Основные качества речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:37, контрольная работа

Краткое описание

Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:
- понимать, что такое национальный русский язык; в каких формах он существует; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;
- усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности;
- овладеть нормами литературного языка, его богатством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..3
1. Содержательность речи……………………………………………………………...4
2. Точность речи……………………………………………………………………...…5
3. Чистота речи………………………………………………………………………….7
4. Логичность речи…………………………………………………………………...…8
5. Выразительность речи……………………………………………………………....13
6. Богатство речи и ее разнообразие……………………………………………….…14
Заключение………………………………………………………………………….…16
Список используемой литературы…………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.основные качества речи.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………….…..3

1. Содержательность речи……………………………………………………………...4

2. Точность речи……………………………………………………………………...…5

3. Чистота речи………………………………………………………………………….7

4. Логичность речи…………………………………………………………………...…8

5. Выразительность речи……………………………………………………………....13

6. Богатство речи и  ее разнообразие……………………………………………….…14

Заключение………………………………………………………………………….…16

Список используемой литературы…………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров - это умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Каким должен быть словарный  запас одного человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что  активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. С русским языком можно  творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским  словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и  тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:

- понимать, что такое национальный  русский язык; в каких формах он существует; чем книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические, синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;

- усвоить и развить  навыки отбора и употребления  языковых средств в процессе  речевой деятельности;

- овладеть нормами литературного  языка, его богатством.

Составляющей качества речи является содержательность, точность, чистота, логичность, выразительность, богатство. Рассмотрим данные свойства качества речи подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

Содержательность речи.

 

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней  мыслей, чувств и стремлений, их значительностью  и соответствием действительности. Речь может быть более или менее  содержательной в связи с обилием  и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может, быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Содержательность речи зависит  от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой  и разнообразный запас слов у  данного человека, позволяющий ему  адекватно выразить самые различные  свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для  этого недостаточно; необходимо правильно  подбирать и применять эти  слова в речи.

Речь человека будет содержательной в той или иной степени в  зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией  в данной конкретной области. В своей  речи мы часто описываем или объясняем  определенные явления. Например, преподаватель  физической культуры часто прибегает  к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять  отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет  более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют  своим предметом, имеют большой  запас специальных терминов, в  которых выражается детальное знание методики данного вида спорта, а  также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Точность речи.

 

Точность как признак  культуры речи определяется умением  четко и ясно мыслить, знанием  предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается  с точностью словоупотребления.

Точность речи нарушается в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в  несвойственном им значении; неустраненная  контекстом многозначность, порождающая  двусмысленность; смешение омонимов, паронимов. При отборе лексических средств  рекомендуется учитывать следующие  факторы:

— значение слова;

— его многозначность;

— сочетаемость с другими словами;

— эмоционально-экспрессивную  окраску;

— стилистическую характеристику;

— сферу употребления;

— грамматическое оформление, особенность аффиксов.

Каждое знаменательное слово  выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает  говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики, а иногда к грубости, ссоре.

Снижает точность речи незнание о  существовании  в  языке  паронимов  и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи. Паронимами (para — рядом, onima — имя)  называются  слова,  близкие  по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант  —  адресат, экскаватор — эскалатор, кворум — форум, контракт — контакт, факт  —  фактор, описка — отписка, внеклассный — внеклассовый.

    Паронимы встречаются  и среди собственных имен: Эйзенштейн  —  Эйнштейн, Капри — Кипр, Швеция — Швейцария.

    Наличие в языке  паронимов приводит к тому, что  в  устной  и  письменной речи одно слово ошибочно  употребляется  вместо  другого. Употребление в речи омонимов, т. е. слов,  различных  по  значению,  но одинаковых по написанию и  звучанию,  может  так  же  привести  к  смысловой неточности, двузначности высказывания. Например, предложение  «Издали  закон об упразднении транспортных  судов»  звучит  двусмысленно  из-за  наличия  в языке омонимов; судов  —  форма  родительного  падежа  множественного  числа существительного суд и судов  —  форма  родительного  падежа  множественного числа  существительного  судно.   Возникает   вопрос,   что   упразднили   — транспортные суды или транспортные  суда?  Неудачное  употребление  омонимов может привести к комическому эффекту. Так, фраза «совместный  отдых,  как  и труд, спаивает людей» обязательно вызывает нежелательную реакцию.

