Основные функции культуры. Нравственная культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 12:31, контрольная работа

Краткое описание

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции. К числу основных относятся информационная, коммуникативная, аксиологическая и социализаторская функции культуры.
Информационная функция культуры. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции в пространстве и времени знаний.

Содержание

1. Основные функции культуры…………………………………………………………...3

2. Нравственная культура личности……………………………………………………….7

3. Сущность и виды знаков. Понятие символа……………………………………………9

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 33.74 Кб (Скачать файл)

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического

Университета в г. Череповце

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

По дисциплине: «Культурология»

 

Тема №5 : «Основные функции культуры».

 

Тема №5: «Нравственная культура личности».

 

Тема №25: «Сущность и виды знаков. Понятие символа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса

Группы 2 ФКС 10

Ф.И.О. Павловой Татьяны

Юрьевны

 

 

Череповец,

2011

 

Содержание

 

 

 

 

 

  1. Основные функции культуры…………………………………………………………...3

 

 

  1. Нравственная культура личности……………………………………………………….7

 

 

  1. Сущность и виды знаков. Понятие символа……………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные функции культуры.

 

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции. К числу основных относятся информационная, коммуникативная, аксиологическая  и социализаторская функции культуры.

Информационная функция  культуры. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции в пространстве и времени знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основном генетическим путем, у людей информация кодируется в знаковых системах: устных преданиях, памятниках художественной культуры и искусства, научных, философских, религиозных и прочих сочинениях, навыках, умениях и др. Таким образом информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование,

не исчезая после их смерти. Она  становится общественным достоянием. И каждое новое поколение не начинает с нуля, а активно осваивает  опыт, накопленный предшествующими  поколениями, в свою очередь, обобщая, приумножая его. Поэтому культуру по праву считают социальной памятью  коллектива, «негенетической» памятью  человечества. Она содержит колоссальный объем информации о прошлом, настоящем  и — как следствие — будущем  человечества. Свойство культуры быть социальной памятью основано на действии механизма преемственности. Преемственность  — это связь предшествующего  и последующего состояния культуры, когда социальный опыт, накопленный  предшествующими поколениями, не отрицается полностью, а в значительной степени  усваивается новыми поколениями  людей.

Преемственность реализуется в  форме традиции. Традиции — это  передающиеся от поколения к поколению  и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах  в течение длительного времени  обычаи, порядки, правила поведения. Благодаря сохранению традиции в  обществе поддерживается достигнутый  уровень культуры. Разрыв, утрата традиции весьма опасны, так как грозят крахом народной культуры или снижением  ее уровня, «одичанием» граждан, вследствие чего в обществе нарастает число  конфликтов, потрясений.

Трансляция информации происходит не только во временном аспекте —  от поколения к поколению, но и  в рамках одного поколения — как  процесс обмена опытом между обществами и социальными группами. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и нерефлексивные (неосознаваемые) формы трансляции культурного опыта. К рефлексивным формам относятся целенаправленное обучение (приобретение новых знаний и умений) и воспитание (усвоение культурных норм). К нерефлексивным формам следует отнести стихийное усвоение культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого подражания окружающим. Нерефлексивной формой трансляции культурного опыта является, например, формирование архетипов — спонтанных, неосознаваемых реакций человека на явления общественной и личной жизни. Коллективное бессознательное как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, имеющих культурное происхождение, не представлено отчетливо в сознании людей, не имеет исчерпывающего выражения на понятийном уровне. Тем не менее, оно в значительной степени определяет человеческую деятельность.

Социокультурный опыт транслируется  посредством действия таких социальных институтов, как семья, общая система  образования, средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и др.), учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и  т. п.). С течением времени производство и накопление знаний идет все более  быстрыми темпами. В современную  эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Возрастание темпов прироста знаний приводит к увеличению скорости общественного развития. Таким  образом, культура, исполняя информационную функцию, делает возможными процесс  культурной преемственности, связь  народов, эпох и поколений, различные формы исторического прогресса.

Коммуникативная функция  культуры. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо, ведущее общественный образ жизни, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Посредством коммуникации происходит координация сложных действий, становится возможной сама общественная жизнь. Средством общения является язык как любая система знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Это и естественные языки, и специфические языки всех областей культуры — науки, искусства и др. Таким образом, культура, являясь формой накопления информации и передачи ее посредством знаковых систем (языка), делает возможными общение, объединение людей, координацию их деятельности.

Если первоначальные знаковые системы  в течение длительного времени  существовали и передавались из поколения  в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически и на сравнительно небольшие дистанции во времени  и пространстве, то с развитием  техники, новейших транспортных средств  и средств массовой информации (печати, телевидения, кино, аудио и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. В культурный контакт вступили отдаленные в географическом и историческом плане личности и  народы.

Увеличение коммуникативных возможностей культуры приводит к определенной утрате ее национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации. Тем не менее, проблем  внутрикультурной и межкультурной  коммуникации все еще достаточно. Культурные различия затрудняют общение  людей, мешают их взаимопониманию. Эти  различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества по принципу «свои» и  «чужие». Все «чужое» кажется  непонятным и враждебным. Солидарность между своими может сопровождаться настороженностью и неприязнью по отношению  к чужим. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами становились нередко питательной  почвой для их противостояния и вражды (крестовые походы европейских рыцарей  против «неверных» сарацин, столкновения на религиозной почве католиков  и протестантов, недавняя война в  Югославии сербов и албанцев и  т. п.). Истинная же причина напряженности  и конфликтности отношений между  различными сообществами коренится  не в различии культур, а в особенностях биологической природы человека, таких врожденных инстинктах, как  агрессия, эгоизм, ксенофобия и т.п. Для установления мира и согласия между различными социальными группами необходимо не стирание культурных различий, а превращение в норму отношений  взаимную терпимость людей и культур, уважение к иным ценностям и ориентациям.

