Особенности культуры, присущие только Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:54, реферат

Краткое описание

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.

Содержание

Введение....................................................................
.......................................... 3
Глава I: Культурные особенности японцев...................................................... 5
Краткая историческая справка.................................................................
5
Традиции японцев.....................................................................
................ 8
Художественное мышление японцев и японские праздники...............
10
Глава II: Cпецифика цивилизации и культуры
Японии................................... 13
Архитектура.................................................................
.............................. 13
Живопись и графика.....................................................................
............ 16
Скульптура.............................................................
.................................... 17
Музыка.................................................................
...................................... 19
Литература.............................................................
.................................... 23
Религия................................................................
....................................... 26
Глава III: Особенности культуры, присущие только
Японии.......................... 29
Икэбана................................................................
........................................ 29
Нэцкэ..................................................................
.......................................... 31
Заключение..................................................................
......................................... 33
Список использованной литературы..........................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Культура Японии.docx

— 54.65 Кб (Скачать файл)

XVI столетие открывает  эпоху так называемого позднего  Средневековья, продолжавшегося  три с половиной столетия. В  это время получили распространение  настенные росписи, украшавшие  дворцы правителей страны и  крупных феодалов. 

Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-

XIIX в., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья.

Гравюру, как и  жанровую живопись, назвали УКИЕ- Э (картины повседневного мира). 

В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро. 

Самым известным  мастером гравюры конца XVIII-первой половины XIX вв. был гениальный художник Кацусика Хокусай. Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жизни, интерес ко всем ее проявлениям - от незатейливой уличной сценки до величия природных стихий.

Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых  значительных произведений – серию "Тридцать шесть видов Фудзи", позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ Японии - из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве.

Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа,- последняя  вершина в художественной культуре Японии, ее замечательный итог.[5] 

Скульптура 

СКУЛЬПТУРА —  самый древний вид изобразительного искусства Японии. 

Эпоха неолита, существовавшая за несколько тысячелетий до нашей  эры, в японской науке получила наименование периода ДзЁмон. В то время, помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной, гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки привлекают внимание скульпторов своеобразием изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного искусства на всех континентах. 

Период Нара —  единственное во всей истории японской скульптуры время, когда скульпторы обращаются к использованию самых  разнообразных материалов, среди  которых дерево, камень, сухой лак  «кансицу», бронза, глина.

Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами, работавшими в государственных  мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием, сегодня можно  видеть не только в Нара и Киото, но и во многих провинциальных монастырях. 

Конец периода Нара — время усвоения реалистических скульптурных форм периода Тан и  приспособления их ко вкусам японцев, время утверждения национального стиля в японской скульптуре. 

Х–XII вв. — эпоха культуры придворной аристократии; главной политической силой стали представители рода Фудзивара. В искусстве это период внедрения и расцвета национального стиля — стиля ямато (древнее наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой начали создаваться и изображения божеств древней национальной религии синто. 

Одним из шедевров конца  Х в. является сидящая фигура Нёирин Каннон из храма Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций, выполнена в мягкой спокойной манере. 

С конца периода  Камакура (XIV) японская скульптура утрачивает самостоятельный стиль и развивается в направлении совершенствования техники и роста количественного разнообразия видов. Появляется много произведений, созданных в стиле прошлых веков: от XI в. заимствуют стиль Дзётё, от XIII в. — стиль Ункэя и Кайкэя. Среди этих технически утонченных работ мало произведений, совершенных в художественном отношении. 

С конца периода  Камакура и в период Муромати (1333–1568) в большом количестве вырезались маски, используемые в театре. На первый взгляд, они просты, но на самом деле обладают внутренним содержанием и глубоким смыслом того классического образа, который положен в основу роли. Важнейшей особенностью масок является выражение лица, переданное в высшей степени экспрессивно. В них схвачено то, что можно назвать концентрацией человеческих чувств. 

В период Эдо (1600–1868) некоторые монахи секты Дзэн в поисках

«озарения» создавали  буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью на свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты Дзэн,

Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя по различным провинциям и используя местный материал, вырезали фигуры, которые при всей наивности манеры выглядят и сейчас весьма современно. Энку создавал изображения будд из кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого долота он вырубал из чурок и поленьев исполненные большой силы и выразительности произведения.

Его художественное наследие состоит из множества работ, примитивных по манере, по сравнению  с технически совершенными произведениями скульпторов- профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение подлинного таланта.

Насыщенные глубоким гуманизмом, произведения Энку вполне отвечают вкусам людей и нашего времени.[6] 

Музыка 

История музыки в  Японии представляет собой длительный процесс заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским вкусам. Как это  происходило, можно увидеть на примере  некоторых музыкальных инструментов, которые считаются теперь исконно  японскими. 

Среди них — кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился в

Японии еще до начала VI в., а его современная  форма — в XIII в., примитивный тип  сякухати — в VIII в., сямисэн — в XVI в., все они пришли из

Китая. Кото в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным.

Сякухати вообще исчез на своей исторической родине, а в Японии прекрасно сохранился. Новая техника игры на сямисэне развилась с помощью «бати», большого плектра, удерживаемого ладонью. 

Дворцовая музыка. Японцы VII в. с энтузиазмом изучали музыку континентальной Азии. При императорском дворе в 701 г. было создано специальное Управление музыки. С одобрения властей музыка гагаку стала музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор находится под покровительством императорского дома. 

Позднее стала происходить  японизация иностранной музыки, ее смешение с местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического танца, берущего начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой урожая) и саругаку

(легкомысленный  предшественник театра Но, также имеющий сельское происхождение) стали популярнейшим развлечением простого народа. 

