Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:54, реферат
Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.
Введение....................................................................
.......................................... 3
Глава I: Культурные особенности японцев...................................................... 5
Краткая историческая справка.................................................................
5
Традиции японцев.....................................................................
................ 8
Художественное мышление японцев и японские праздники...............
10
Глава II: Cпецифика цивилизации и культуры
Японии................................... 13
Архитектура.................................................................
.............................. 13
Живопись и графика.....................................................................
............ 16
Скульптура.............................................................
.................................... 17
Музыка.................................................................
...................................... 19
Литература.............................................................
.................................... 23
Религия................................................................
....................................... 26
Глава III: Особенности культуры, присущие только
Японии.......................... 29
Икэбана................................................................
........................................ 29
Нэцкэ..................................................................
.......................................... 31
Заключение..................................................................
......................................... 33
Список использованной литературы..........................
. не следует двигать
еду по тарелке и тарелку
по столу;
. нельзя размахивать
или указывать палочками на
кого-либо или что- либо.
Т.о. наряду параллельно
с традиционными европейскими правилами
этикета в Японии существуют свои
“чисто” японские правила.
Художественное мышление
японцев и японские праздники.
Характер художественного мышления в Японии определялся буддийской традицией. Отметим его основные черты:
|[pic] |склонность к недосказанности, незавершенности, что |
| |подразумевало, символизировало продолжение, неостановимость |
| |жизни, бесконечный процесс Превращения. |
|[pic] |идеал очарования как попытка запечатлеть бесконечную |
| |ускользаемость, насладиться мгновением. |
|[pic] |некатегоричность – мир в своей изменчивости вмещает в себя все, |
| |ничего не отвергая и не исключая. |
|[pic] |cозерцательность. |
|[pic] |знаки и символы – все закодировано, все надо расшифровывать. |
|[pic] |не изучение Мира, а его переживание. |
|[pic] |непрямое, иносказательное воспроизведение реальности через |
| |метафору, сравнение,
гиперболу. |
Красота как эстетическая
категория для японцев
Любопытны предпочтения
традиционных японцев к цвету
вещей. Яркому, цветущему предпочитается
темное, скрытое (как острым вещам – тупые,
бурным переменам – спокойствие, шумным
сборищам – уединение). У основоположника
даосизма Лао-Цзы изначальна Тьма, через
которую пробивается свет. Тьма – это
глубочайший смысл, запрятанный Божественный
Свет, который дано увидеть только мудрецам.
Изначальная Тьма внушала даосам не ужас,
а надежду, так как в ней брезжил Свет.
В быту японцы предпочитали темную посуду, полумрак в доме, темную одежду, даже темный мармелад. Дзэнчичироо Танизаки в эссе “Похвала тени” поясняет: “Я не хочу сказать, что мы не любим вообще ничего блестящего, но мы действительно отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени, - безразлично, будет ли это натуральный камень, или же из искусственного материала сделанный сосуд.
Впрочем, выражение “лоск времени” звучит несколько сильно – правильнее было бы сказать “засаленность руками”....мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков.”. Танизаки называет этот цвет “цветом давности”. Он пишет, что прелесть темной – коричневой или черной – традиционной лакированной посуды
“немыслима без одного
привходящего условия: темноты”. Поскольку
традиционный дом в Японии покрывался
огромной крышей, чтобы защитить жилище
от палящих лучей солнца и от сильных потоков
дождя, - внутри дома царил полумрак. “Мы
предпочитаем неяркий свет, цвет сумерек
всяким украшениям – на него никогда не
устанешь любоваться”. Тень вносила настроение
таинственности, будила фантазию. “Мы,
люди Востока, - пишет он далее,- создавая
“тень”, творим красоту в местах самых
прозаических”. [3]
Японские праздники:
1 января - Новый год
2-ой понедельник
января - День совершеннолетия
11 февраля - День
основания японского
20 марта - День
весеннего равноденствия
29 апреля - День зелени
3 мая - День конституции
5 мая - День детей
20 июля - День моря
15 сентября - День
почитания пожилых
23 сентября - День
осеннего равноденствия
2-ой понедельник
октября - День здоровья и спорта
3 ноября - День культуры
23 ноября - День благодарения
труду
23 декабря - День
рождения Императора
Япония считается
страной с очень малым
Америки.
Часть II: Cпецифика цивилизации
и культуры Японии
Архитектура
Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё»
(«жилища из ям»).
Примерно в III тысячелетии до
нашей эры появились первые
постройки с приподнятым полом,
В IV–VI вв. нашей эры
в Японии уже возводились громадные
усыпальницы местных
Древнейшими архитектурными
памятниками Японии являются синтоистские
и буддийские культовые сооружения
— святилища, храмы, монастыри.
