Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:22, реферат
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами: 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.
Вариант 3.
ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА.
Структура культурологии.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР А. ТОЙНБИ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Четвертый уровень исследования предполагает анализ творческой деятельности человека, в ходе которой создаются новации в культуре. При этом речь идет не только о гениях, открытия которых становятся частью мировой культуры, но и об обычных людях, процесс усвоения которыми новых для них знаний тоже является творчеством. Иными словами, на этом уровне изучается, как человек способен преодолеть традиционные культурные нормы и стереотипы, создавая что-то новое.
Культурная семантика
Культурная семантика изучает культурные феномены как тексты — систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, а также с помощью символов в любых продуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми в обществе.
Данное направление культурологии изучает знаковую и коммуникативную функции культуры, так как любой процесс, происходящий в культуре, невозможен без постоянного общения лю- лей. Общение людей невозможно без единого языка, понятного всем членам данного общества. При этом языком являются не только слова, но и другие системы символов — рисунки, знаки, эмблемы, материальные предметы, обряды и ритуалы. Исследование многообразных языков социальной коммуникации, механизмов их действия, принципов формирования и функционирования является задачей культу рной семантики.
На первом уровне исследования культурная семантика создает общую теорию семантических порядков в культуре, которая описывает процессы накопления, фиксации и трансляции социокультурного опыта различных обществ. При этом важно выявить общую структуру семантического поля культуры, проследить динамику процессов социальной коммуникации, создать типологию семантических объектов, разработать методологию исследований.
Второй уровень ориентирован на изучение следующих семантических систем:
системы межличностного информационного обмена, обеспечивающей взаимодействие людей в обществе на основе вербальных (словесных) и невербальных средств общения;
системы массовой информации, которая обеспечивает передачу социально значимой информации одновременно большому числу людей;
системы социальной идентификации, представляющей совокупность индивидуальных имен и названий, символов, эмблем, а также символических действий (обрядов и ритуалов), с помощью которых обозначаются люди, веши, территории и т.д.;
системы хранения и передачи информации в виде материальных памятников, текстов и других форм.
На третьем уровне анализируются семантические формы. Речь идет о том, что все культурные формы в большей или меньшей степени обладают семантическими характеристиками, так как любая вещь, созданная человеком, непременно обладает чертами знака. Поэтому найденный археологом черепок глиняного горшка может сообщить довольно много информации о том обществе, в котором использовался этот горшок. Семантические формы представляют собой те образцы, которые воплощают тот или иной семантический образ, способ символизации каких-то смыслов, идей иди ценностей. Эти формы воплощаются в конкретных объектах, артефактах культуры.
История культурологии
История культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологического и философского знания.
Эти составные части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся в отношениях иерархии — от изучения наиболее общих теоретических закономерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и событий.
Прикладная культурология
Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением становится разработка культурной политики — экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.
Исследование видовых проявлений культуры, ее форм относится к прикладному знанию. Прикладной характер имеют также знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры.
Основная задача прикладной культурологии состоит в изучении и формировании технологий целенаправленного управления социокультурными процессами. Для этого прежде всего нужно решить, какими сферами культуры нужно управлять, определить цели, объекты, методы и средства воздействия.
Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты - организации, структуры и учреждения, которые выполняют функции создания, хранения и трансляции культурно значимой продукции, задают нормативные образцы и регулируют ценностные ориентации людей, а именно: государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, общественные организации, воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристские структуры, система физкультуры и профессионального спорта.
Выработка общей культурной политики государства и общества требует наличия ценностных ориентиров общества, разработки социальных норм взаимодействия людей, формулирования конкретных целей для каждого культурного института.
Цель культурной политики состоит в систематизации и регулировании процессов социализации и инкультурации людей. Ее осуществление происходит через воспитание и образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, культуроохранные и иные государственные и общественные институты. Важной задачей этих институтов является подготовка профессиональных кадров для работы в своей сфере, что требует создания разветвленной сети учебных заведений. Эффективность данных учебных заведений достигается, если отслеживается «социальный заказ» на число, структуру рабочих мест и особенности квалификации специалистов, своевременно корректируются учебные планы, совершенствуется методика преподавания. Очевидно, что для решения этих задач нужны самые разные специалисты — не только культурологи, но и юристы, политологи, психологи, педагоги, социологи. Таким образом, прикладная культурология — это наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, педагогикой, психологией, социологией, юриспруденцией. Она активно использует их методики и технологии для решения поставленных перед ней задач.
Типологический подход Арнольда Тойнби (1889-1975) основан на сравнительном анализе. С его точки зрения, историческое существование человечества распадается на самозамкнутые дискретные единицы, которые он называет цивилизациями. Мировые цивилизации в данном случае являются более крупными моделями культур, которые по масштабам иногда шире нации или государства. Цивилизации А. Тойнби в большей степени представляют собой вариант культурной "общности"; они могут зарождаться под воздействием природной среды либо человеческого окружения. Умеренно неблагоприятная среда постоянно бросает "вызов" обществу, которое посредством усилий "творческого меньшинства" решает возникающие проблемы. Таким образом, общество оказывается в непрерывном движении, которое и приводит его к состоянию цивилизации. Рост цивилизаций, прогресс проявляется как в освоении внешнего мира, так и в самоорганизации общества
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М., 2002.
Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.
Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.,2002.
Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. – М., 1999.