Музыкальное сопровождение. В ХIII столетии среди военного сословия стало очень модно слушать истории из эпоса «Хэйкэ моногатари» о взлете и падении мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент бива, особого рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки театра. Примерно в это же время произошло возрождение сякухати: буддистские секты использовали флейту для исполнения религиозной музыки. 

Во второй половине XVI в. произошел расцвет исполнительского искусства для простолюдинов, возросла популярность музыки сямисэна, поскольку  он использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку. 

Западная музыка, в виде музыки церковной, появилась  в Японии в 1549 г. с появлением христианских миссионеров. Некоторые японцы даже научились играть на органе. Но с  запретом христианства исчезла и  западная музыка.

Лишь после Реставрации  Мэйдзи (1868) правительство пригласило преподавателей музыки из США и с 1879 года решило включить западную музыку в школьные программы. Несмотря на опасения, что западная музыка вытеснит национальную, произошел рост интереса и к традиционной японской музыке, и она широко распространилась благодаря появлению граммофонных записей и радио. 

В начале ХХ в. прекрасные японские композиторы, такие, как Косаку

Ямада, написали множество песен, симфоний и детских песенок, большинство из них стали ныне классикой. Сейчас в Японии 20 профессиональных симфонических оркестров. Они регулярно выступают за рубежом и завоевали высокое признание. 

Международная деятельность. Японские музыканты не раз завоевывали  призы на таких престижных международных  конкурсах, как проходящий раз в  четыре года конкурс пианистов имени  Шопена или Международный конкурс

Чайковского. Многие мастера сравнялись в известности  с представителями западных стран. Японские музыканты, такие, как дирижер  Одзава Сэйдзи, исполнители Гото Мидори и Утида Мицуко, много гастролируют за рубежом.

Ежегодно растет и число известных зарубежных музыкантов, выступающих в

Японии. 

В последние годы японцам очень полюбилась опера  и классическая музыка.

Для выступления  всемирно известных коллективов  в последнее время построены  специальные залы с превосходной акустикой: Осакский симфонический зал,

Токийский Сантори-холл, Орчард, Киё-холл и другие залы как в крупных, так и в небольших городах. 

Баллады Энка. Японский стиль исполнения популярных песен сложился еще в 30-е годы. Грустные и душевные баллады об утраченной любви, о тоске по родному дому, названные энка, получили новое развитие с начала 70-х.

Королевой энка была Хибари Мисора, чью смерть в 1989 году оплакивала вся страна. 

Сейчас популярность японских задушевных песен несколько  ослабла из-за наступления поп-музыки, распространяемой через караокэ. Под эти мелодии танцуют на дискотеках. 

Кохаку ута гассэн. Важнейшим событием в японской поп-музыке является ежегодный фестиваль песни «Кохаку ута гассэн», который телевидение NHK транслирует каждый Новый год, начиная с 1951-го. Программа представляет собой конкурс между группами певиц и певцов, отобранными из самых популярных исполнителей. В 60-70-е гг. конкурс привлекал внимание 70-80% зрительской аудитории. В 80-е гг. интерес стал снижаться и в последние годы рейтинг опустился до 50%.[7] 

Развитие звукозаписывающей  индустрии привело к тому, что  зарубежные мелодии нашли множество  поклонников в Японии. В моде зажигательные  латиноамериканские мелодии, джаз и  шансон. Из всей аудиопродукции, выпущенной в стране в 1998 г., 48,4% составляли записи зарубежных хитов.

Проходит множество  концертов поп-, рок- и фолкмузыки различных зарубежных групп и отдельных исполнителей. Весьма популярна блюзовая музыка. Из местных знаменитостей, пожалуй, наибольший успех имеет 27-летний композитор и певец Утада Хикару, установивший в 1999 г. новый национальный рекорд: его компакт-диск разошелся тиражом 6,5 млн. экземпляров в течение всего двух месяцев. Совсем недавно в Японии побывала российская группа ТаТу, очень популярная среди японской молодежи. 

Литература 

Японская литературная традиция считается весьма древней  и высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся  к VIII в. н. э., существуют основания считать, что устная традиция восходит к несравненно  более раннему периоду. Возникновение  же письменной литературы связано с  заимствованием китайской иероглифической  письменности, на основе которой в IX в. был разработан японский алфавит  — кана, служивший для передачи фонетического строя японского языка. Японская литература очень долгое время находилась под влиянием литературы китайской, и многие ее произведения создавались именно на старокитайском языке. Первыми письменными памятниками японской литературы являются «Кодзики» и «Нихон секи», представляющие собой собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев, а также сведения о событиях реальной японской истории дохэйанского периода. Составлены они были под эгидой императорского двора в период Нара. Период Хэйан считается расцветом придворной литературы, как прозы, так и поэзии. В это время складываются такие литературные жанры, как «моногатари» — сказание и никки — «дневник».

Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи»)

Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии» («Записки у изголовья») Сэй Сёнагон.

Развивается также  жанр ута моногатари — сказания в стихах, примером которого может служить «Исэ моногатари» («Сказания Исэ»). В период Камакура и Мурома, когда ведущую роль в японском обществе играло военное сословие и самураи, большую известность и популярность приобретают гунки моногатари — военные хроники, представляющие собой собрания легенд о событиях и героях известных самурайских войн. До того, как эти легенды и истории были записаны, они существовали в устной форме. Самыми известными гунки- моногатари XIII—XV вв. являются «Хэйкэ-моногатари» («Сказание о доме

Информация о работе Особенности культуры, присущие только Японии