Основные идеологии современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

Идеология либерализма. В этой идеологии свобода является фундаментальной, системообразующей идеей, обладает безусловным верховенством и абсолютной ценностью. Либерализм проявляется в двух основных формах: как система теоретических идей и как совокупность практических идей и убеждений, ценностей и идеалов. Эти проявления обнаруживаются в различных измерениях: в экономике и политике, в социальной психологии и функционировании общественных структур, в индивидуальной и коллективной деятельности.

Содержание

1. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Основоположники, основные идеи и базовые ценности либерализма…………………………………..3-4
2. Возникновение консерватизма как реакция на радиоанализам французской революции. Фундаментальные ценности и положение консерватизма. Революция консерватизма во второй половине 9 века. Сущность неоконсерватизма…………………………………………….5-9
3. Социализм и его разновидности. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Представители утопического социализма его интерпретации в идеях коммунизма и социал-демократии. Базовые социально-политические империи анархизма………………………………………………………………….10-18
4. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, экономизма, пацифизма, фетишизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма …………………….19-20
Список использованной литературы……………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Основные идеологии современности.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

     Основные  идеологии современности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

  1. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Основоположники, основные идеи и базовые ценности либерализма…………………………………..3-4
  2. Возникновение консерватизма как реакция на радиоанализам французской революции. Фундаментальные ценности и положение консерватизма. Революция консерватизма во второй половине 9 века. Сущность неоконсерватизма…………………………………………….5-9
  3. Социализм и его разновидности. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Представители утопического социализма его интерпретации в идеях коммунизма и социал-демократии. Базовые социально-политические империи анархизма………………………………………………………………….10-18
  4. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, экономизма, пацифизма, фетишизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма …………………….19-20

Список  использованной литературы……………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Основоположники, основные идеи и базовые ценности либерализма

     Идеология либерализма. В этой идеологии свобода  является фундаментальной, системообразующей  идеей, обладает безусловным верховенством  и абсолютной ценностью. Либерализм проявляется в двух основных формах: как система теоретических идей и как совокупность практических идей и убеждений, ценностей и  идеалов. Эти проявления обнаруживаются в различных измерениях: в экономике  и политике, в социальной психологии и функционировании общественных структур, в индивидуальной и коллективной деятельности.

     Теоретическими  источниками классического либерализма  были принципы права, разработанные  французскими мыслителями Ж.-Ж.Руссо, А.Вольтером, Ш.Монтескье; философия ценностей, изложенная в трудах Д.Локка, Д.Юма, Д.Милля и Г.Спенсера; учение о причинах общественного богатства, обоснованное в политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. Среди белорусских либералов можно выделить А.Волана, Л.Сапегу. В частности, принцип «либерум вето», ориентированный на учет голоса каждого народного представителя в выработке определенного государственного решения, созвучный политическому идеалу либеральной идеологии, не только был теоретически обоснован корифеями либерализма, но и использовался практически.

     Формирование  либеральной идеологии было тесно  связано с таким направлением социального творчества, которое  иногда называется конструктивизмом. Социальный конструктивизм – методология  действия, подразумевающая сознательное формирование различных элементов  общества как системы, общественных отношений и институтов, целенаправленное улучшение общественной жизни, ее усовершенствование, подчинение идеалу.

     Основными принципами либерализма являются:

  1. принцип индивидуализма обозначает право на выбор и признание собственных ценностей, а также использование независимой деятельности во имя их реализации.
  2. принцип невмешательства является утверждением приоритетного значения и верховенства частной жизни.
  3. принцип демократии означает систему социальных институтов и процедур, которые составляют в своей совокупности демократическое государство и обязательно включают развитую систему представлений о правах человека.
  4. принцип конкуренции содержит обоснование оправданием соперничества и соревнования в материальной жизни.
  5. принцип ненасилия выражает требование ограничения агрессии и использования разрушительных средств в межличностных связях и отношениях людей.

     Как утверждают идеологи либерализма, группу подлинно гражданских прав, создаваемых  государством, составляют политические права. Основными политическими  права считаются избирательное  право, свобода слова, свобода печати, свобода собраний и объединений, свобода митингов и демонстраций. Их основные особенности – законодательное  происхождение и стремление уравновесить личность и государственную власть. Именно в этом обнаруживается гарантия индивидуальной свободы. [1, С. 58-63] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Возникновение консерватизма как реакция на радиоанализм французской революции. Фундаментальные ценности и положение консерватизма. Сущность неоконсерватизма

     Консерватизм  представляет совокупность социально-философских  идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства  и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся  традиций, осторожное отношение к  радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествен программам политических партий, называющих себя консерваторами.

     Консервативная  идеология противостоит идеалам  либерализма и революционного радикализма  в преобразовании общественных устоев. Основной смысл идеологии консерватизма  состоит в оправдании традиций и  социальных институтов (патриархальной семьи, церкви, аристократии и т.п.), которые считаются проявлением  «естественного закона», вырастают  естественным историческим путем из естественной природы человека и  общества.

     Консерваторы  считают, что человеческой природе  изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества обречено на неудачу, поскольку  при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы. Основными идеологами консерватизма являются: Э.Берк, Н.М.Карамзин, К.Н.Леонтьев, С.Будный и др.

     Основными принципами и положениями идеологии  консерватизма являются:

  1. принцип заведенного порядка вещей как «право давности». Согласно данному принципу, общество – продукт естественного исторического развития.
  2. основой гражданского общества является религия
  3. основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории.
  4. общество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  5. принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности.
  6. принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать.
  7. принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.
  8. принцип «меритократии», где власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  9. принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, религиозные, национальные ценности и традиции. Актуальны и важны идеи местного самоуправления.

