Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:22, реферат
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами: 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.
Вариант 3.
ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА.
Структура культурологии.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР А. ТОЙНБИ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант 3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами: 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний):
1. Контекстный анализ.
2. Ассоциативный анализ.
Актуальность культурологии обусловлена причинами:
1. Изменение основной
экономической ориентации. Раньше
общество было ориентировано
на массовое производство
2.Расширяется номенклатура услуг.
3. Общество становится более открытым.
4. Сегодня основным фактором
является профессионализм и
5.Широкие контакты. Современные
технологии требуют более
6. Культура выходит из музеев, библиотек.
Она является частью профессионализма.
Предметом культурологии
является культура в единстве
и уникальности различных
Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоретический уровень исслед включает те формы научного познания культуры, кот обеспеч разработку и построение научной теории культуры. К важнейшим проблемам теории культуры относят:
1. проблемы её сущности,
2. структуры,
3. генезиса,
4. исторической динамики,
5. типологизации.
В наст время культурология ещё полностью не отделилась от философии культуры и др наук. Она формир на основе этих наук, многое перенимает у них. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.
Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947 году.
Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.
Основные разделы:
Междисциплинарные связи культурологии: философия, история, социология, психология, этнография, этнология, археология, лингвистика, искусство, экономика, медицина и др.
Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.
В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Можно выделить три основных подхода:
Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры и в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.
Культурология представляется как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она и есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.
Этот подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Существую различные методолигческие подходы к пониманию предмета культурологии: энтелехийный, аксиологический, праксеологический, регулятивный, семиотический.
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии 20 века связаны также с именами Фрейда, Юнга, Бердяева, Фромма, Вебера, Тойнби, Ясперса, Хайдеггера, Сартра, Ортегара, Леви-Брюля, Леви-Стратоса, Бубера и др.
В нашей стране культурология представлена работами Данилевского, Бердяева, Лосева, Лихачева, Бахтина, А. Меня, Аверинцева, Лотмана, Соловьева, Баткина, Васильева, Гуревича, Григорьевой, Гачева, Померанца и др.
Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современной культурологии прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.
1.2. Структура культурологии
Культурология выделилась из философии культуры аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, биология, из социальной философии — социология и политология. В едином процессе развития науки какая-то отрасль научного знания «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис, а затем происходит дифференциация внутри данной науки. Культурология также распадается на ряд относительно самостоятельных областей — дисциплин, которые в свою очередь подразделяются на два типа — фундаментальные и прикладные.
Фундаментальная культурология
Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, относится к фундаментальному знанию.
Фундаментальная культурология включает в себя такие основные направления, как социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.
Социальная культурология
Социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая индивидуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов.
Первый уровень исследования и обобщения в социальной культурологии связан с изучением закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Это уровень общей теории культуры, рассматривающий ее как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создается понятийный аппарат культурологии, разрабатываются методология и методика исследования феноменов культуры, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры.
На втором уровне исследования предметом анализа являются культурные системы — конкретно-исторические культуры какого-либо народа, сословия, конфессии или иной социальной группы. Важнейшими характеристиками культурных систем являются универсальность, целостность, структурная организованность, способность к саморазвитию и самовоспроизводству. Для их изучения создаются:
социокультурология, изучающая культуру классов, сословий, социальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;
этнокультурология, исследующая культурные системы, складывающиеся по этническому признаку;
историческая культурология, изучающая различные исторические варианты социокультурных систем (индо-буддийский тип культуры, исламскую культуру и т.п.).
Третий уровень исследования связан с анализом культурных форм — базовых образцов, воспроизводимых в каждой конкретной культуре, — и стереотипов сознания и поведения людей в разных стандартных ситуациях (традиция приветствовать людей при встрече), эталонных образцов и стилей (господствующих художественных стилей) и т.д. Исследователи считают, что именно культурные формы служат базовой единицей, «клеточкой» культуры. Некоторые культу рные формы распространены так широко по всему миру, что их называют культурными универсалиями.
Четвертый уровень исследования связан с анализом собственно фактов культуры - артефактов, представляющих собой частные случаи реализации культурных форм в зависимости от конкретных обстоятельств места и времени. Можно сказать, что это любой искусственно созданный объект. Так, традиционные свадебный и похоронный обряды являются культурными формами. Но конкретная свадьба или похороны, которые справляются реальными, живыми людьми, — это артефакты культуры. Так что артефакты представляют собой продукты массового использования данного, исходного образца. Но изучение артефактов выходит за уровень собственно культурологии и вводит в историю культуры, представляющую собой более или менее систематизированное описание огромного множества артефактов.
Психология культуры
Психологии культуры (психологическая антропология) обращает внимание в основном на человека — носителя той или иной культуры. Основной акцент делается на изучении норм и ценностей, составляющих основу любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности.
Реальным творцом, носителем и потребителем культуры является человек, поэтому культурология закономерно исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей и талантов индивида, а также проблемы личности как субъекта и объекта культуры, процессы, в ходе ко торых она становится личностью, овладевает навыками жизни в конкретной культуре.
На первом уровне исследования психология культуры изучает личность как носителя и интерпретатора культуры. Результатом исследования является общая социокультурная теория личности, которая показывает, как детерминируется поведение человека в культуре, а также анализирует причины нарушения этой регуляции, выявляя общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности.
Второй уровень исследования, который можно назвать психологией группового взаимодействия и социального воспроизводства личности, изучает теории и методики воспитания личности, а также процессы коммуникации (общения) и взаимодействия людей в обществе. Основное внимание уделяется изучению:
механизмов социализации — овладения человеком общих знаний и навыков жизни в обществе, освоения различных видов социальной практики;
механизмов инкультурации — овладения человеком «азбукой» своей культуры, усвоения ее норм и ценностей, стереотипов поведения, что делает его культурно компетентным в обществе, в котором он живет;
механизмов социокультурной самоидентификации личности — самоопределения человека, осознания им своей принадлежности копределенным политической, этнической, социальной и другим группам.
Третий уровень исследования связан с изучением механизмов использования индивидом обретенных культурных знаний и навыков, т.е. комплексов устойчивых социокультурных стереотипов, существующих в сознании людей. Речь идет о совокупности социокультурных установок сознания и поведения, усвоенных человеком в процессе социализации и инкультурации до автоматизма и поэтому работающих без участия сознания. Таким образом, стереотипы - это устойчивые, автоматизированные программы поведения, восприятия и мышления человека. Эти установки можно назвать ментальностыо. По сути ментальность представляет собой культурные формы, усвоенные отдельным человеком. Это — те «кирпичики», из которых складывается комплекс присущих целому народу черт, нравов и обычаев. Иногда совокупность таких черт называют национальным характером.