Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:39, реферат
Реализм от позднелат. (геalis – вещественный, действительный). В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм).
1. Основные направления развития изобразительного искусства конца XIX – начала XX вв. (реализм, импрессионизм и постимпрессионизм, символизм) 3
2. Модернизм и авангардизм, как коренное изменение художественной практики (модернизм, авангардизм: что значит, когда появились. Их основные направления). Футуризм, кубизм, сюрреализм и др. 9
3. Основные тенденции в развитии изобразительном искусстве в XX – начале XXI веков (от постмодернизма и далее) 21
Литература
Специфическое искусства и литературы постмодернизма: Эквивалентность формообразующих. Стилистический эклектизм. Вторичность. Интертекстуальность. Референциальность. Неполнота дискурса. Внесистемность, произвольное фрагментирование. Повторы, перечисления, совмещения. Перегруженность аллюзиями и семиотическая избыточность.
Отличие референциального сознания – его соотнесенность не с реальностью предметного мира, но с рефлексией по поводу поэтики и эстетики.
Классический реализм, утверждавший
антропоцентрический образ мира
– более или менее гордое представление
Человека о себе, – переродившийся
затем в псевдореализмы национал-
и интернационал-социализмов, как
техника присутствует среди прочих
в пространстве современного искусства.
Однако сегодня реалистические формы
(гиперреализм) – это только способ
изображения, «отображающие», которым
нечего отображать. В этом смысле бессистемность,
хаотическая мозаика
Искусство постмодернизма – в той мере, в какой оно сохраняет функции искусства, – это не только игра, изобретающая игру, изобретающую игру (и т.д.), но и попытка преодолеть катастрофическую разобщенность человека и мира.
Способ преодоления –
ирония и неопределенность, дадаистический
запрет на серьезность, содержательность
– определяет стилистику постмодернизма.
Отсутствие сюжета, замысла, смысла компенсируется
интертекстуальной
Как и всякое другое, искусство
постмодернизма отражает картину мира;
здесь – ее распад, который предстает
как отсутствие означаемого. Означающее
(форма) здесь самоцельно. На это
указывает и стилистика гиперреализма,
бездумно сканирующего поверхности
предметов, и семантическая ничтожность
соц-арта, пародирующего стилистику
соцреализма, и более или менее
техничные имитации стилей раннего
авангарда, постимпрессионизма, вариации
на темы работ классических мастеров
и т.д. Миметическая форма используется
для создания образов фантастического
искусства, серий комиксов и т.п.,
но почти никогда непосредственно
– без рефлексии и
Современное искусство объективно
свидетельствует о том, что сложившаяся
система представлений больше не
видит в художнике творца высших
ценностей. Девальвация духовной культуры,
очевидно, связана с утверждением
иных ценностей. Относительное изобилие
и свободы, которыми обеспечило себя
общество потребления, показывают, чего
в действительности желает человек,
освобожденный из «плена грубой практической
потребности» (К.Маркс). Идеальное не
выдерживает испытания
М.Фуко, анализируя изменения,
происходящие в европейском обществе,
прослеживает этот переход от культа
души, духовности к культивации секса.
Показанный им переход от диспозитива
супружества к диспозитиву
Энергия, питающая художественное творчество, амбивалентна. Если она не находит заготовленных для нее структур или эти структуры утратили эволютивный потенциал и матрица означающего не соответствует новой конфигурации означаемого, наступает кризисное состояние. В эпоху нормативной эстетики эта энергия достигала большого накала и сублимации и находила выход в великих произведениях искусства (ср. Портрет Папы Иннокентия X Д.Веласкеса) или выплескивалась за пределы сюжета и проступала в индивидуальной манере художника (ср. творчество Грюневальда, Босха, Гойи).
Особенностью современного искусства является то, что творческая интенция проявляет себя как деструктивная и аутодеструктивная. Изобразительная деятельность нередко становится прямой проекцией темперамента (ср. жестикуляционную живопись). Этот процесс начинается со сдвигов в композиции и рисунке, переходит к спонтанной экспрессии линии и мазка, огрублению фактуры, вплоть до рассечения холста (дальше – выход за пределы традиционных изобразительных форм).
Прорыв деструктивного начала – один из стилеобразующих факторов современного искусства, продуцирующего образ агрессии, катастрофы, распада, хаоса.
С другой стороны, уже в первой половине 60-х появляется течение, получившее название «минимализм», выражающее тот комплекс идей, который вдохновлял рационалистическое конструктивистское крыло авангарда 20–30-х. (Татлин, Родченко, Лисицкий, Малевич, Мондриан, Дусбург и др.). Минимализм можно рассматривать как реакцию на эксцессы деструктивных тенденций, как безличное воплощение объективного всеобщего, «вечного», поскольку деструктивное – это прямая проекция личности, выражение ее специфического, индивидуального, конкретное состояние, выплеснутое на холст более или менее случайно. Хотя спонтанность – один из прокламируемых моментов современной художественной деятельности, постмодернизм, как никакое другое направление в искусстве, обнажает стерилизующую творческий процесс роль интеллекта.
