Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 12:31, контрольная работа
Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции. К числу основных относятся информационная, коммуникативная, аксиологическая и социализаторская функции культуры.
Информационная функция культуры. Культура является специфически человеческой формой производства, накопления, хранения и трансляции в пространстве и времени знаний.
1. Основные функции культуры…………………………………………………………...3
2. Нравственная культура личности……………………………………………………….7
3. Сущность и виды знаков. Понятие символа……………………………………………9
Нравственная культура общения
подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю.
Внутренняя культура — это нравственные
идеалы и установки, нормы и принципы
поведения, являющиеся фундаментом
духовного облика личности. Это те
духовные основания, на которых человек
строит свои отношения с другими
людьми во всех сферах общественной жизни.
Внутренняя культура личности играет
ведущую, определяющую роль в формировании
внешней культуры общения, в которой
она находит свое проявление. Способы
такого проявления могут быть многообразными
— обмен с другими людьми приветствиями,
важной информацией, установление различных
форм сотрудничества, отношения дружбы,
любви и др. Внутренняя культура
проявляется в манерах
Внутренняя и внешняя культура
нравственного общения всегда взаимосвязаны,
дополняют друг друга и существуют
в единстве. Однако такая их взаимосвязь
не всегда очевидна. Есть немало людей,
у которых за кажущейся необщительностью,
некоторой скрытностью
В жизни встречается немало примеров,
когда для некоторых людей
внешняя сторона общения
Вопросы единства внутренней и внешней
культуры нравственного общения, определение
их объективных критериев весьма
актуальны в современном
3.Сущность и виды знаков. Понятие символа.
В культурологии понятие символов и знаков используется в смысле служебной роли той или иной системы, например, культуры или ее элементов, в контексте удовлетворения тех или иных потребностей людей. Культура по своей природе функциональна. Она всегда для чего-то, должна «работать». Не поддерживаемая усилиями человека и не потребляемая им, она разрушается, угасает и гибнет.
Основная функция культуры – быть средством
творческого создания артефактов.
Артефакты – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления.
Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей.
В
отличие от предметов и явлений природы
артефакты имеют не только объективные
свойства, но субъективную значимость
или ценность для человека. Человек с помощью
культуры творит ценности. Объект
имеет ценность, если человек видит в нем
средство удовлетворения своей потребности,
если не видит, то объект не имеет ценности
или имеет отрицательную ценность – антиценность.
Обычно ценности разделяют на материальные
(жилище, одежда, техника и пр.) и духовные
(истина, красота, добро, вера, надежда,
любовь).
Среди артефактов есть такие, которые
сообщают информацию не о себе, о своей
значимости и ценности, а о других объектах.
Про них говорят, что они имеют значения,
смыслы и называются они знаками, или символами.
Мир культуры – это не только мир ценностей, но и знаков, мир символов.
Определение знака основывается на следующей формуле: X понимает и использует Y в качестве представителя Z.
Знак – 1) сам объект Y, т.е. материальный носитель, или представитель Z; 2) пара , т.е. некоторая двусторонняя сущность; 3) Y называется «означающим» знака, а Z – его «означаемым».
К знакам относятся, например, слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, жесты и многое другое. Знак играет ключевую роль в семиозисе (знаковом процессе). Семиозис определяется как некая динамическая ситуация, включающая определенный набор компонентов. классификация основана на типологии соотношения формы и содержания. Иконами - называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно.
Символами (или символическими знаками) - называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака.
Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату.
В соответствии со способом восприятия означающего знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
К зрительным знакам относятся сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, мимика, жесты, позы. Среди слуховых знаков можно отметить гудки и сирены, звонки (телефонные, школьные), выстрел стартового пистолета.
К разряду осязательных знаков принадлежат, например, жесты-касания: похлопывания, пожатия, поглаживания .
По длительности существования означающего знаки делятся на моментальные и длительные (стабильные). К моментальным, т.е. исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются длительными знаками.
Объединение знаков в систему основывается на нескольких критериях: общности функций, сходстве форм и подобии структур. Знаковая система состоит из набора элементарных знаков, отношений между ними, правил их комбинирования, а также правил функционирования. К знаковым системам относятся естественные языки, языки программирования, денежная система, язык жестов. При коммуникации знаковые системы могут взаимодействовать.
Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни. Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Значение символа воспринимается, понимается, переживается без перехода от означающего к означаемому.
В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов. Это могут быть исторические символы, мифологические, идеологические и пропагандистские, нравственные.
Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии. Любой символ в силу своих особенностей функционирует в обществе не просто как знак, несущий информацию. Это есть знак, который выступает как конструктивный принцип человеческих действий и волевой устремленности.
У значения есть как логический, так и психологический аспекты. В психологическом смысле любой предмет, обладающий значением, способен использоваться как знак или символ; то есть для кого-то он должен быть знаком или символом. В логическом смысле он должен быть способен передавать значение, быть такого рода предметом, который можно подобным образом использовать.
Толкование знаков это основа животного разума. Вероятно, животные не различают разницы между естественными знаками и искусственными или случайными знаками; но в своей практической деятельности они используют оба рода знаков. В течение всего дня мы делаем то же самое.
При любом анализе употребления знака или употребления символа мы должны быть способны считаться не только с происхождением знания, но и с самой характерной чертой человека заблуждением.
Понятие
символа многозначно. Символ можно определить,
исходя из сравнения с понятиями знака
и образа. Тогда символ можно
представить как образ, взятый в аспекте
своей знаковости, и как знак, наделенный
всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью
образа. Символ нельзя «расшифровать»
усилием рассудка, он неотделим от структуры
образа, не существует в качестве некой
рациональной формулы, которую можно «вложить»
в образ и затем извлечь из него. В рамках
такого подхода можно сказать, что отличие
символа от знака в том, что для знаковой
системы многозначность есть помеха, мешающая
рациональному функционированию знака,
тогда как символ тем содержательнее,
чем он более многозначен. Сама структура
символа направлена на то, чтобы представить
через единичное явление, целостный образ
мира.
Отличие символов от знаков, в которых
внутренний смысл более «однозначно»
соотнесено с определенным означаемым,
и которые поэтому представляют более
узкие рамки для постижения и выражения
истины, приводит к тому, что символы часто
используются для выражения сложных и
глубоких истин религиозного и духовного
порядка. Смысл символа не дан, а задан
и раскрывается в динамике его восприятия.
Этот смысл нельзя разъяснить, сведя к
однозначной логической формуле, а можно
пояснить, соотнеся с работой всей семиотической
системы.
Информация о работе Основные функции культуры. Нравственная культура личности