Основные понятия культуры речи. Язык и речь. Функции языка и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
Основные понятия культуры речи…………………...............4-5
Функции языка и речи………………………………...............6-8
Отличия языка и речи……………………..…………………9-11
Виды речевой деятельности……………………………….12-14
Свойства речи……………………………………….............15-21
Заключение……………………………………………………………22
Использованная литература………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Белорусский Государственный Педагогический Университет

 имени Максима  Танка»

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ТЕМА:

«Основные понятия культуры речи. Язык и речь.

Функции языка и речи»

 

 

Выполнила студентка 312 группы

факультета дошкольного образования

заочной формы получения  образования

         Берестень Ирина Юрьевна  

 

 

Минск, 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3

  1. Основные понятия культуры речи…………………...............4-5
  2. Функции языка и речи………………………………...............6-8
  3. Отличия языка и речи……………………..…………………9-11
  4. Виды речевой деятельности……………………………….12-14
  5. Свойства речи……………………………………….............15-21

Заключение……………………………………………………………22

Использованная литература………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим достижением  человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое  общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь —  это язык в действии. Язык — система  знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Понятие культуры речи тесно связано  с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

 Есть вечные вопросы, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на многовековое развитие речи, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ёще более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия.

 Цель реферата – анализ понятий «язык» и «речь».

 

 

-3-

  1. Основные понятия культуры речи.

Основными понятиями  культуры речи являются язык и речь.

Речь и язык играют очень важную роль в нашей  жизни. Знание языка дает возможность  человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться  в самом себе, своих мыслях и чувствах.

Понятие языка. Язык представляет собой систему знаков любой физической природы, служащей средством осуществления человеческого общения, мышления, способом выражения самосознания личности. В собственном смысле слова, язык слов – социально-психологическое явление, позволяющее передавать от поколения к поколению и хранить всю ранее накопленную людьми информацию. Поэтому язык человечеству необходим и исторически обусловлен. Он представляет собой сложную систему кодов. Эти коды сложились в процессе общественной истории, и обозначают предметы, качества, признаки, свойства, действия или отношения, которые несут функцию кодирования и передачи информации.

Язык, прежде всего, средство общения. Это возможно лишь в том случае, если язык человека воспримет знаковую форму, обладающую свойством указывать на окружающий мир. Кроме того, знак необходим и в другом отношении. Общество людей невозможно без знаков. Для того, чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна была при помощи звуковых знаков (в первую очередь) облечена в чувственно воспринимаемую форму. Значит, слова не являются отражением внешнего мира, потому что между звуковым комплексом и каким-либо предметом окружающего мира первоначально никакой связи нет. Она устанавливается человеком. Понятие в голове человека возникает раньше звукового комплекса. Когда человек старается подобрать для нового понятия звуковой комплекс, само понятие уже существует в его голове. Для того чтобы создать

-4-

язык, человек  должен создать звуковой или знаковый комплекс и соотнести его определенным образом с окружающим миром, т.е. установить так называемую «знаковую соотнесенность».

Совокупность  знаний о предмете у разных людей  может быть не одинакова (зависит  от жизненного опыта, рода занятий, наличия определенного образования), и, тем не менее, благодаря своей основной функции слово выступает в роли своеобразного «возбудителя» общего понимания. Однако язык беднее мышления: мышление непосредственно отражает мир во всем богатстве и многообразии, у него нет никаких ограничений.

Понятие речи. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно из непосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словесным общением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием определенных факторов (например, требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) она изменяет и совершенствует язык.

 

 

 

 

-5-

  1. Функции языка и речи.

Вопрос о  функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка. Какие причины, какие условия жизни людей способствовали его зарождению, его формированию? Каково назначение языка в жизни социума? На эти вопросы искали ответы не только лингвисты, но и философы, логики, психологи.

Появление языка  тесно связано с формированием  человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.

Прежде всего  он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь соответственно реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать). Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Развитие языка  и мышления – взаимообусловленный процесс. Развитие мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют новых наименований; совершенствование языка влечет за собой совершенствование мышления.

Язык, кроме  того, помогает сохранять (аккумулировать) и передавать

-6-

информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка. В связи с этим выделяются три основные функции языка:

– коммуникативная;

– познавательная (когнитивная, гносеологическая);

– аккумулятивная (эпистемическая).

Дополнительные функции  проявляются в речи и определяются структурой речевого акта, т.е. наличием адресанта, адресата (участники коммуникации) и предмета разговора. Назовем две такие функции: эмоциональная (выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства) и волюнтативная (функция воздействия на слушателей).

Помимо названных основных и дополнительных функций выделяется еще магическая функция языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

Поскольку язык служит материалом и формой художественного творчества, то правомерно говорить о поэтической функции языка. Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.

Речь  имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

-7-

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации

животных. У  человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи —  функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная сторона  проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения  говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона  направлена на то, чтобы подчинить  слушателя замыслу говорящего.

 

 

 

 

 

-8-

  1. Отличия языка и речи.

По мнению В.А. Звегинцева, можно выделить следующие  ряды наиболее существенных противопоставленных  друг другу характеристик языка  и речи:

1) речь характеризуется  как индивидуальное явление, а  язык – как надындивидуальное,  общее;

2) речь есть  психическое явление, а язык  – социальное;

3) речь подвижна, динамична, а язык стремится  к стабильности, статичности;

4) речь исторична,  а язык «внеисторичен», ахроничен;

5) отношения  между элементами речи складываются  на основе причинной зависимости, а отношения между элементами языка – на основе функциональной зависимости;

6) речь, вследствие своей отягченности связями с психическими, историческими, социальными и прочими факторами, не может быть описана строго формальным образом, язык же допускает приложение формальных правил;

7) язык подчинен лингвистическим закономерностям, он лингвистически «регулярен», а речь лингвистически нерегулярна, носит спорадический характер;

8) речи всегда  свойственна материальность, язык  же стремится предстать в виде абстрактной системы.

При этом В.А. Звегинцев  подчеркивает, что перечисленные  противопоставленные характеристики «воплощают лишь разнонаправленные 

-9-

инерции, которые в указанных двусторонних зависимостях не получают

полного преобладания». Также существенным отличием языка от речи можно считать то, что речь в противоположность языку всегда целенаправленна и ситуативно привязана. Язык как знаковая система имеет две координаты: синтагматику и семантику. При определении же речи как знаковой системы к указанным координатам приплюсовывается ещё и прагматика.

Язык и речь различаются по основанию некоего  установления и процесса. Есть язык как средство общения, и есть речь как процесс общения с помощью  языка. Речь обладает свойством быть громкой или тихой, быстрой или медленной, длинной или краткой; к языку эта характеристика не приложима. Речь может быть монологической, если собеседник только слушает, и диалогической, если в общении принимает участие и собеседник. Язык не может быть ни монологическим, ни диалогическим. Чтобы в речи были свои единицы, отличные от единиц языка, они должны быть выделены по тем свойствам, которыми обладает процесс и которыми не обладает орудие, с помощью которого он совершается.

В отличие от языка как орудия общения в  речи мы можем выделить моменты, характеризующие процесс общения. В речи различаются частота повторения тех или других элементов языка в тех или других условиях процесса общения.

Язык отличается от речи, как явление социальное от индивидуального. Язык — это своего рода кодекс, навязываемый обществом всем его членам в качестве обязательной нормы. Как социальный продукт, он усваивается каждым индивидом в готовом виде. Речь же всегда индивидуальна. Каждый акт речи имеет своего автора — говорящего, импровизирующего речь по

Информация о работе Основные понятия культуры речи. Язык и речь. Функции языка и речи