     Важно отметить, что консерватизм выступает  как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного  строя. Она выступает лишь в защиту наличных, проверенных опытом и временем социальных институтов, когда они  под угрозой. Основополагающей практической идеей консервативной идеологии  является традиционализм – установка  на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Наиболее эффективной основой управления государством является сочетание конституции  с традицией. Идеологи-консерваторы отдают предпочтение идее практического  действия, философии прагматизма, приспособлению обстоятельствам, т.е. оппортунизму. Прагматизм, оппортунизм, ориентация на компромиссы – важные установки консервативного мышления.[3, С. 48-53]

     Современное течение неоконсерватизма отождествляет  теоретические идеи и практические установки классического консерватизма, однако обнаруживается разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и  т.д. Практическим ориентациям неоконсерваторов при всей их противоречивости нельзя отказать в гибкости, так как нацелены они на консолидацию наций и государств на консервативной основе, объединение  не только бизнеса, но также фермеров, рабочих, интеллигенции и преодоление  элитарного характера старого консерватизма. Значительное место в конструкциях неоконсерваторов занимают проблемы равенства, власти, демократии, государства. В  идеологии неоконсерватизма также  утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», фактически такую, как церковь. Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Для неоконсерватизма важна  вера в многообразие, сложность и  непознаваемость установившихся социальных институтов и форм жизни. Согласно их представлениям, для сохранения «здорового»  разнообразия в обществе должны существовать различные группы и классы, отличающиеся своим экономическим положением и многими другими формами  неравенства, так как истинное равенство  возможно только перед Богом.

     Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение закона и  прав человека, за приоритетность принципа свободы над принципом социального  равенства, за общественный порядок, который  реализуется через естественную социальную иерархию и сознательное выполнение каждым своих обязанностей перед обществом и самим собой; выступают за ограничение вмешательства  государства в рыночную экономику, за развитие предпринимательства, за создание благоприятных условий для накопления капитала путем снижения налогов и предоставления различных льгот частному капиталу, делая ставку на личностный фактор: личную инициативу, линую заинтересованность, личные возможности и личную ответственность.

     Наиболее  удачной формой эффективного развития экономики неоконсерваторы считают  социальное рыночное хозяйство. В наши дни неоконсерваторы отстаивают три принципа:

     принцип солидарности, в основе которого лежит  представление о единстве труда  и капитала;

     принцип справедливости, предполагающий «справедливое  распределение доходов и собственности», «справедливую заработную плату», «справедливую  налоговую политику» и др.;

     принцип субсидиарности, который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов.

     В соответствии с этими принципами человек должен сам решать свои социально-экономические  проблемы, а задача государства –  создать необходимые благоприятные  условия для реализации частной  инициативы.

     Таким образом, консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет  несомненные положительные черты  и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного  начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А.Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию», отдельные элементы идеологии консерватизма «от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как “добразычлівасць”, “памяркоунасць”, “талерантнасць”, “разважлівасць”. Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма».[2, С. 88-92] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Социализм и его разновидности. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Представители утопического социализма его интерпретации в идеях коммунизма и социал-демократии. Базовые социально-политические империи анархизма

     Социализм (от лат. Socialis - общественный) – учение о преобразовании общества, базирующегося на частной собственности и эксплуатации, в общество в котором царит социальное равенство и справедливость, путем ликвидации частной собственности (как основы эксплуатации и социального неравенства) и установления коллективной (общественной) – социалистической собственности.

     Моделе так называемого «социализма»:

  • Рыночный социализм. Проблема рыночного социализма в целом упирается в проблему сочетания плана и рынка. В рыночном социализме рынок всегда признавался как необходимый атрибут современного общества. Считается, что рынок может существовать не только при частнокапиталистической собственности, но при других ее формах — при коллективно-трудовой, единоличной, что в современном обществе, при современном уровне развития материального производства невозможно освободиться от товарного производства и рыночных отношений. Негативная сторона рыночного социализма состоит в том, что он воспроизводит многие из «болезней» капитализма, включая социальное неравенство, макронестабильность, разрушение окружающей среды, хотя эти отрицательные стороны предполагается уничтожить с помощью активного государственного вмешательства и планирования.
  • Самоуправленческий социализм. В данном случае отстаивается тезис о том, что самоуправление как на производстве, так и в обществе является первым атрибутом социалистичности. А. Бузгалин указывает, что для этого прежде всего необходимо «развитие форм свободной самоорганизации граждан — начиная со всенародного учета и контроля и заканчивая самоуправлением и демократическим планированием».
  • Пролетарский социализм — социализм, основанный на идеологии рабочего класса. Форма правления государства пролетарского социализма — диктатура пролетариата (Конституции СССР 1918,1924 и 1936 года)- эта внеэкономическая система управления государством соответствует низкому уровню развития производительных сил.
  • Творческий социализм — рыночный социализм, основанный на идеологии творческого класса. Творческий социализм вырастает из стадии пролетарского социализма, он неизбежен на этапе общенародной формы правления производительными силами государства (Конституция СССР 1977 года) и переходе на экономические формы управления развитых (до уровня «достаточности в одежде») производительных сил.
  • Государственный социализм — концепция, в которой социализм сводится к вмешательству государства в экономику и социальные отношения. «Левая» разновидность — «военно-казарменный» социализм.

Информация о работе Основные идеологии современности