Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:54, реферат
Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.
Введение....................................................................
.......................................... 3
Глава I: Культурные особенности японцев...................................................... 5
Краткая историческая справка.................................................................
5
Традиции японцев.....................................................................
................ 8
Художественное мышление японцев и японские праздники...............
10
Глава II: Cпецифика цивилизации и культуры
Японии................................... 13
Архитектура.................................................................
.............................. 13
Живопись и графика.....................................................................
............ 16
Скульптура.............................................................
.................................... 17
Музыка.................................................................
...................................... 19
Литература.............................................................
.................................... 23
Религия................................................................
....................................... 26
Глава III: Особенности культуры, присущие только
Японии.......................... 29
Икэбана................................................................
........................................ 29
Нэцкэ..................................................................
.......................................... 31
Заключение..................................................................
......................................... 33
Список использованной литературы..........................
XVI столетие открывает
эпоху так называемого
Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-
XIIX в., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья.
Гравюру, как и
жанровую живопись, назвали УКИЕ- Э
(картины повседневного мира).
В бытописательной гравюре
в качестве основоположников прославились
такие выдающиеся художники, как Судзуки
Харунобу и Китагава Утамаро.
Самым известным мастером гравюры конца XVIII-первой половины XIX вв. был гениальный художник Кацусика Хокусай. Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жизни, интерес ко всем ее проявлениям - от незатейливой уличной сценки до величия природных стихий.
Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений – серию "Тридцать шесть видов Фудзи", позволяющую поставить его в один ряд с самыми выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ Японии - из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве.
Творчество Хокусая,
вобравшее в себя многовековой опыт
искусства своего народа,- последняя
вершина в художественной культуре
Японии, ее замечательный итог.[5]
Скульптура
СКУЛЬПТУРА —
самый древний вид
Эпоха неолита, существовавшая
за несколько тысячелетий до нашей
эры, в японской науке получила наименование
периода ДзЁмон. В то время, помимо таких
необходимых в быту вещей, как посуда из
глины или камня, делались своего рода
глиняные идолы — догу. Догу, выполненные
в своеобразной, гротескной манере, украшались
узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее
время эти фигурки привлекают внимание
скульпторов своеобразием изобразительных
средств: упрощенностью, деформацией и
условностью, которые характерны для первобытного
искусства на всех континентах.
Период Нара — единственное во всей истории японской скульптуры время, когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак «кансицу», бронза, глина.
Буддийские статуи
создавались специалистами-
Конец периода Нара
— время усвоения реалистических
скульптурных форм периода Тан и
приспособления их ко вкусам японцев,
время утверждения национального стиля
в японской скульптуре.
Х–XII вв. — эпоха культуры
придворной аристократии; главной политической
силой стали представители рода Фудзивара.
В искусстве это период внедрения и расцвета
национального стиля — стиля ямато (древнее
наименование Японии). Наряду с буддийской
скульптурой начали создаваться и изображения
божеств древней национальной религии
синто.
Одним из шедевров конца
Х в. является сидящая фигура Нёирин
Каннон из храма Дайгодзи в Киото. Статуя
правильных пропорций, выполнена в мягкой
спокойной манере.
С конца периода
Камакура (XIV) японская скульптура утрачивает
самостоятельный стиль и развивается
в направлении совершенствования техники
и роста количественного разнообразия
видов. Появляется много произведений,
созданных в стиле прошлых веков: от XI
в. заимствуют стиль Дзётё, от XIII в. — стиль
Ункэя и Кайкэя. Среди этих технически
утонченных работ мало произведений, совершенных
в художественном отношении.
С конца периода
Камакура и в период Муромати (1333–1568) в
большом количестве вырезались маски,
используемые в театре. На первый взгляд,
они просты, но на самом деле обладают
внутренним содержанием и глубоким смыслом
того классического образа, который положен
в основу роли. Важнейшей особенностью
масок является выражение лица, переданное
в высшей степени экспрессивно. В них схвачено
то, что можно назвать концентрацией человеческих
чувств.
В период Эдо (1600–1868) некоторые монахи секты Дзэн в поисках
«озарения» создавали буддийские скульптуры, подобно тому, как когда-то, в периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью на свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты Дзэн,
Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя по различным провинциям и используя местный материал, вырезали фигуры, которые при всей наивности манеры выглядят и сейчас весьма современно. Энку создавал изображения будд из кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого долота он вырубал из чурок и поленьев исполненные большой силы и выразительности произведения.
Его художественное наследие состоит из множества работ, примитивных по манере, по сравнению с технически совершенными произведениями скульпторов- профессионалов. Однако следы резца таят вдохновение подлинного таланта.
Насыщенные глубоким
гуманизмом, произведения Энку вполне
отвечают вкусам людей и нашего времени.[6]
Музыка
История музыки в
Японии представляет собой длительный
процесс заимствования
Среди них — кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился в
Японии еще до начала VI в., а его современная форма — в XIII в., примитивный тип сякухати — в VIII в., сямисэн — в XVI в., все они пришли из
Китая. Кото в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным.
Сякухати вообще исчез
на своей исторической родине, а в Японии
прекрасно сохранился. Новая техника игры
на сямисэне развилась с помощью «бати»,
большого плектра, удерживаемого ладонью.
Дворцовая музыка. Японцы
VII в. с энтузиазмом изучали музыку континентальной
Азии. При императорском дворе в 701 г. было
создано специальное Управление музыки.
С одобрения властей музыка гагаку стала
музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих
пор находится под покровительством императорского
дома.
