Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов
Введение
Глава 1. Специфика культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города.
1.1 Социально-психологические особенности
подросткового возраста. …………………………………………….
1.2 Досуговая деятельность подростков. ………
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности
в г.Котово Волгоградской области.
2.1.Формы организации культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города на примере города Котово Волгоградской области.
2.2.
Заключение
Курсовая работа
по предмету «Технологии социально-культурной- деятельности»
Тема
«Особенности организации культурно-досуговой деятельности
подростков
в условиях небольшого города»
Выполнила: студентка ФЗО
Группа ТСКД
Чех Алина Анатольевна
Научный руководитель: Дука
Мария Ивановна
Волгоград
2012
Содержание:
Введение
Глава
1. Специфика культурно-досуговой
деятельности
подростков в
условиях небольшого города.
1.1 Социально-психологические особенности
подросткового возраста. …………………………………………….
1.2 Досуговая деятельность
подростков. ………
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности
в г.Котово Волгоградской области.
2.1.Формы организации культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города на примере города Котово Волгоградской области.
2.2.
Заключение
Список используемых интернет-сайтов и литературы
Приложения
Введение.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. 1
Объектом курсовой работы является культурно-досуговая деятельность подростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в небольшом городе заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.
Хочется отметить, что предметом данной работы является организация культурно-досуговой деятельности подростков в г.Котово Волгоградской области. Численность населения данного города насчитывает 38 700 человек, из них детей и школьников до 18 лет – ______. В это число не входят студенты и школьники, приезжающие на каникулы к родственникам. На территории города функционируют семь школ, _____ библиотеки (из них одна детская), детская музыкальная школа, дом культуры, спортивно-оздоровительный комплекс. Эти организации занимаются работой с подростками, организовывают досуг детей, подростков и молодёжи.
Подростковый
возраст — это возраст
Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.
С другой, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.
Целью данной курсовой работы является выявление специфики организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города на примере г.Котово Волгоградской области.
В связи с этим можно определить задачи моей курсовой работы:
1.Исследовать
особенности социально-
2. Выявить особенности досуговой деятельности подростков.
3.Выявить специфику организации КДД подростков в условиях небольшого города на примере г.Котово Волгоградской области.
4.Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.
5. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации молодежного досуга.
Практическая
значимость: изученные материалы
по молодежному досугу могут быть
использованы педагогами-организаторами
в образовательных учреждениях,
а также специалистами
Методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы;
- изучение опыта
деятельности культурно-
Теперь, когда определена цель и задачи, рассмотрим всё это более подробно.
Глава 1 Специфика культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города.
1.1.Особенности подросткового возраста.
…в структуре личности
устойчивого, окончательного, неподвижного…
Л.С.Выготский
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.3 В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. 4