Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:28, реферат
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: “век разума”, “эпоха Просвещения”. Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых — это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание, самого Человека.
Введение.
1. Основные доминанты культуры европейского просвещения.
2. Стилевые и жанровые особенности искусства.
3.Расцвет театральной и музыкальной культуры.
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей.
Список используемой литературы.
Понятие “театр”, “театральность”
ассоциируется еще и с понятием
“публичности”. В эпоху Просвещения
в Европе устраиваются первые публичные
выставки — салоны, представлявшие
собой новый вид связи
Важное место в иерархии
духовных ценностей в XVIII столетии занимает
музыка. Если изобразительное искусство
рококо стремится прежде всего украшать
жизнь, театр — обличать и развлекать,
то музыка эпохи Просвещения поражает
человека масштабностью и глубиной
анализа самых затаенных
Синтез зрелищности и
публичности театра и глубины
трактовки человеческих чувств обнаруживает
себя в оперном искусстве. Одним
из ярких примеров “слияния” просветительских
идей и новой музыкальной формы
является опера Моцарта “Волшебная
флейта”. Отражая веру в торжество
разума, культ света, представление
о человеке как о венце Вселенной,
опера в такой же мере несет
в себе и основные идеи утопий XVIII
века. Главный герой Тамино, попадая
в совершенное общество, не сразу
завоевывает себе право быть “равным
среди равных” в царстве
4. Синтез этики,
эстетики и литературы в
Для мыслителей эпохи Просвещения
был поистине характерен универсализм
творческих и жизненных интересов.
Они сочетали зрелую философичность
мысли с юношеской
Острая литературная борьба
в XVIII веке велась прежде всего вокруг
возникшей в это время
Эстетические взгляды
Дени Дидро неслучайно считались
своеобразным манифестом просветительских
представлений о предмете, роли и
задачах искусства. Их теоретическим
обоснованием были философские воззрения
автора, состоящие в признании
объектив¬ного существования
Но самой главной задачей
искусства для Дидро было служение
передовым идеям эпохи, требованию
времени. “Всякое произведение должно
быть выражением одной большой идеи,
оно должно быть поучительно: без
этого оно будет немым” (Там
же. С. 70). Отождествляя этические и
эстетические принципы, иными словами,
утверждая, что совершенным может
считаться только произведение, пропитанное
определенной моральной идеей, Дидро
провозглашает принцип
В полной мере эти философские и эстетические принципы Дидро воплотил в своих литературных произведениях. Он использует новые выразительные средства, отказывается от традиционного развития сюжета, являясь основоположником совершенно новых литературных жанров — философской повести и философского романа, которые как нельзя лучше помогали отразить “правду жизни” и глубину ее осмысления. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть “Племянник Рамо”, в которой ши¬рокая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.
Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием.
Одно из самых глубоких
и остросатирических
Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так: “надо возделывать наш сад” — работать, чтобы не случилось. Именно работа, по его мнению, избавляет от “трех великих зол: скуки, порока и нужды”. Интересно, что в этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики — обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо, на первый взгляд, всего лишь эпизод в романе, но смысловая нагрузка его весьма велика. Эльдорадо — воплощенное “царство разума”, основные элементы которого — просвещенная монархия, философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей: путь туда неведом, долог и полон опасностей.
Основоположник
Это произведение явилось
образцом сентиментального романа в
письмах, в котором Руссо удалось
совместить изображение глубоких и
тонких лирических переживаний главных
героев — учителя Сен-Пре и
его воспитанницы Юлии — с критикой
общественного порядка, лживых нравов
столичных аристократических
Талантливое и проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями руссизма были Карамзин (“Бедная Лиза”), Гете (“Страдания юного Вертера”), Шадерло де Лакло (“Опасные связи”) и многие другие известнейшие литераторы той поры.
Эпоха Просвещения явилась
важнейшим поворотным пунктом в
духовном развитии Европы, повлиявшим
практически на все сферы социально-
Список используемой литературы:
1. Культурология. Учебник. /Под ред. В.В.Викторова. – М., Вузовский учебник, 2008.
2. Хрестоматия по истории мировой культуры /Под ред. Г.В.Гриненко. – М., «Юрайт», 1998.
3. Культурология (учебное пособие) /Под ред. Драча Г.В. – Ростов Н/Д, «Феникс», 2003.
4. Культурология. Учебное пособие /Под ред А.И.Кравченко. – М., «Трикста», 2007.
5. Культурология. История мировой культуры: электронный учебник. 2-е изд. /Под ред. А.Н.Марковой. – М., «Юнити», 2003.
6. Культурология. История мировой культуры /Под ред. Марковой А.Н. – М., «Юнити», 1998.
7. Мировая культура и искусстиво. Учебное пособие /Под ред М.В.Соколова. – М., «Академия», 2004.
8. Энциклопедический словарь по культурологи. – М., «Центр», 1997.
Информация о работе Основные доминанты культуры европейского просвещения