 

Аксиологическая (ценностная) функция культуры. Люди из всего многообразия природных и социальных явлений выбирают те, которые имеют для них значение. Поскольку степень значимости этих явлений для их жизнедеятельности неодинакова, постольку формируется определенная система ценностей общества или социальной группы, в которой они некоторым образом структурированы. От набора ценностей, их соотношения друг с другом зависит специфика общества, социальной группы. Ценности являются фундаментом и стержнем всякой культуры. Без определенной общепризнанной системы ценностей невозможно сосуществование коллективов людей. Доминирующая система ценностей влияет на решение проблемы смысла жизни каждым отдельным человеком, определение целей своей деятельности. Она ориентирует массы людей в одном направлении, формирует общепринятые образцы и стандарты поведения — культурные нормы. Тем самым она предупреждает возникновение разногласий, конфликтов, способствует улучшению взаимопонимания людей, их сплочению, консолидации.

Под влиянием общественной системы  ценностей складываются ценностные ориентации индивидов. Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутреннего  мира личности, закрепленные жизненным  опытом и всей совокупностью переживаний  человека и разграничивающие значимые, существенные для него явления от незначимых, несущественных. Ценностные ориентации существуют в форме философских (мировоззренческих), нравственных, политических и иных убеждений и принципов  поведения человека. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя  направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим  фактором, определяющим деятельность людей.

Развитые ценностные ориентации —  признак зрелости личности, когда  она находит опору своей деятельности в себе самой, в системе принятых ею убеждений, принципов, норм. Поведение  и деятельность такой личности характеризуются  преемственностью, последовательностью, предсказуемостью. Неразвитые ценностные ориентации — признак инфантилизма, отсталости развития личности, когда  поведение и деятельность человека в значительной степени отличаются хаотичностью, импульсивностью, непоследовательностью. Непоследовательность поведения может  быть обусловлена и противоречивостью  ценностных ориентации. Устойчивая и  непротиворечивая совокупность ценностных ориентации определяет такие качества личности, как цельность, надежность, верность избранным принципам и  идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и  ценностей, упорство в достижении цели. Таким образом, культура, продуцируя и транслируя системы ценностей, выступает организующим и регулирующим общественную жизнь фактором.

Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения той общественной среды, в которой они живут. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, сложившихся в нем форм жизни. В обществе, как ь в природе, постоянно происходит эстафета жизни, люди рождаются и умирают. Появившись на свет, человек, в отличие от животного, почти не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта  личностью начинается с раннего  детства. Громадное значение как  социализирующий институт (форма  организации и регулирования  общественной жизни) имеет семья. Образцы  поведения, которые демонстрируют  родители, сознательно и бессознательно перенимают дети, предопределяя во многом сценарий своей жизни на десятилетия  вцеред. Большое влияние на детей  оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых. Детство  является важнейшим периодом социализации, во время которого примерно на 70 % формируется  человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Дети, изолированные от общества, в  социальном плане погибают. Но социализация не заканчивается в детстве. Она  является непрерывным процессом, который  продолжается на протяжении всей жизни. Условиями и средствами ее выступают  школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и  трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Тем самым человек программируется на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей. Исследования социологов показали, что в среде рабочих больше ценится исполнительность и послушание, чем инициатива и свободомыслие, тогда как в образованных слоях общества — наоборот. Мальчиков воспитывают, поощряя активность, самостоятельность, смелость, от девочек требуют благовоспитанности, аккуратности, домовитости. Почти во всех культурах считается, что мужчина обязан обеспечивать благосостояние семьи, женщина — растить детей и вести домашнее хозяйство. Для эффективности социализации большое значение имеет экономическая и политическая обстановка в обществе. В кризисные периоды, когда происходит значительный пересмотр системы ценностей, идеалов и норм жизни, социализация индивидов протекает более сложно. Об этом свидетельствуют наблюдаемые в обществе вспышки асоциальных форм поведения — преступности, наркомании, проституции, коррупции и прочего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Нравственная культура личности.

 

Понятие нравственной культуры общения  относится собственно к его первому  виду, в котором имеет место  непосредственное обращение к морали, и которое определяется только ее категориями. Гуманистическая этика  общения отличается также доверием, доброжелательностью и уважением, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его  одежде и вещам).

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными  оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в  процессе общения, порождаются несоответствием  самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она  бывает и заниженной).

Нравственная культура общения  включает в себя ряд необходимых  элементов:

постановку цели общения;

выбор партнера;

побудительные мотивы и настроения;

формы и способы общения;

конечные результаты и их оценку.

Нравственная культура общения  предполагает наличие моральных  убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый  смысл, особенно в условиях конфликтных  ситуаций.

Моральное общение – это выражение  содержания и уровня духовного облика личности. Нравственная культура общения  представляет собой единство нравственного  сознания и поведения. Это нередко  требует от человека самоотверженности  и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве  долга, то и способности самопожертвования.

Информация о работе Основные функции культуры. Нравственная культура личности