Основные идеологии современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

Идеология либерализма. В этой идеологии свобода является фундаментальной, системообразующей идеей, обладает безусловным верховенством и абсолютной ценностью. Либерализм проявляется в двух основных формах: как система теоретических идей и как совокупность практических идей и убеждений, ценностей и идеалов. Эти проявления обнаруживаются в различных измерениях: в экономике и политике, в социальной психологии и функционировании общественных структур, в индивидуальной и коллективной деятельности.

Содержание

1. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Основоположники, основные идеи и базовые ценности либерализма…………………………………..3-4
2. Возникновение консерватизма как реакция на радиоанализам французской революции. Фундаментальные ценности и положение консерватизма. Революция консерватизма во второй половине 9 века. Сущность неоконсерватизма…………………………………………….5-9
3. Социализм и его разновидности. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Представители утопического социализма его интерпретации в идеях коммунизма и социал-демократии. Базовые социально-политические империи анархизма………………………………………………………………….10-18
4. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, экономизма, пацифизма, фетишизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма …………………….19-20
Список использованной литературы……………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Основные идеологии современности.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

     Демократический социализм - концепция, провозглашающая возможность построения (в условиях доминирования государственной/коллективной собственности на средства производства) нетоталитарного общества посредством всеобъемлющего использования процедур непосредственной демократии и демократического социального контроля. (Так например, согласно И. Хоуи, США, 1979: "Социализм должен быть целиком... подчинен демократии - именно современной демократии, несмотря на ее изъяны, - для того чтобы привнести больше демократии в любую сферу жизни общества: политическую, экономическую, социальную, культурную. Социализм без демократии невозможен - никакой компромисс с любого рода апологетами диктатуры или авторитаризма недопустим... Социализм должен быть определен как общество, где средства производства - в той мере, в какой вообще нельзя давать заранее его строгое определение, - находятся в коллективной собственности и контролируются методами демократии...").

     Демократический социализм - это общество социальной справедливости, при котором каждому  человеку гарантируется равенство  возможностей, и для каждого человека созданы условия, позволяющие ему  свободно развивать и реализовывать  все полезные для общества таланты  и способности, и на этой основе, на основе честного созидательного труда, своих профессиональных, человеческих, нравственных качеств занимать достойное  место в обществе. Главной, важнейшей задачей этого общества будет создание условий, при которых каждый человек может получить бесплатное среднее и высшее образование, и культурное развитие, стать духовно-богатой, гармонично развитой личностью - вне зависимости от материального и социального положения, и места проживания - потому, что это является ключевым условием существования такого общества. Ибо свободное развитие каждого есть непременное условие свободного развития всех. В этом обществе будут неукоснительно соблюдаться законность и права человека, включая право на бесплатное образование и культурное развитие, право на труд и достойную оплату по труду, право на бесплатное здравоохранение, на отдых, право на достойную жизнь, на социальную защиту. Это общество позволяющее развить и реализовать творческий потенциал каждого человека. В этом обществе каждый сможет заниматься любимым делом, каждый сможет найти себе достойное место. В этом обществе каждый сможет честным трудом обеспечить себе и своей семье достойную жизнь, и каждому будет воздаваться по делам его... Разумеется, для создания таких условий потребуется усиление государственности (стратегически важные для государства ресурсы и отрасли промышленности, предприятия топливно-энергетического комплекса, центральный банк всегда должны быть в собственности государства), возрождение промышленности, создание мощной и многоукладной экономики с государственной, коллективной и частной формами собственности на средства производства, высокотехнологичных производств и индустрии. Только государство может взять на себя ответственность за бесплатное образование, развитие фундаментальной науки и опережающий научно-технический прогресс, регулирование рынка и социальные гарантии. Это строй, при котором установлен приоритет нравственности над экономикой. В этом обществе должно быть общепризнанно и каждый школьник должен знать, как азбучную истину следующее: недопустимо, чтобы экономические, рыночные и государственные факторы развития превратились в самоцель - они всегда должны быть в качестве средства свободного развития и самореализации личности, подчиненные культурным и нравственным ценностям.   Социальная справедливость и социальное равенство, а так же принципы демократии - являются фундаментальными базовыми принципами демократического социализма.

