Основные доминанты культуры европейского просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:28, реферат

Краткое описание

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: “век разума”, “эпоха Просвещения”. Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание, самого Человека.

Содержание

Введение.
1. Основные доминанты культуры европейского просвещения.
2. Стилевые и жанровые особенности искусства.
3.Расцвет театральной и музыкальной культуры.
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)

Понятие “театр”, “театральность”  ассоциируется еще и с понятием “публичности”. В эпоху Просвещения  в Европе устраиваются первые публичные  выставки — салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства  и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в  жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для  диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро — выдающийся мыслитель XVIII века — практически  вводит новый жанр литературы —  критические обзоры салонов. В них  он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и  направления, но и высказывая собственное  мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям. Такой  талантливый, бескомпромиссный критик, выполняющий роль “активного зрителя”, посредника между художником и обществом, подчас даже диктующий искусству  некий “социальный заказ”, является порождением времени и отражением самой сути просветительских идей.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство  рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков  человеческой души. Меняется и отношение  к музыке, которая еще в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так  и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки — опера. В Германии, Австрии развивались  наиболее “серьезные” формы музыкальных  произведений — оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Синтез зрелищности и  публичности театра и глубины  трактовки человеческих чувств обнаруживает себя в оперном искусстве. Одним  из ярких примеров “слияния” просветительских идей и новой музыкальной формы  является опера Моцарта “Волшебная флейта”. Отражая веру в торжество  разума, культ света, представление  о человеке как о венце Вселенной, опера в такой же мере несет  в себе и основные идеи утопий XVIII века. Главный герой Тамино, попадая  в совершенное общество, не сразу  завоевывает себе право быть “равным  среди равных” в царстве Зарастро. Эта сюжетная линия отражает стремление героя к личному совершенству, понимаемого не просто как процесс  самоутверждения человека, его поисков  своего места, но прежде всего, как путь к достижению столь желанного  общественного идеала, гармонии личности и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Синтез этики,  эстетики и литературы в творчестве  великих французских просветителей.

Для мыслителей эпохи Просвещения  был поистине характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью  в поэзию, увлеченность естественнонаучными  и математическими исследованиями — с постоянным участием в общественно-политической жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная  во Франции “Энциклопедия искусств, наук и ремесел” (1751-1780), грандиозный  труд, включавший в себя 28 томов. “Энциклопедия” стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых  передовых знаний XVIII века, но и грандиозным  гимном силе разума и прогресса, декларировавшим  новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании  участвовали все выдающиеся деятели  Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого  поистине эпохального мероприятия  был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливейший литератор  и теоретик искусства.

Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника  в общественную жизнь. В рамках этого  подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых  Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер  был в основном продолжателем  французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как  основателем и главой школы французского материализма в философии, так и  создателем школы реализма в литературе и искусстве.

Эстетические взгляды  Дени Дидро неслучайно считались  своеобразным манифестом просветительских представлений о предмете, роли и  задачах искусства. Их теоретическим  обоснованием были философские воззрения  автора, состоящие в признании  объектив¬ного существования природы, частью которой является и сам  человек. Поэтому первоисточником, базой искусства является для  Дидро сама природа, являющаяся его  “первой моделью”. “Каков бы ни был  уголок природы, в который вы заглянете  — первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или  населенный — вы всегда найдете  в нем два прекрасных качества: истину и гармонию” (Цит. по: Гачев  Д. Эстетические взгляды, Дидро. М., 1961. С. 61). Только жизненная правда может  и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее, по мнению Дидро, его творчество, тем более  высокой оценки оно заслуживает. Дидро обращался к деятелям искусства  со страстным призывом изучать жизнь, проникать в глубинные тайны  бытия, идти вглубь народной жизни, где  лихорадочно бьется ее истинный пульс. Если художник учится у жизни, то, в  конце концов, своими правдивыми и  страстными произведениями он сам начнет “учить жизнь”, влиять на человеческие чувства и разум.

Но самой главной задачей  искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. “Всякое произведение должно быть выражением одной большой идеи, оно должно быть поучительно: без  этого оно будет немым” (Там  же. С. 70). Отождествляя этические и  эстетические принципы, иными словами, утверждая, что совершенным может  считаться только произведение, пропитанное  определенной моральной идеей, Дидро  провозглашает принцип идейности  нового искусства, исповедующего реализм.

В полной мере эти философские  и эстетические принципы Дидро воплотил в своих литературных произведениях. Он использует новые выразительные  средства, отказывается от традиционного  развития сюжета, являясь основоположником совершенно новых литературных жанров — философской повести и философского романа, которые как нельзя лучше помогали отразить “правду жизни” и глубину ее осмысления. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть “Племянник Рамо”, в которой ши¬рокая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.

Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта  и прозаика — в полной мере отразил  в себе приметы времени, всю его  сложность и противоречивость. Ему  не было равных в обличении пороков  государства, лицемерия официальной  церкви и ее слуг, в разрушении и  ниспровержении всяческого рода предрассудков  и расхожих мнений. Вольтер оставил  после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и  по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем  есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские  повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что  необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может  оказать наибольшее воздействие  на граждан, поднимая их на борьбу с  пороками и несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов  классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы  классической трагедии, комедии, поэмы  новым просветительским содержанием.

Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера “Кандид, или Оптимист”  в полной мере отразило как общие  тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи и новизну подхода к их выражению  самого автора. Судьба главного героя  Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались  ему для того, чтобы прийти к  собственному мировосприятию. Неудержимые  искания истины приводят Кандида  сначала к прекраснодушному оптимизму (“все к лучшему в этом лучшем из миров”), основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже “традиционный” счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом: потраченные на долгие поиски истины годы не проходят напрасно как для самого Кандида, так и для его любимой Кунигунды, успевшей за это время превратиться из юной прекрасной девушки в безобразную старуху.

Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так: “надо возделывать наш сад” —  работать, чтобы не случилось. Именно работа, по его мнению, избавляет  от “трех великих зол: скуки, порока и нужды”. Интересно, что в этом романе Вольтер также прибегает  к излюбленному приему просветительской эстетики — обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида  в сказочной стране Эльдорадо, на первый взгляд, всего лишь эпизод в  романе, но смысловая нагрузка его  весьма велика. Эльдорадо — воплощенное  “царство разума”, основные элементы которого — просвещенная монархия, философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ  наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо  почти недоступно для людей: путь туда неведом, долог и полон опасностей.

Основоположник просветительского  романтизма в литературе Руссо в  разработанной им эстетике пошел  значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма, отвергая всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал  простоту и естественность языка, обращение  к жизненной правде, “чувствительность  доброго сердца” простых людей. Как и Дидро, он считал, что в  любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно  переплавляется в моральные ценности. Однако, личные чувства и эмоции неизменно должны быть подчинены  высшему моральному долгу. Вот почему положительные герои Руссо всегда приносят в жертву себя и свою жизнь  неким моральным принципам. Отвергая рассудочную логику “здравого смысла”, Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Весь смысл искусства для него — это трогать простые человеческие сердца и воспитывать при помощи “чувствительности” истинно добродетельного человека и гражданина. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него. Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе “Новая Элоиза”.

Это произведение явилось  образцом сентиментального романа в  письмах, в котором Руссо удалось  совместить изображение глубоких и  тонких лирических переживаний главных  героев — учителя Сен-Пре и  его воспитанницы Юлии — с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов, хищничества буржуа. Основная тема романа — конфликт страстной любви  и сословной морали, культивируемых в “высшем обществе” предрассудков. Юлия подчиняет свои чувства холодному  велению долга перед отцом, мнением  света, предпочитая брак по расчету  разрыву с родителями, оберегая их от боли и разочарования. Но чувство  “подлинного долга” не может заглушить  “голос природы”, зов любви, и главная  героиня романа погибает.

Талантливое и проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями руссизма были Карамзин (“Бедная Лиза”), Гете (“Страдания юного Вертера”), Шадерло де Лакло (“Опасные связи”) и многие другие известнейшие литераторы той поры.

Эпоха Просвещения явилась  важнейшим поворотным пунктом в  духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и  этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Список используемой литературы:

1. Культурология. Учебник. /Под ред. В.В.Викторова. – М., Вузовский учебник, 2008.

2. Хрестоматия по истории мировой культуры /Под ред. Г.В.Гриненко. – М., «Юрайт», 1998.

3. Культурология (учебное пособие) /Под ред. Драча Г.В. – Ростов Н/Д, «Феникс», 2003.

4. Культурология. Учебное пособие /Под ред А.И.Кравченко. – М., «Трикста», 2007.

5. Культурология. История мировой культуры: электронный учебник. 2-е изд. /Под ред. А.Н.Марковой. – М.,  «Юнити», 2003.

6. Культурология. История мировой культуры  /Под ред. Марковой А.Н. – М., «Юнити», 1998.

7. Мировая культура и искусстиво.  Учебное пособие /Под ред М.В.Соколова. – М., «Академия», 2004.

8. Энциклопедический словарь  по культурологи. – М., «Центр», 1997.


Информация о работе Основные доминанты культуры европейского просвещения