной, своего рода паспорта, перемещающегося вместе с ним во времени. Это и есть миф о магии, которые даже в большей мере, чем мифы других видов, бытующие в примитивных культурах, оправдывают социологические притязания практикующих это искусство, задают форму ритуала и модель последующего чудесного события, подтверждают истинность убеждения в действенности магии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Работы, которые написал Бронислав Малиновский по результатам своих полевых наблюдений, выявили в нем фигуру гораздо более крупную, чем просто собиратель этнографических фактов. Он был интеллектуальным гением. Помимо разработки собственно этнологических проблем, его исследования вступают в дискуссионные области фольклористики, литературной критики, лингвистики, философии, психологии, психоанализа, религиоведения и теории сексуальности. Малиновского, который прошел через опыт двух мировых войн и стремительной трансформации всего западного мира, ознаменовавшей начало двадцатого века, вполне закономерно занимали задачи приложения уроков антропологии к решению современных социальных проблем — войны и агрессии, сексуальных нравов, преступления и наказания. Малиновский был мыслителем, обладавшим замечательной способностью будоражить умы, стремившимся соединить в своих трудах научный стиль мышления и великие таинства жизни и смерти, наши так называемые экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все это дает нам самые веские основания вновь и вновь обращаться к трудам Малиновского.

     Проанализировав его труды, мы выявили основные аспекты мировоззрения жителей примитивного общества – это магия, религия, мифы.

      Рассмотрев культурные функции этих аспектов, мы можем сказать следующее:

  1. Обряды являются драматическим ритуальным выражением высшей власти и ценности традиции в примитивных обществах; они также призваны запечатлеть эту власть и ценность в умах каждого поколения и в то же время служат исключительно эффективным средством передачи новым поколениям духовного наследия племени, обеспечения непрерывности традиций и поддержания племенного единства и племенной солидарности.
  2. Тотемизм представляет моральную ценность и биологический смысл. С точки зрения выживания решительно необходимо, чтобы интерес человека к практически незаменимым видам никогда не ослабевал, чтобы вера в способность контролировать их придавала ему силу и выносливость в его трудах и поощряла к наблюдениям и познанию повадок животных и свойств растений. Следовательно, тотемизм оказывается освященным религией благословением усилий примитивного человека в его взаимодействии с полезным окружением, в его борьбе за существование. В то же время тотемизм формирует в человеке почтительное отношение к тем видам растений и животных, от которых он зависит и к которым он чувствует какую-то благодарность, хотя их уничтожение и является неизбежным.
  3. С помощью траурных обрядов, ритуальных проведений церемониала, привязывающего оставшихся в живых к телу умершего и приковывающего их к месту смерти, с помощью веры в существование души, в ее благосклонность (или недоброжелательные намерения), в необходимость обрядов поминовения и жертвоприношения — с помощью всего этого религия противодействует центробежным силам страха, отчаяния и деморализации. Это сильнодействующее средство восстановления подорванной сплоченности и морали группы. Здесь религия обеспечивает победу традиции и культуры над чисто негативной реакцией противостоящего ей инстинкта.
  4. Религиозная вера обосновывает, закрепляет и развивает все полезные установки, такие, как почтение к традиции, гармония с окружающим миром, мужество и самообладание в борьбе с трудностями и перед лицом смерти.
  5. Магия позволяет человеку с уверенностью заниматься своими важными делами, сохранять устойчивость и целостность психики при вспышках гнева, в приступах ненависти, при безответной любви, в минуты отчаяния и тревоги. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в победу надежды над страхом магии. Но без ее силы и руководства ранний человек не мог бы справляться со своими практическими трудностями так, как он это делал, не смог бы продвинуться к более высоким стадиям развития культуры.
 

    Кроме этого мы выяснили, что эти аспекты имеют общие свойства, такие как:

- Магия как и наука всегда имеет определенную цель, тесно связанную с человеческими инстинктами, потребностями и занятиями. 

- Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса.