    Опасна  в   речи  и  синтаксическая  омонимия.   Например,   предложения «Назначение председателя всем показалось удачным» и «Характеристика  Климова точно соответствовала действительности»  заключают  в  себе  двойной  смысл.

Следить за точностью выражения  своих мыслей должен каждый говорящий. Вспомним слова Л. Н. Толстого: «Единственное  средство умственного общения людей  есть слово, и для того, чтобы общение  это было возможно, нужно употреблять  слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие  и точные понятия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистота речи.

 

Отсутствие в ней лишних слов, слов - "сорняков", слов - "паразитов"- это не что иное, как чистота  речи. Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного  их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь "любимые  словечки": так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление. Пристрастие  к лишним словам может служить  речевой характеристикой человека.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой  нагрузки,  не обладают информативностью. Они просто засоряют речь  говорящего,  затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания  высказывания.  Кроме  того, лишние  слова  психологически  действуют  на  слушателей,  которые  начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

    Почему же  все-таки  слова-сорняки  появляются  в   нашей  речи?  Это  и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать  нужные слова для оформления своих  мыслей  и,  конечно,  бедность  индивидуального словаря  говорящего.  Забота  о  чистоте  речи  повышает  качество  речевой деятельности.

Иногда привычка вставлять  в речь одно какое-либо слово, например, понимаешь, однозначно, становится отличительным признаком говорящего. Если же он занимает высокий пост, ответственную должность, то эта особенность речи служит объектом пародирования.

В последнее время наблюдается  пристрастие к слову буквально  и словосочетанию по большому счету. Их используют и где нужно, и где  не нужно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логичность речи.

 

Понятность речи обусловлена  в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к  которой по своему содержанию относится  речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в  данной области. Например, человек с  большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и  оборотов речи, применяемых в этой области.

Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста  речи, т.е. из ее общего содержания и  из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например, слово  «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для  математика же — особое числовое значение.

Речь становится более  понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда  ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается  синтаксически правильным построением  предложений, а также применением  в соответствующих местах пауз или  выделения слов с помощью логического  ударения.

Например, предложение «студенты  института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях». Оно может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь будет идти о том, что именно студенты, а некий другой, одержали победу, в другом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях.

Ученые-лингвисты огромный запас словаря русского языка, учитывая известность, частотность употребления слов, делят на две группы - лексику  неограниченного употребления и  лексику ограниченного употребления. К первой группе относят общеупотребительные, понятные всем слова, например: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный  словарный фонд огромен. Он-то и делает нашу речь доступной для каждого, кто владеет русским языком. Диалектные слова, получая распространение в русском языке, с течением времени могут стать общеупотребительными, пополнить словарь литературного языка, обогатить его синонимические ресурсы. Так, из территориальных диалектов в XIX в. вошли в литературный язык слова: детвора, задира, зазнайка, измываться, клянчить, нудный, самодур, тайга, чащоба, марево и др. Постепенно лишились признаков диалектности слова: баламут, бахча, бурьян, глухомань, доярка, зеленя, муторно, назавтра, немедля, неразбериха, обеднять, обмолот, особняком; отара, свинарка, спозаранок, шумиха, щуплый.

Знание диалектной лексики  обогащает человека, расширяет не только его словарный запас, но и  кругозор.

В диалекте особый интерес  представляют слова, характеризующие  жизнь и быт народа, говорящего на данном диалекте. Такие слева  называются этнографизмами. Это названия различных строений, средств передвижения, перевозки чего-либо, названия домашней утвари, одежды, орудий труда.    Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо  жаргону.  В современной лингвистической литературе  слово  жаргон  обычно  употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного  языка,  которые  служат средством общения различных социальных групп.

    Возникновение   жаргонов  связано   со   стремлением   отдельных   групп противопоставить себя обществу или другим социальным  группам,  отгородиться от  них,  используя  средства  языка.  В  отличие  от  общенародного  языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон  —  «тайный»  язык, цель которого — скрыть смысл произносимого от «чужака».  Таков,  к  примеру, появившийся   на   Руси   жаргон    староверов-раскольников,    преследуемых государством и церковью. Ими был создан так называемый  «офеньский  язык»  — тайный язык офеней — торговцев раскольничьими книгами и иконами.

Информация о работе Основные качества речи