Позднее стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического танца, берущего начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой урожая) и саругаку
(легкомысленный
предшественник театра Но, также имеющий
сельское происхождение) стали популярнейшим
развлечением простого народа.
Музыкальное сопровождение.
В ХIII столетии среди военного сословия
стало очень модно слушать истории из
эпоса «Хэйкэ моногатари» о взлете и падении
мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент
бива, особого рода лютни. А в конце XIV в.
появился новый жанр музыки театра. Примерно
в это же время произошло возрождение
сякухати: буддистские секты использовали
флейту для исполнения религиозной музыки.
Во второй половине
XVI в. произошел расцвет
Западная музыка, в виде музыки церковной, появилась в Японии в 1549 г. с появлением христианских миссионеров. Некоторые японцы даже научились играть на органе. Но с запретом христианства исчезла и западная музыка.
Лишь после Реставрации
Мэйдзи (1868) правительство пригласило
преподавателей музыки из США и с 1879 года
решило включить западную музыку в школьные
программы. Несмотря на опасения, что западная
музыка вытеснит национальную, произошел
рост интереса и к традиционной японской
музыке, и она широко распространилась
благодаря появлению граммофонных записей
и радио.
В начале ХХ в. прекрасные японские композиторы, такие, как Косаку
Ямада, написали множество
песен, симфоний и детских песенок, большинство
из них стали ныне классикой. Сейчас в
Японии 20 профессиональных симфонических
оркестров. Они регулярно выступают за
рубежом и завоевали высокое признание.
Международная деятельность. Японские музыканты не раз завоевывали призы на таких престижных международных конкурсах, как проходящий раз в четыре года конкурс пианистов имени Шопена или Международный конкурс
Чайковского. Многие мастера сравнялись в известности с представителями западных стран. Японские музыканты, такие, как дирижер Одзава Сэйдзи, исполнители Гото Мидори и Утида Мицуко, много гастролируют за рубежом.
Ежегодно растет и число известных зарубежных музыкантов, выступающих в
Японии.
В последние годы японцам очень полюбилась опера и классическая музыка.
Для выступления всемирно известных коллективов в последнее время построены специальные залы с превосходной акустикой: Осакский симфонический зал,
Токийский Сантори-холл,
Орчард, Киё-холл и другие залы как в крупных,
так и в небольших городах.
Баллады Энка. Японский стиль исполнения популярных песен сложился еще в 30-е годы. Грустные и душевные баллады об утраченной любви, о тоске по родному дому, названные энка, получили новое развитие с начала 70-х.
Королевой энка была
Хибари Мисора, чью смерть в 1989 году оплакивала
вся страна.
Сейчас популярность
японских задушевных песен несколько
ослабла из-за наступления поп-музыки,
распространяемой через караокэ. Под
эти мелодии танцуют на дискотеках.
Кохаку ута гассэн. Важнейшим
событием в японской поп-музыке является
ежегодный фестиваль песни «Кохаку ута
гассэн», который телевидение NHK транслирует
каждый Новый год, начиная с 1951-го. Программа
представляет собой конкурс между группами
певиц и певцов, отобранными из самых популярных
исполнителей. В 60-70-е гг. конкурс привлекал
внимание 70-80% зрительской аудитории. В
80-е гг. интерес стал снижаться и в последние
годы рейтинг опустился до 50%.[7]
Развитие звукозаписывающей индустрии привело к тому, что зарубежные мелодии нашли множество поклонников в Японии. В моде зажигательные латиноамериканские мелодии, джаз и шансон. Из всей аудиопродукции, выпущенной в стране в 1998 г., 48,4% составляли записи зарубежных хитов.
Проходит множество
концертов поп-, рок- и фолкмузыки различных
зарубежных групп и отдельных исполнителей.
Весьма популярна блюзовая музыка. Из
местных знаменитостей, пожалуй, наибольший
успех имеет 27-летний композитор и певец
Утада Хикару, установивший в 1999 г. новый
национальный рекорд: его компакт-диск
разошелся тиражом 6,5 млн. экземпляров
в течение всего двух месяцев. Совсем недавно
в Японии побывала российская группа ТаТу,
очень популярная среди японской молодежи.
Литература
Японская литературная традиция считается весьма древней и высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся к VIII в. н. э., существуют основания считать, что устная традиция восходит к несравненно более раннему периоду. Возникновение же письменной литературы связано с заимствованием китайской иероглифической письменности, на основе которой в IX в. был разработан японский алфавит — кана, служивший для передачи фонетического строя японского языка. Японская литература очень долгое время находилась под влиянием литературы китайской, и многие ее произведения создавались именно на старокитайском языке. Первыми письменными памятниками японской литературы являются «Кодзики» и «Нихон секи», представляющие собой собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев, а также сведения о событиях реальной японской истории дохэйанского периода. Составлены они были под эгидой императорского двора в период Нара. Период Хэйан считается расцветом придворной литературы, как прозы, так и поэзии. В это время складываются такие литературные жанры, как «моногатари» — сказание и никки — «дневник».
Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи»)
Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии» («Записки у изголовья») Сэй Сёнагон.
Развивается также жанр ута моногатари — сказания в стихах, примером которого может служить «Исэ моногатари» («Сказания Исэ»). В период Камакура и Мурома, когда ведущую роль в японском обществе играло военное сословие и самураи, большую известность и популярность приобретают гунки моногатари — военные хроники, представляющие собой собрания легенд о событиях и героях известных самурайских войн. До того, как эти легенды и истории были записаны, они существовали в устной форме. Самыми известными гунки- моногатари XIII—XV вв. являются «Хэйкэ-моногатари» («Сказание о доме
Информация о работе Особенности культуры, присущие только Японии