Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:53, курсовая работа
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени………………………………………5
1.2 Функции, задачи и особенности досуга…………………………...……….10
1.3 Досуговые социальные учреждения………………………………………..13
2. Особенности проведения досуга молодёжью
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…………….24
2.2 Система управления организацией досуга студентов в Карагандинском
государственном университете им. Академика Е.А. Букетова..….………27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………….…..40
Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.
2.2 Система управления организацией досуга студентов в Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова
Педагогический процесс высшей школы закономерно объединяет учебный и воспитательный процессы. При этом воспитательный процесс, организуемый в вузе системно и целенаправленно, осуществляемый в особым образом организованном воспитательном пространстве вуза под управляющим воздействием всей образовательно-воспитывающей среды и при непосредственной личной мотивации студентов и преподавателей, направлен на реализацию стратегических целей и задач воспитания студенческой молодежи, формирования личности в соответствии с нормативно-целевыми установками[16].
Следует констатировать, что воспитательная работа осуществляется в учебное и внеучебное время, что требует особого внимания к досугу студенческой молодежи как целесообразно организованной и содержательно наполненной активности студентов (групп или конкретного студента) в свободное от учебы время, которая осуществляется в соответствии с целями рекреации и социально-культурного развития на базе потребности в перемене характера деятельности [17].
Анализ концептуальных подходов к досуговой деятельности и практической работы по организации досуга показывает, что результативность процесса организации досуга студентов в вузе в значительной степени зависит от применения системного подхода, обеспечения интеграции и взаимодействия всех его компонентов.
Системный подход вошел в современную теорию организации как особо востребованная методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению становится одним из обязательных требований к каждому из субъектов организационного процесса. Не стал исключением и процесс организации досуга студентов в вузе.
В настоящее время под системным подходом понимают направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем [18]. Соответственно, суть системного подхода к организации досуга студентов заключается в представлении исследуемого объекта как системы, что, требует раскрытия целостности объекта, выявления многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину.
Говоря о системном подходе к организации досуга студентов, необходимо опираться на его двоякое понимание: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой – создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.
Применительно к организации досуга студентов системный подход понимается как теоретическая основа для конструирования и обеспечения результативности данного процесса; с другой стороны, системный подход – это основа анализа целостной системы организации досуга студентов в вузе.
В рамках данной статьи мы рассматриваем системный подход как способ организации деятельности по обеспечению конструктивной исодержательно наполненной активности студентов во внеучебное время.
Базовыми принципами системного подхода к организации досуга студентов выступают:
- целостность, позволяющая рассматривать исследуемый процесс как единое целое (систему) и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
- структуризация, позволяющая анализировать элементы данной системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;
- иерархичность строения, то есть наличие элементов, расположенных на основе подчинения низшего уровня высшим;
- множественность, позволя
Система организации досуга студентов в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова представляет собой совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на реализацию целевых установок.
Главным интегрирующим компонентом исследуемой системы, обеспечивающим ее целостность, выступает цель – как прогнозируемый результат функционирования данной системы, достигаемый с помощью обратных связей. Цель организации досуга студентов определяется целевыми ориентациями всей системы воспитательной работы в вузе [16,19] и направлена на обеспечение условий для формирования и развития духовно и физически здоровой, социально активной, творческой личности студента, обладающей высокими нравственными и культурными потребностями; предоставление широких возможностей для развития творческого потенциала, способностей личности во внеучебное время.
Организационная структура воспитательной работы в Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова предусматривает взаимодействие субъектов и объектов воспитательного процесса, осуществляемое в целях обеспечения функционирования всей системы и достижения конечного результата.
Субъектами организации досуга студентов в университете выступают:
структурные подразделения (коллективные субъекты) и отдельные личности (индивидуальные субъекты), организующие и осуществляющие данный процесс (проректор по социальным вопросам и воспитательной работе, профсоюзный комитет, Комитет по делам молодежи, Дворец культуры студентов, факультеты);
а также студенты (индивидуальные и коллективные субъекты – отдельные личности, студенческие группы и т.д.), активно вовлекаемые в различные виды досуговой деятельности, осуществляемой в рамках воспитательной работы.
Иерархичность строения системы организации досуга студентов в вузе заключается в разно уровневых взаимоотношениях ее подсистем: управляющих и управляемых. Организация досуга в вузе реализуется на следующих уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры, студенческого самоуправления.
Взаимодействие уровней и субъектов организации культурного досуга студентов в вузе представлено на рисунке 1.
Принцип множественности предусматривает различные способы внутреннего взаимодействия между элементами системы организации досуга студентов в вузе, а также многообразные связи с внешней средой – системами более высокого порядка, в качестве которой выступает педагогический (учебно-воспитательный процесс) вуза, система образования в стране, культурная и молодежная политика и другие системы.
