Основные понятия культуры речи. Язык и речь. Функции языка и речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:59, реферат

Краткое описание

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…3
Основные понятия культуры речи…………………...............4-5
Функции языка и речи………………………………...............6-8
Отличия языка и речи……………………..…………………9-11
Виды речевой деятельности……………………………….12-14
Свойства речи……………………………………….............15-21
Заключение……………………………………………………………22
Использованная литература………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она  применяется на учебных и тренировочных  занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична  и выражает   только   самое   существенное  и   необходимое  в действии. Ее

-20-

воздейственное  значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация  команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда  всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного  выполнения команды важно, чтобы  учащиеся заранее были ознакомлены  с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном  процессе, а также со способами  и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-21-

Заключение.

Завершая работу над  рефератом можно прийти к выводу, что язык и речь – это очень  сложные явления. Понятия «язык» и «речь» часто используются как синонимы. В то же время необходимо их разграничивать. Упрощая, можно сказать, что язык – это иерархически упорядоченная система особых знаков, а речь – это использование языка людьми, то есть деятельность, которая выражается либо в устной, либо в письменной форме, конкретным продуктом речевой деятельности является текст.

Язык и речь – явления взаимосвязанные. Не может быть речи без языка, так как невозможно использовать то, чего нет. Язык же живет и развивается благодаря тому, что существует живая речевая деятельность на этом языке (в противном случае язык становится мертвым).

Итак, язык – это специфическая знаковая система, которую человек использует для общения с другими людьми. Благодаря языку человек имеет универсальное средство накопления и передачи информации, а без этого не было бы возможно развитие человеческого общества. Речь – это использование средств языка в общении. Исходным моментом речевых действий является речевая ситуация, когда у человека возникает потребность или необходимость совершить, то или иное речевое действие. При этом речевое общение происходит в каких-либо конкретных условиях: в том или ином месте, с теми или иными участниками коммуникативного акта. В каждой речевой ситуации реализуется та или иная функция языка для того, чтобы была достигнута цель, ради которой совершается коммуникативный акт.

 

 

 

 

-22-

 

Использованная  литература

 

  1. Ломтев Т.П. Общее и русское языкознание. - М., 1976.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
  4. Культура русской речи и эффективность общения / Граудина Л.К. и др.М., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-23-


Информация о работе Основные понятия культуры речи. Язык и речь. Функции языка и речи