     Справедливыми, в моем понимании, являются такие  общественные отношения, которые обеспечивают: справедливую оплату по количеству и  качеству труда; равные возможности  для каждого человека свободно развивать  и реализовывать свои способности; равные возможности в области  образования; равные возможности культурного  развития; равные возможности в области  здравоохранения; равную социальную защиту; права человека; демократические  права и свободы граждан. Государство должно гарантировать общедоступность достижений культуры и науки. Возможность достижения реальной демократии и свободы неразрывно связана с принципами социальной справедливости и социального равенства.   В соответствии с принципом социальной справедливости природные богатства и блага: земля, недра, водные ресурсы, леса и животный мир, - являются достоянием всего народа и всегда должны находиться в собственности государства. Земли сельскохозяйственного назначения должны сдаваться в долгосрочную аренду на 40-50 лет, с правом продления договора. Исключение составляют только приусадебные, дачные и садово-огородные участки, которые могут находиться в частной собственности граждан и быть предметом купли-продажи. При этом каждый гражданин с самого рождения должен иметь равные права на природные богатства и блага, что должно выражаться в использовании природных ресурсов и земельной ренты в интересах всего народа в виде капиталовложений в образование, фундаментальную науку, медицину, социальную защиту, в строительство и эксплуатацию общедоступных туристических, спортивных и курортных баз отдыха, санаторных здравоохранительных учреждений. Посредством такой политики государство будет психологически ориентировать своих граждан не на хищнический захват куска, а на гуманистическое отношение к людям в духе братства и дружбы, будет ориентировать на экологический подход к природе.   Не могут быть справедливыми те общественные отношения, при которых господствует принцип распределения прибыли по капиталу. Он всегда позволял и позволяет собственникам присваивать долю прибыли, значительно превышающую их личный трудовой вклад.

     Социальное  равенство при демократическом  социализме подразумевает не экономическую  уравнительную политику, а обеспечение  равноправия, равенства всех граждан  перед законом, политическое и культурное равенство, равные социальные гарантии и социальную защиту, равные реальные возможности осуществления равных прав. Экономическое равенство противоречило  бы принципу справедливой оплаты по количеству и качеству труда, а также развитию частной инициативы и предпринимательской  деятельности граждан.   Социальное равенство, в моем понимании, должно быть основано на следующих принципах и условиях.  

       Во-первых, принцип равных возможностей  в области образования, когда  каждому человеку гарантируется  Конституцией право на бесплатное  дошкольное, среднее, среднее специальное  и высшее образование в соответствии  с его способностями и трудолюбием  независимо от материальных возможностей  семьи и места проживания. Соответственно  это должно быть обеспечено  с финансовой стороны стипендиями  не ниже прожиточного минимума  и бесплатными общежитиями для иногородних при учебных учреждениях. При этом должны быть созданы все условия для всестороннего развития способностей и талантов каждого человека, а также все условия для самообразования. Образование, благодаря которому люди получают возможность понимать явления окружающей их действительности, обретают высокий уровень политической культуры, - является необходимым условием реализации политического равенства. 

       Во-вторых, государством должна гарантироваться  общедоступность детских учреждений, необходимых для полноценного, гармоничного  развития детей: детских садов,  центров детского творчества - с  различными кружками и секциями, домов культуры, художественных  и музыкальных школ, театральных  студий и других развивающих  учреждений, вне зависимости от  материального и социального  положения семьи. 

       В-третьих, принцип равных возможностей  в области здравоохранения, когда  каждому человеку обеспечено  Конституцией право на бесплатную  и качественную защиту здоровья  независимо от уровня личных  доходов. Фактически это право  должно быть обеспечено через  сеть государственных учреждений  здравоохранения, спортивных, оздоровительных  и санаторно-курортных комплексов.  

       В-четвертых, всем гражданам должно  гарантироваться равное право  на социальное обеспечение и  социальную защиту, в том числе  защита материнства и детства,  инвалидов, пенсионеров и безработных.   

     В-пятых, каждый гражданин должен иметь равные права на природные богатства  и блага.

     Бурное  развитие капитализма, экономические  кризисы, бедственное положение  Франции в I половине ХIХ века способствовали возникновению социалистических учений. Ф. Энгельс в работе «Развитие социализма от утопии к науке» называет основателями социализма Сен-Симона, Фурье и Роберта Оуэна. Общими для всех была резкая  критика капитализма, частной собственности и стремление к обоснованию идеалов общественного строя, основанного на общем труде и справедливом распределении.

