Особенности управления культурно-досуговой работой с молодёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени………………………………………5
1.2 Функции, задачи и особенности досуга…………………………...……….10
1.3 Досуговые социальные учреждения………………………………………..13
2. Особенности проведения досуга молодёжью
2.1 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…………….24
2.2 Система управления организацией досуга студентов в Карагандинском
государственном университете им. Академика Е.А. Букетова..….………27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………….…..40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия:

официальные и торжественные встречи;

концертные и шоу-программы;

театрализованные представления;

фольклорные праздники;

конкурсы и фестивали;

студенческие акции;

театрализованные шествия;

спартакиады;

встречи с выдающимися деятелями образования, науки, культуры, искусства Республики Казахстан и стран зарубежья;

участие в городских, областных, республиканских и международных конкурсах, фестивалях, чемпионатах [29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.

Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Основные выводы по теме исследования[30, c. 112- 114]:

1. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

2. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга можно назвать развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.

3. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

4. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

5. Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга. Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией и автономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности в различные социальные группы. Результаты социологических исследований молодежных групп показывают, что совместная деятельность воспринимается членами этих групп, прежде всего, как досуговая. Вследствие чего можно говорить о формировании молодежных субкультур, носящих досуговый характер.

6. Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватной современной социокультурной ситуации. Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг и статус» - СПб: 2002 г., №10, 24 стр.
  2. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.
  3. http://elibrary.ru/
  4. http://dictionary.fio.ru
  5. http://mirslovarei.com/content_fil/DOSUG-7357.html
  6. М. Каплан. Основные модели досуга. М.2008.
  7. Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1999
  8. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2000.- С.92-108.
  9. Фатов А. «Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления». Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.
  10. Измайлов К.Н. – Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы – СПб:1995 г., 143 стр
  11. Культурно – досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.
  12. Шеховцова Е.Ю.Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели, 2004.
  13. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 2004г
  14. Клубоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005
  15. Психология современного подростка., под редакцией Д.И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1999.

16. Программа воспитательной работы в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А. Букетова на 2009-2011 годы / Сост. Е.К. Кубеев,  Р.М. Жумашев,  С.К. Кентбеков, К.Г. Гаркуша, А.С. Артакшинова. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2008. – 57 с.

17. Методические рекомендации по организации досуга студентов / С. Кентбек, К.Г. Гаркуша. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2009. – 62 с.

18. Визуальный словарь. – http://vslovar.org.ru/.

19. Закон Республики Казахстан  «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III. – Астана, 2007.

20. Закон Республики Казахстан  «Об образовании» от 27 июля 2007 года  № 319-III. – Казахстанская правда, от 15 августа 2007 года № 127.

21. Закон Республики Казахстан «О государственной молодёжной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года № 581. – «Казахстанская правда» от 15 июля 2004 года № 158.

22. Закон Республики Казахстан  «О культуре» от 15 декабря 2006 года  № 207. – «Казахстанская правда» от 26 декабря 2006 года № 271.

23. Закон Республики Казахстан  «О государственных символах  Республики Казахстан» от 4 июня 2007 года № 258. – «Казахстанская  правда» от 5 июня 2007 года № 84.

24. Закон Республики Казахстан  «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 года № 151-1, с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 июля 2007 года. – Законодательство Республики Казахстан. – http://kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsj/dok_oeqacz.htm.

25. Государственная программа  развития образования в Республике  Казахстан на 2005-2010 годы. – «Казахстанская  правда» от 16 октября 2004 года № 237.

26. Послание Президента  Республики Казахстан Н.А. Назарбаева  народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». – Алматы: «Білім», 1998. – 96 с.

27. Программа воспитательной  работы в Карагандинском государственном  университете имени академика  Е.А. Букетова на 2009-2011 годы / Сост. Е.К. Кубеев, Р.М. Ж умашев, С.К. Кентбеков, К.Г. Гаркуша, А.С. Артакшинова. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2008. – 57 с.

28.Программа патриотического  воспитания студентов Карагандинского  государственного университета  имени академика Е.А. Букетова  на 2009-2011годы / Сост. Е.К. Кубеев, Р.М. Жумашев, С.К. Кентбеков, К.Г. Гаркуша, А.С. Артакшинова. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2008. – 30 с.

29. Методические рекомендации  по организации досуга студентов / Сост. С. Кентбек, К.Г. Гаркуша. – Караганды: Изд-во КарГУ, 2009. – 84 с.

30. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Особенности управления культурно-досуговой работой с молодёжью