- Как магия, так и религия основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы, обе они окружены запретами и предписаниями. 

     Но среди них существует ряд  различий:

- Наука основывается на убеждении, что опыт, усилия и логика действенны; а магия — на вере в то, что надежда не может не сбыться, а желание не может быть обмануто.

- В магическом акте лежащие в его основе идея и цель всегда ясны, прямо заданы и определенны, в религиозном обряде нет нацеленности на последующее событие.

- Наука, даже в форме примитивных знаний дикаря, основывается на обычном, универсальном опыте повседневной жизни, магия основывается на специфическом опыте эмоциональных состояний.

- Научные учения диктуются логикой, а учение магии — ассоциацией идей под воздействием желания.

- Практическое ремесло магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполнителя. Религия, с ее многосложными аспектами и целями, не имеет такой простой техники.

- Вера в магию, сообразно своему незамысловатому практическому характеру, заключается в убеждении в способности человека достигать некоторых определенных результатов посредством определенных заклинаний и обрядов. В религии же мы имеем целый мир сверхъестественных объектов веры.

- Магия предназначена для особых целей, во всякой своей форме становится однажды достоянием человека и дальше должна передаваться по строго определенной линии из поколения в поколение. Религия же, напротив, в примитивных условиях является делом всех, в котором каждый принимает активное и равноценное участие.

- Еще одно отличие магии от религии — игра черного и белого в колдовстве. Религии на ранних стадиях не присуще столь явное противопоставление добра и зла, благотворных и вредоносных сил. 

  Также,  в ходе работы мы определили, какую роль играет миф в примитивной культуре.

   Миф является, прежде всего, культурным фактором. Но это не единственное. Миф, что вполне очевидно, еще и нарратив — произведение словесного творчества — и как таковой он имеет свои литературные аспекты, которые неправомерно переоценивались большинством исследователей, но которыми, тем не менее, не следует полностью пренебрегать. Миф содержит в себе зародыш будущих эпоса, лирики и трагедии; и он был использован в этих жанрах творческим гением народов и профессиональным искусством цивилизаций.

     Миф служит преимущественно для утверждения социологических льгот, для ретроспективной демонстрации моделей поведения или для обоснования веры в магию путем апелляции к чуду, явленному в первобытные времена, — уяснив все это, мы ясно видим, что в священных легендах можно найти и элементы интереса к природе, и элементы объяснений ее феноменов.

     Миф как описание первобытной реальности, которая все еще жива, и как ее оправдание посредством прецедента представляет ретроспекцию моделей поведения и критериев моральных ценностей, подтверждение действующего социального порядка и веры в магию. Поэтому он не является ни просто увлекательным рассказом, ни аналогом науки, ни видом искусства или историческим свидетельством, ни фантастическим объяснением.

    Он выполняет главным образом функцию, неразрывно связанную с поддержанием традиции и непрерывности культуры, с формированием культурно - опосредствованного восприятия старости и молодости, а также исторического прошлого человечества. Если говорить кратко, функция мифа состоит в том, чтобы упрочить традицию, придать ей значимость и власть, возводя ее истоки к высоким, достойным почитания, наделенным сверхъестественной силой началам. Поэтому миф является неотъемлемой частью культуры в целом. 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Малиновский Б. Магия, наука, религия / Б. Малиновский, пер. А.П. Хомик, под ред. О.Ю. Артемовой - из-во «Рефл-бук», 1998. – 185 с.
  2. Кравченко А. И. Культурология: Словарь./ А. И. Кравченко - М.: Академический проект, 2000. – 220 с.
  3. Лурье С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье - М.: Аспект-Пресс, 1998. – 180 с.
  4. http://www.upelsinka.com
  5. http://www.i-u.ru
  6. http://ethnopsyhology.narod.ru
  7. http://www.leksikon.org
  8. http://www.xrefer.com
  9. http://www.aquarun.ru

Информация о работе Основные аспекты мировоззрения жителей примитивного общества