     Анри  де Сен-Симон  (1760 – 1825 гг.) – французский социалист- утопист в своих воззрениях на государство и право исходил из своей концепции исторического прогресса как прямой восходящей линии. Он считал, что общество развивается по восходящей линии к своему «Золотому веку». Движущими силами исторического развития он считал прогресс научного знания,  морали и религии. Выделены три стадии развития общества:

    • теологическая (период античности и феодализма);
    • метафизическая (период буржуазного миропорядка);
    • позитивная (период счастья и благоденствия).

     На  первой стадии господство принадлежало священникам и феодалам, на второй – юристам и метафизикам, на третьей  должно перейти к ученым и промышленникам. Здесь управление государством, экономикой передается высокоталантливым лицам  из числа «индустриалов». Сен-Симон предлагал провести постепенные реформы: устранить наследственную знать, выкупить землю у владельцев, которые не занимаются сельским хозяйством, облегчить положение крестьян. Народу незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. Сен-Симон не посягал на устои частной собственности, превосходство индустриализма над буржуазным обществом он видел в том, что новая система превратит страну в единую, централизованно-управляемую промышленную ассоциацию, которая будет жить по разумно составленному плану комбинированной производственной кооперации.

     Шарль Фурье (1772 – 1837 гг.) считал политику и политическую деятельность бесполезным занятием, не придавая существенного значения государству. Ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право, ни республиканские учреждения не изменят жалкого положения народа. Оно круто изменится, если основу общества составляет ассоциации (фаланги) – производственно-потребительские товарищества. Личная свобода каждого – первая заповедь существования фаланги. Она не допускает никакого принудительного устава. Общеобязательные нормы принимаются совместно и соблюдаются сознательно и добровольно. Фурье полагал, что организация фаланг позволит через шесть лет перейти к социализму. При этом для перехода к коммунизму Европе и Северной Америке потребуется пять лет,  Африке и Азии – десять. В идеальном обществе не будет ни государства, ни права. Выступал за слияние всех общин и коммун во всеобщий союз человеческого рода, всех народов – в один народ, разобщенных государств – в единую всемирную республику.

     Роберт  Оуэн (1771 – 1858 гг.) – инженер, предприниматель, филантроп, человек «который сделал себя сам». Текстильная фабрика, которой он управлял в Шотландии, процветала, «ибо умеренное расписание, хорошая оплата, здоровые условия работы и отдыха, порядок в школе, яслях дали свой результат, и рабочие трудились с энтузиазмом». Он верил в возможность переделать людей средствами воспитания и улучшения условий жизни. Оуэн полагал, что с помощью законов государство может провести реформы в пользу трудящегося населения. Но провести эти законы через парламент ему не удалось. Основной источник всех социальный зол и бедствий – частная собственность. Выступал за коллективный труд, общественную собственность и равенство прав и обязанностей всех членов.

     Все социалисты и коммунисты критикуя капитализм рассчитывали на промышленный переворот, который создаст новое общество и подготовит условия перехода к строю коммун (ассоциаций). Они понимали экономические основы деления общества и эксплуатации пролетариата буржуазией. Некоторые призывали обращаться с пропагандой коммунизма только к рабочему классу.

     Наиболее  значительные теоретики анархизма XIX в. -Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), Михаил Александрович Бакунин (1814-1876).

     Пьер  Прудон призывает:

     1) ликвидировать все существующие  формы эксплуатации человека;

     2)заменить  фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости.

     Общественный  идеал - общество, где люди равны  и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости - упразднение государственных и  правовых институтов. Для защиты своих интересов власть предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества - несправедливый обмен результатов труда.

     Михаил  Бакунин видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация  и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.

     Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы  другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны Стать  свобода, равенство и братство людей.

     Государство всегда связано с насилием, принуждением и обманом. Государство - это самое  тяжкое наряду с эксплуатацией преступление. Оно развращает человека. Революция  открывает дорогу всеобщему братству людей. Идеальное общество - свободная организация рабочих. Она основана на самоуправлении.

     Марксистскую  идею о диктатуре пролетариата Бакунин  отвергает неслучайно. Диктатура  пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.[5, С. 77-85] 
 

Информация о работе Основные идеологии современности