Отечественная культура «серебряного века»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:35, контрольная работа

Краткое описание

Те же, кто осознанно продолжал классические традиции, рассматривались как выразители общедемократических идей.
На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так называемые артистические колонии – Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов. В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища – кинематографа.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………3.
2.Вопрос 1………………………………………………………………………………………………..4.
3.Вопрос 2……………………………………………………………………………………………....10.
4.Заключение………………………………………………………………………………………....15.
5.Тесты…………………………………………………………………………………………………...16.
6.Список литературы……………………………………………………………………….…….17.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по культурологии Михеева Е.Е 11 БМВ.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное бюджетное

Учреждение «Финансовый  университет при Правительстве  РФ»

Уфимский филиал

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Культурология»

На тему:

Отечественная культура «серебряного века»

 

 

 

                                    Выполнила: Михеева Е.Е

                                                                   Специальность: бакалавр менеджмента

                Группа: 11 БМВ

                                                              № зачетной книжки: 100.28/120064

                                                   Проверил: ДоцентГлуховцев В.О

 

 

 

 

Уфа 2013

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………………………………………3.

2.Вопрос 1………………………………………………………………………………………………..4.

3.Вопрос 2……………………………………………………………………………………………....10.

4.Заключение………………………………………………………………………………………....15.

5.Тесты…………………………………………………………………………………………………...16.

6.Список литературы……………………………………………………………………….…….17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Русская культура конца XIX – начала XX вв. получила название серебряного  века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с одной стороны, преобладали  традиции, идущие от XIX в., с другой –  появляется тенденция поиска нетрадиционных форм.  
«Серебряный век» занимает особенное место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.  
Характерным для этой эпохи было то, что школы, отходившие от социально-политической тематики в искусстве, часто рассматривались как представители оппозиции (А. Блок и А. Белый, М. Врубель, В. Мейерхольд). Те же, кто осознанно продолжал классические традиции, рассматривались как выразители общедемократических идей.  
На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так называемые артистические колонии – Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов. В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища – кинематографа.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.Важнейшие особенности  культура «Серебренного века».

Ответ:

Литература.

Источником вдохновения для  творческих интеллигентов рассматриваемого времени служило философское  и поэтическое наследие В.С. Соловьева, который подал пример мистической  романтики и теоретического своеволия  относительно вековых религиозных, национальных, культурных традиций.  
Этот период характеризовался такими особенностями, как:  
1) модернистское мышление творцов культуры;  
2) сильное влияние абстракционизма;  
3) меценатство.  
Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, «всеобщая переоценка ценностей». Очень хорошо отразил эту обстановку Д. С. Мережковский, причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием – мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения».  
Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, - пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.  
Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.  
Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов,

веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами.  
К 1910 г. на смену символизму в русской литературе пришёл акмеизм (отгреч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего О. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.  
Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» - таковы были декларации футуристов (от лат. futurum – будущее). Футуризм распадался на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.  
Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство — игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.  
Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева, Н. Клюев. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.  
М. Цветаева до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму.  
В лучших произведениях М. Волошина – чувство любви к природе как к космическому целому, трагическое переживание исторических судеб России.  
Н. Клюев был поэтом – певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика.  
В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

 
Живопись 

 
Сложные общественные процессы конца XIX – начала XX вв. обусловили появление  новых форм и способов отражения  в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники  видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.  
На рубеже веков взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.  
В этот период новое слово в живописи сказал В. А. Серов. Портреты Серова – вершина этого жанра в период «серебряного века», как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», К. Коровина, З. Юсуповой, М. Н. Ермоловой, О. К. Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.  
Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов. Центральный образ творчества Врубеля – Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках. Для искусства художника характерны размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущей ему символической форме. Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свой живописный язык – широкий мазок «кристаллической» формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобно самоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениям художника.  
Искусство лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать». Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. творчество Борисова-Мусатова – одно из самых ярких и масштабных явлений.  
Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм» является основной объединения петербургских художников «Мир искусства». Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Отвергая академически-салонное искусство и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» занимались поиском художественного образа в минувшем. За столь откровенное неприятие современной действительности «мирискусников» критиковали со всех сторон, обвиняя в бегстве в прошлое.  
Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.  
В 1910-х гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Мишени», кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, М. Ф. ЛАрионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В. В. Кандинского и К. С. Малевича.  
Художники «Бубнового валета» отрицали академическое и реалистическое искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.  
Кубизм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.  
Фовизм – направление, которое в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898по 1908 год.  
Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.  
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы.

 
Театр. Музыка. Балет.

 
Серебряный век – это не только взлёт поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство  переживало кризис, проявившийся в  том, что репертуар театров в  большинстве своём носил развлекательный  характер, он не затрагивал насущных проблем  жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов.необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького.  
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.  
В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А.Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.  
Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве.  
Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.  
Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.  
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.  
Новые веяния также затронули балетную сцену. Всемирно известным становится русский балет. Яркими представителями отечественной школы классического танца были М. Ф. Кшесинская и А. П. Павлова, В. В. Нижинский и М. И. Фокин, Организованные С. П. Дягилевым в 1907 – 1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» - выступления балетных и оперных звезд – стали поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, «мирискусникам» удалось «возвеличить русское искусство на Западе».  
Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным её источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н. А. Римский-Корсаков), симфонической и камерной музыки (С. Н. Рахманинов, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, Р. М. Глиэр и др.)

Вопорос 2. Продолжение реалистических традиций в литературе живописи и музыке.

Литература.

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже ХХ в. продолжали Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Палата №6», «Ионыч», «Дом с мезанином»), И.А.Бунин («Деревня», «Господин из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М.Горькому. 
В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм.  
Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже XIX и ХХвв. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу.Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В.Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч.Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А.Белый увлекался Вл.Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом,  Ницше.   
 
Художественным и публицистическим органом символистов был журнал

«Весы» (1904 – 1909).   
Принято различать «старших» и «младших» символистов.  «Старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский), пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты  и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. 
В 1910 году на смену символизму пришел акмеизм (от греч. «акме» - высшая степень чего-либо). Основоположниками акмеизма считаются Н.С.Гумилев (1886 – 1921) и С.М.Городецкий (1884 – 1967). Акмеисты в отличие от символической туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с ним они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. Теоретической основой оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич). Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые сборники А.Ахматовой «Вечер» и «Четки» принесли ей громкую известность. 
Одновременно с акмеизмом в 1910-1912гг. возник футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев, Р.Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.  
Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М.Волошин (1877-1932), М.Цветаева (1892-1941).

Информация о работе Отечественная культура «серебряного века»