Прототипом японской
культовой архитектуры
Исэ дзингу (префектура
Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй
и посвященное богине солнца Аматэрасу
Омиками, прародительнице императорской
династии. Его главное сооружение (хондэн)
приподнято над землей и с широкой стороны
имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны
поддерживают конек крыши, которая декорирована
с двух торцов пересекающимися над нею
перекладинами. Десять коротких бревен
лежат горизонтально поперек конька крыши,
а все сооружение окружено верандой с
перилами. На протяжении веков каждые
20 лет рядом со святилищем возводится
новое, причем в точности его копируя,
божества перемещаются из старого святилища
в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий»
тип архитектуры, основные характерные
черты которого — врытые в землю столбы
и крытая соломой крыша.
Храмовые постройки
почти лишены окраски и украшений.
Вся красота этих простых и
практичных построек создается за счет
цельного неокрашенного дерева.
Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.
Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г.
Хиросимы. Во время
прилива он как бы плывет по поверхности
воды. В одно целое объединены не
только главные сооружения, но и
лодочный причал, сцена для представлений
театра Но, другие сооружения.
Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой.
Чтобы легче переносить
жару, помещения делались легкими
и открытыми, с приподнятым над
землей полом и крышей, имевшей
длинные свесы, защищающие от солнца
и частых дождей. Каменная кладка не
позволяла обеспечить естественную
вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается
от жары летом, а зимой меньше охлаждается,
лучше поглощает влагу и, что
существенно, лучше переносит толчки
землетрясений, каждодневно случающихся
на Японских островах. Имело значение
и то, что деревянный дом можно
было разобрать и собрать в
новом месте, что весьма затруднительно
в отношении каменного.
Практически все
японские постройки представляют собой
комбинации прямоугольных элементов.
Окружности появляются только в верхней
части конструкций двухъярусных
ПАГОД. Таким образом, все здания
представляют собой комбинации опорно-балочных
структур с осевой симметрией. В
конструкции зданий практически
не использовались диагонали для
придания жесткости, это компенсировалось
за счет использования прочной
Даже сейчас огромные
масштабы древних буддистских храмов
поражают их посетителей. Зал, в котором
размещается «дайбуцу» (великая статуя
Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара,
строительство которого завершилось в
VIII в., является самым большим деревянным
сооружением в мире.
Особенности японской
архитектуры (принцип горизонтальности,
слияние архитектуры и
Широко использовалась
ячеистая планировка помещений, где
мельчайшей единицей пространства, ставшей
объектом особых творческих усилий архитектора,
была ТЯСИЦУ— комната для чайной церемонии,
превратившаяся в совершенное выражение
японской эстетики.
Важным аспектом
традиционной архитектуры Японии является
взаимоотношение дома и окружающего
пространства, в частности сада.
Японцы не рассматривали внутреннее
и внешнее пространство как две
отдельные части, скорее оба перетекали
друг в друга. Другими словами, нет
той границы, где кончается внутреннее
пространство дома и начинается внешнее.
Конкретное выражение этой концепции
— веранда традиционного
Она служит транзитным
пространством на пути из дома в
сад. Ее роль наглядно отражена в используемых
конструктивных материалах: внутренние
помещения имеют покрытые соломенными
циновками (татами) полы, снаружи —
земля и камни сада и дорожек,
а веранда делается из деревянных,
грубо обработанных брусьев, которые
являются как бы промежуточным материалом
между мягкими соломенными
Большинство замков
в Японии было построено в ХVI в.,
в период междоусобных феодальных войн.
И хотя они строились как военные базы,
в мирное время замки явились основой
для образования многочисленных городов.
Как символ мощи, замок не только оснащался
главной постройкой башенного типа, но
и превращался также в подлинный центр
искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные
изделия, живопись и садоводство эстетически
служили вкладом в одно целое. Замок, таким
образом, зачастую утрачивал свой военный
характер, становясь своеобразным политическим
и духовным центром.[4]
Живопись и графика
Японская живопись
и графика очень разнообразна
не только по содержанию, но и по формам:
это настенные росписи, картины-ширмы,
вертикальные и горизонтальные свитки,
исполнявшиеся на шелке и бумаге,
альбомные листы и веера.
О древней живописи
можно судить лишь по упоминаниям
в письменных документах. Самые ранние
из сохранившихся выдающихся произведений
относятся к периоду Хэйан. Характерной
особенностью культуры той эпохи, созданной
довольно узким кругом аристократического
сословия, был культ красоты, стремление
найти во всех проявлениях материальной
и духовной жизни свойственное им очарование,
подчас неуловимое и ускользающее. Живопись
того времени, получившая впоследствии
название ямато-э, передавала не действие,
а состояние души.
Информация о работе Особенности культуры, присущие только Японии