О сугубо интеллектуальном
отношении к искусству
Приблизительно к середине 70-х миметическая изобразительность завершается гиперреализмом, абстракция – однотонной монохромией (в экспозиции «Made in France» эти антиподы классической изобразительности были представлены Портретом Пита Мондриана Ж.-Ф.Юкле, абстракциями Ж.Асс).
Характер перемен, происходящих в 80–90-е, раскрывает эволюция антропоморфного образа.
Превращения, которые претерпевает этот образ на протяжении Нового времени, неожиданно завершаются в конце XX в. появлением пустого тела – муляжа, куклы, манекена. Впрочем, эта новая метафора не покажется неожиданной, если вглядеться в бутафорский праздник соцреалистического искусства. С другой стороны, предвестие этого пугающего превращения можно увидеть уже в портрете Гертруды Стайн, которым предваряется «негритянский» период и первые прекубистские работы Пикассо.
Антропоморфный робото-человек
авангарда складывался из неких
универсальных элементов; таким
«строительным» методом реализовалась
оптимистическая идея преобразования
мира, преображения человека – идея
творчества, которому все подвластно.
В конце века человек – это
раздутые, полые, бездушные персонажи
Ботеро, фрагменты отечного тела у
Ф.Бекона (триптих, 1991), говорящие о
тщетности вожделения и бренности
плоти. Наконец, это уже и не конструкция,
и не страждущая плоть, но бессмысленное,
бесчувственное тело, представленное
абсолютно натуралистически: в виде
обнаженного мужчины (Ч.Рей) или примитивной
фигуры с отверстием в груди (Дж.
Борофски). Хаим Стейнбах расставляет
на полке, подвешенной к стене, натуралистические
женские головки в париках, Робер
Гобер – фрагменты
Как показала выставка «Art 1998 Chicago at Navy Pier», образ пустого тела и его фрагментов широко присутствует в искусстве конца 90-х в традиционном теперь уже виде – в форме манекенов, кукол, муляжей (Три манекена, 1997, С.Балкенкол; Два резиновых манекена, 1997, Х.Муньос; фрагменты человеческого тела во Временной скульптуре, 1997, Э.Вурм; 50 кадров оскаленных зубов, 1998, Ф.Паскуа). В живописи в иной форме проявляется та же лишенная своего содержания антропоморфная субстанция: Прохожие, 1998, П.Дж. Крука – это статичная масса людей, напряженные позы которых контрастируют с абсолютно ничего не выражающими, неподвижными лицами. Манекенная сущность изображенных персонажей подчеркивается одинаковой фактурой лиц, головных уборов, одежды. Этот прием – использование «неживой» фактуры при изображении человеческого лица – повторяется довольно часто (Красная музыка, 1997, Эл Пачке; Торговец, 1996, Р.Лостуттер; Курильщик, 1998, Дж. Риелли; Кодированный человек, 1997, В.Чемберс; Мужчина с ботинком над головой, 1997, Ф.Алис и др.).
С точки зрения эволюции сюжета образ пустого тела может восприниматься как возвращение к tabula rasa после десятилетий гротесковой, шаржированной трактовки образа человека.
Художественный процесс второй половины XX в. принципиально отличается от всего существовавшего ранее.
Классическое искусство – это оркестры, соревнующиеся в исполнительском мастерстве; сюжет и в значительной мере форма, его воплощающая, известны. Теперь – это солирующие инструменты, которые не исполняют, не озвучивают партитуру, но звучат – автономно, спонтанно, непредсказуемо.
Однако в историческом
контексте полицентричность не есть
хаос. Индивидуальные, корпоративные
и иные направления, стили не изолированы
друг от друга. То, что в случае с
традиционным искусством оборачивается
синхронной стилистической эволюцией,
здесь через взаимовлияние, сложные
отношения взаимодействий и противодействий
выступает как системное
В искусстве, которое становится товаром на рынке сиюминутных ценностей, по-прежнему различимо «мерцание многозначных символов», которые если не знаки самой тайны, то попытки интерпретировать ее молчание.
В той мере, в какой изобразительные формы остаются языком искусства (озвучивают молчание), они отражают самосознание социума. В переходные периоды это не конкретные символы и образы, воплощающие традиционные представления, но первичные субстраты, комбинации универсальных изобразительных элементов, выражающие – чаще непреднамеренно – некие ощущения, предчувствия, предвидения, означивая те или иные состояния.
Все находящиеся в современном художественном пространстве изобразительные формы есть образы – структуры или хаоса, статики или динамики, простого или сложного, гармонии или деструкции, конкретного или отвлеченного.
В искусстве постмодернизма, где исчезает или становится безразличным сюжет, означающее берет на себя его функцию. Манера, интонация, стиль говорят помимо воли говорящего. Экспрессия жестикуляционной живописи не менее информативна, чем натуралистический сюжет. В идеале художественный образ – это еще не изреченная не мысль, но ее правда. Сколько бы мы ни вопрошали, художник всегда скажет меньше того, что говорят его произведения. Наклонности постмодернизма обнаруживаются не в высказываниях постмодернистов, а в их стилистических предпочтениях, в частности в трактовке сквозных сюжетов.
Литература