Основные доминанты культуры европейского просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:28, реферат

Краткое описание

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: “век разума”, “эпоха Просвещения”. Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание, самого Человека.

Содержание

Введение.
1. Основные доминанты культуры европейского просвещения.
2. Стилевые и жанровые особенности искусства.
3.Расцвет театральной и музыкальной культуры.
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

 

Вариант №10

Оглавление.

Введение.

1. Основные доминанты  культуры европейского просвещения.

2. Стилевые и жанровые  особенности искусства.

3.Расцвет театральной и музыкальной культуры.

4. Синтез этики, эстетики  и литературы в творчестве  великих французских просветителей.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Глубокие изменения в  социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением  и становлением буржуазных экономических  отношений обусловили основные доминанты  культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и  в полученных ею эпитетах: “век разума”, “эпоха Просвещения”. Секуляризация  общественного сознания, распространение  идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий  ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое  понимание основных доминант человеческого  бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце  концов, новое понимание, самого Человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные доминанты  культуры европейского просвещения.

Эпоха Просвещения по праву  может быть названа “золотым веком  утопии”. Просвещение прежде всего  включало в себя веру в возможность  изменять человека к лучшему, “рационально”  преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств  или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия  этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству  добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные  общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты  утопии. Например, знаменитая “Декларация  независимости”, включала в себя такое  утверждение: “все люди сотворены равными  и наделены Создателем определенными  неотчуждаемыми правами, среди которых  право на жизнь, свободу, стремление к счастью”.

Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило “естественное” или “природное” состояния общества, не ведающего частной собственности  и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного  нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не “искусственным”  законам. Это был исключительно  вымышленный, умозрительный тип  общества, который, по замечанию выдающегося  философа и писателя эпохи Просвещения  Жан Жака Руссо, возможно, никогда  и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка  вещей.

Зримым воплощением “лучших  миров” для людей эпохи Просвещения  были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Особое место природы в культурной парадигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником истины и главным учителем общества и каждого человека. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели — создания совершенной среды для совершенного человека. “Внушив любовь к полям, внушаем добродетель” (Делиль Ж. Сады. Л., 1987. С. 6). Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фермы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важнейший морально-этический постулат Просвещения — обязанность трудиться — находил здесь зримое и реальное воплощение, поскольку заботам о садах в Европе предаются представители правящих домов, аристократии, интеллектуальной элиты.

Парки эпохи Просвещения  не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали  казавши¬еся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком  в соответствии со своим замыслом. При этом, одной из главных задач  было сохранение “впечатления естественности”, ощущение “дикорастущей природы”. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам —  любви, дружбе, меланхолии. Все это  обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как  “естественном состоянии” “естественного человека”, основным условием которого было возвращение к природе.

В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве  новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают  в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя прежде всего к “чисто человеческому” содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожиданное сходство. Похожи не только костюмы, но сходными оказываются и манера держаться, сам душевный настрой. Искусство XVIII века стремится отойти от “возвышенного”, аллегорически-надуманного к “простому”, непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью. Эта “соизмеримость”, характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стилевые и  жанровые особенности искусства.

В целом можно рассматривать  художественную культуру XVIII века как  период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство  создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в  часть более высокого мира торжественной  героики и высших религиозных, идейных  и этических ценностей. Эпоха  Возрождения заменила религиозный  ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все  равно искусство диктовало ему  свои нормы. В XVIII веке вся эта система  подверглась пересмотру. Ироническое  и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным  прежде, превращение возвышенных  категорий в академические образцы  снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые  открылась возможность небывалой  свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения  использовало старые стилистические формы  классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных  антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм  стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно  изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых  случаях один из характернейших признаков  стиля — античные классические формы. К тому же, “новый” классицизм эпохи  Просвещения в самой своей  основе не был чужд романтизму. В  искусстве разных стран и народов  классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом  в искусстве XVIII века было и появление  течений, не имевших собственной  стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким  крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте  и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным “естественным  состоянием” общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен  прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого  стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый  им “естественный” человек неизбежно  испытывает трагичность столкновения с природными и общественными  стихиями, с самой жизнью, готовящей  великие потрясения, предчувствие которых  наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик  культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных  начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет  верх над 1 церковным практически  на территории всей Европы. Очевидно и  вторжение светского начала в  религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную  роль — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение  практически во всех европейских  странах, порой стремясь занять главное  место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в  пейзажной живописи возникает и  распространяется в разных странах  так называемый “пейзаж настроения” (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль “рококо”, который получил  наиболее совершенное воплощение в  области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в  архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи — в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы  на создание комфорта и изящества  для того человека, который будет  созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся  тесными благодаря иллюзии “играющего пространства”, создаваемой архитекторами  и художниками, умело использующими  для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль  стал прежде всего стилем небогатых  домов, в которые немногочисленными  приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество  предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих  его желания, сделав их в то же самое  время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения  было обращение к запечатлению художественными  средствами ощущений и наслаждений  человека (как духовных, так и  телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти “галантные сцены”, в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастают во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика и критики начинают требовать от нового искусства прежде всего “приятного”. Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. “Приятное” означало как “чувствительное”, так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера “Все жанры хороши, кроме скучного”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расцвет театральной и музыкальной культуры.

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности  и литературности объясняет его  сближение с театром. XVIII столетие часто называют “золотым веком театра”. Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых  ярких страниц в истории мировой  драматургии. Театр оказался близким  самому духу эпохи. Жизнь сама шла  навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Секуляризация  общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней  святости и напыщенности приводили  к их своеобразной “театрализации”. Не случайно именно в эпоху Просвещения  знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом  жизни, формой быта.

Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его “исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары” (Бомарше. П.-О. Драматическая трилогия. М., 1984. С. 17). Для него изобличение существующего  порядка, срывание масок, прояснение истинного  положения вещей становятся сверхзадачами  подлинной драматургии. Присутствие  “социального” контекста, противопоставлению подлинных ценностей (любви, дружбы, честности, ума и таланта) ценностям  мнимым, навязанным обществом —  непременный атрибут театральных  постановок XVIII века.

Однако “век разума”  знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и  суевериям. Реалистической ясности  и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь  с кризисом ортодоксальной религии. Это стремление было в равной степени  развито и в высших сословиях, и в среде простых людей. Широчайшее распространение получило масонство, соединявшее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным  подтекстом и элементами маскарада  и театрализованных церемоний “посвящений”. Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное “культурное” пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх со множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Информация о работе Основные доминанты культуры европейского просвещения