организацией досуга студентов
Формы организации досуга студентов – это виды, варианты организации культурного досуга, характеризующиеся особенностями построения, целей, задач и содержания, видов и форм деятельности его участников, а также местом и временем проведения.
Оптимальными формами организации культурного досуга являются активные формы вовлечения студентов в культурно-досуговую деятельность, основанной на инициативе и практическом участии каждого студента. В практике работы вузов сложились разнообразные виды организации культурного досуга студентов, которые можно свести в следующие организационные формы:
организация деятельности клубов по интересам;
организация деятельности творческих коллективов;
организация деятельности спортивных секций;
организация культурно-досуговых мероприятий.
Организация деятельности клубов по интересам.
Клуб – общественная организация, объединяющая людей в целях общения на основе совместных научных, художественных и других интересов; добровольное объединение молодёжи с определенной целью, функционирующее на общественных началах; сообщество людей с едиными интересами, объединенное в организацию или ассоциацию.
Различают клубы интеллектуальные, политические, спортивные, развлекательные и т. п., например:
Дебатный клуб, Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», Дискуссионный клуб;
Клуб «Молодой депутат», Пресс-клуб, Клуб «Спикер»;
Клуб молодых учёных, Педагогический клуб, Психологический клуб, Археологический клуб, Клуб «Эколог», Клуб «Переводчик», Клуб «Веб-дизайнер»;
Литературный клуб, Литературная гостиная, Музыкальная гостиная;
Клуб Выпускников, Клуб отличников;
Шахматный клуб, Хоккейный клуб, Клуб «Восточные единоборства» и др.;
Клуб КВН, Рок-клуб, Рэп-клуб, Хип-хоп клуб и др.
Организация деятельности творческих коллективов.
Творческий коллектив– добровольное объединение любителей музыкального, хореографического, театрального и других жанров художественного творчества, основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию культурных ценностей.
Участие в творческих коллективах осуществляется в свободное от учебы время и представляет собой одну из форм активной общественной и культурно-досуговой деятельности.
Творческие коллективы вуза – ансамбли, кружки, студии, секции, клубы:
ансамбль народного танца;
фольклорный ансамбль;
театрально-драматическая студия;
клуб акынов;
студия художественного слова;
вокально-хоровая студия;
студия эстрадного пения;
студия спортивного бального танца;
студия современного танца;
театр моды;
студия художественного моделирования одежды;
клуб КВН (казахская лига);
клуб КВН (русская лига);
клуб любителей классической музыки;
клуб любителей гитарной музыки;
клуб авторской песни;
музыкальный театр;
поэтический клуб и другие коллективы.
Репертуар творческих коллективов выступает одним из ведущих воспитательных факторов, при формировании, которого учитываются следующие задачи:
способствовать формированию и развитию у студентов гражданственности и патриотизма;
развивать уважение к отечественной истории, традициям и культуре народа;
приобщать к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;
способствовать формированию поликультурной и толерантной личности;
развивать культурный кругозор.
Репертуар студенческих творческих коллективов и отдельных исполнителей требует включения произведений отечественной и мировой художественной культуры, в нем должны сочетаться произведения народного, классического и современного искусства. Значительное место в репертуаре должно отводиться произведениям композиторов, поэтов и драматургов Казахстана, а также произведения других национальных культур, в содержании которых представлена тематика единства народов Казахстана.
Таким образом, репертуар творческих коллективов выступает как идейно-воспитательный и одновременно культурный фактор, направленный на развитие личности студентов.
Организация деятельности спортивных секций.
Спортивная секция– добровольное объединение любителей физической культуры и спорта, возглавляемое руководителем-профессионалом.
Секции по видам спорта:
волейбол (девушки, юноши);
баскетбол (девушки, юноши);
настольный теннис (смешанная);
бадминтон (смешанная);
шахматы (смешанная);
футбол (юноши, девушки);
легкая атлетика;
борьба;
казакша курес;
плавание;
зимние виды спорта;
лыжи;
восточные единоборства;
секция аэробики (девушки);
секция шейпинг (девушки) и другие.
Организация культурно-досуговых мероприятий.
Работа по организации досуга студентов как активной формы внеучебной деятельности предусматривает включение студентов в подготовку и проведение культурно-досуговых мероприятий. Студенты и творческие коллективы активно участвуют в организации, подготовке, разработке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, которые осуществляются в соответствии с нормативными документами [20-28], Планом воспитательной работы вуза.
Информация о работе Особенности управления культурно-досуговой работой с молодёжью