Особенности культурного процесса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:46, реферат

Краткое описание

Современный мир произвел значительные изменения человеческого сознания – человеческий взгляд обращен к пределам жизни, не ограничивающейся в сознании датами рождения и смерти. Становится тенденцией осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, которое видится прежде всего процессом расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Таким образом, значительные прежде всего социальные изменения еще более утверждают важность, с одной стороны, вопросов самобытности культуры, с другой стороны – вопросов межкультурного взаимодействия

Вложенные файлы: 1 файл

русская культ в наст периодКУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

      По  поводу путей развития культуры в  современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.

      С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.

      В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

      В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

 

                                                                                                                                                                                                                                   

Заключение

 

      В целом мировая культура XX века представляет собой процесс, сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику. В то же время вызов, бросаемый человечеству глобальными проблемами, относится как к мировой культуре в целом, так и к каждой национальной культуре в отдельности. Здесь решающая роль принадлежит диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

      В этом смысле для культуры современной России основная задача состоит в выработке стратегического курса на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой задачи достаточно сложно, так как упирается как в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития, так и нового восприятия достижений русской культуры.

      Если  потенциал современной русской  культуры видится достаточно большим, чтобы дать ответ на вызовы современного мира, то современное состояние культуры далеко от идеала. Наличествует необходимость уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки и перейти к долгому, сложному, но, несомненно плодотворному последовательному развитию отечественной культуры.

 

Литература

 
 
    1. А.А. Данилова «История России XX век». М., 2001
    2. Антология мировой философии. В 3-х тт.Т.2. - М.: Мысль, 1969.
    3. Барулин В.С.  Социальная философия. Ч.2. - М.: Изд-во МГУ, 1993.- 240с.
    4. Белова Т. Культура и власть. - М, 1991.
    5. Бердяев Н. «Самопознание», М., 1990.
    6. Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза.- М.,1991.
    7. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.
    8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
    9. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. - М., 1992.
    10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
    11. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.
    12. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.
    13. Культурология: Учеб. пособие для студ. И учащихся колледжей и лицеев / Авт. Коллектив Южакова Л. В. и др. – Рязань: Русское слово,1999.
    14. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. - М., 1992.
    15. Розин В.М.  Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 104с.
    16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.
    17. Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис,1998. №5.
    18. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.
    19. Три века русской поэзии, М., 1968
    20. Фромм Э.  Психоанализ и этика - М.: Республика, 1993.- 415с.

Информация о работе Особенности культурного процесса в современной России