Отношение христианства к суевериям, магии, оккультизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:20, реферат

Краткое описание

Что же такое Христианство? Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление Царства небесного. Если говорить совсем коротко, это религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад сын бога пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Главным дело Иисуса было его бытие, бытие с людьми. Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным богом, и создан без зла.

Содержание

Введение
Магия
Оккультизм
Магия в христианском культе
Взаимоотношения христианства и язычества
Как относится церковь к суевериям
Вывод
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 30.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

       «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                                         

                                                                Кафедра культурологии и социальной  

                                                                                                                   коммуникации

 

 

 

 

 

                                                   РЕФЕРАТ

                                

                                  По курсу «Культурология»

 

                 на тему: «Отношение христианства  к суевериям,

                                              магии, оккультизму»

 

                                                                                                     Выполнил:

                                                                                                 

                                                                           

                                                                           

                                                                                                      Домашний адрес:

                                                                                       

                            

                                                                                                                    Проверил:

                                                                                                препод. кафедры КиСК

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

                                             Томск 2011

              Содержание:

 

 

  1. Введение
  2. Магия
  3. Оккультизм
  4. Магия в христианском культе
  5. Взаимоотношения христианства и язычества
  6. Как относится церковь к суевериям
  7. Вывод
  8. Список используемой литературы

  

 

 

 

Введение:

  Что же такое Христианство? Главные идеи Христианства: искупительная  миссия Иисуса Христа, предстоящее  второе пришествие Христа, страшный  суд, небесное воздаяние и установление  Царства небесного. Если говорить  совсем коротко, это религия,  в основе которой лежит вера  в то, что две тысячи лет  назад  сын бога пришел в  мир. Он родился, получил имя  Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер, как человек.  Его смерть и последующее воскрешение  из мертвых изменило судьбу  всего человечества. Его проповедь  положила начало новой, европейской  цивилизации. Главным дело Иисуса  было его бытие, бытие с людьми. Христиане верят в то, что мир  создан единым предвечным богом,  и создан без зла.

 В основе своей такая  религия как Христианство негативно  относится ко всякому роду  магии, суеверию и оккультизму.  Хотя имеет , на мой взгляд , некоторые из обрядов и обычаев можно отнести к суевериям либо к оккультизму. Так же в некоторых православных трудах (библия) имеют место и магические случаи. Что я и попытаюсь описать в своём реферате.

 

Магия:

 Существуют различные  определения магии. Однако все  они неизменно отмечают одну  ее особенность, а именно: в  ее основе всегда лежит вера  в сверхъестественные силы и  в способность человека с помощью  этих сил контролировать окружающий  мир.

 “Магия - это обряды, связанные  с верой в способность человека  сверхъестественным путем воздействовать  на людей, животных, явления природы,  а также на воображаемых духов  и богов”(Большая советская энциклопедия, 9, 15, 152).

 Магическое действие, как правило, состоит из следующих  основных элементов: материальный  предмет (вещество), то есть инструмент; словесное заклинание - просьба или  тпебование, с которым обращаются к сверхъестественным силам; определенные действия и движения без слов - обряд.

 

Оккультизм:

 Возникнув в первобытную  эпоху человечества, магия не  оставалась неизменной на протяжении  веков, а принимала различные  формы. Одной из развитых ее  форм является оккультизм.

 Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный) - это общее название для учений, “теоретически” обосновывающих наличие магических (волшебных, сверхнатуральных) сил в человеке и космосе, недоступных для простых смертных, но доступных для “посвященных”, прошедших особую инициацию и тренировку. В состав оккультизма входят такие “тайные” науки, как астрология, мантика, или гадание (хиромантия, физиогномика и т.п.), спиритизм, герметическая ( по имени легендарного основателя оккультизма - Гермеса Трисмегиста, образ которого явился результатом соединения образов египетского бога Тота и греческого бога Гермеса - вестника божественной мудрости) медицина и другие. Впервые речь об оккультизме заходит в эпоху поздней античности, когда в I-IV веках нашей эры в Александрии была создана обширная оккультная литература, получившая название герметической.

 В основе оккультизма  лежат “принципы” и “законы”  первобытной магии. Оккультисты лишь систематизировали древнейшие магические представления, основанные на принципе: подобное вызывает подобное (симпатическая магия), часть заменяет целое (контагиозная магия).

 С возникновением сложных  высокоразвитых монотеистических  религиозных систем типа христианства, иудаизма, ислама, буддизма магические  ритуалы стали их неотъемлимым элементом. О том, как вошла магия в состав одной из “высших” религий - в христианство - стоит рассказать подробнее.

 

Магия в христианском культе.

 Приведу несколько примеров ссылаясь на которые можно заметить присутствие магии в христианстве.

   1. Религия рабов  и вольноотпущенников.

“ Раз возникнув, религия  всегда сохраняет известный запас  представлений, унаследованный от прежних  времен.”

                                                                                                                                                       Ф. Энгельс

 Подобное утверждение  относится и к христианской  обрядности, которая включала в  себя элементы обрядов и ритуалов  других религий, предшествовавших  христианству или же существовавших  в ту же эпоху.

 Христианство возникло  как религиозный продукт социально-экономических,  идеологических и политических  отношений определенной исторической  эпохи. Социальной сутью первоначального  христианства являлось то, что  оно возникло как движение  угнетенных. Христианство выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов, проповедовало грядущее избавление от рабства и нищеты и искало этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе.

 В соответствии с  основными принципами своего  вероучения христианство переработало  материал, заимствованный из других  религий и придало ему новый  символический смысл и значение. Так, всем древним религиям  были присущи представления, согласно  которым богов, оскорбленных людьми, можно было умилостивить жертвоприношениями. В христианстве же эти представления  приобретали форму веры в то, что одна великая добровольная  жертва, принесенная посредником,  искупила раз и навсегда грехи  всех времен и всех людей.  Аналогичным образом новое звучание  было придано и заимствованным  христианством из языческих религий  элементам обрядовой символики:  они стали связываться с персоной  новозаветного Иисуса Христа, божества, воплотившегося в образ земного  страдальца и своей смертью  искупившего все грехи человечества.

 Христианский культ  представляет собой совокупность  иллюзорно-практических действий (обряды, ритуалы, таинства, богослужения, посты,  молитвы и т.д.), с помощью которых  верующие надеются достичь контакта  со сверхъестественной силой.  Наиболее очевидную связь с  древнейшими верованиями и культами  имеют христианские таинства.

 

2. Христианские таинства.

 “Таинства - суть священнодействия, которые под видимым образом  действительно сообщают верующим  невидимую благодать божию, - суть  орудия, которые необходимо действуют  благодатию на приступающих к оным.”

                                                                                                                                    Архиепископ Макарий

 Христианские таинства  мало чем отличаются по своей  форме от первобытных магических  церемоний. Конечно, смысл и  значение, которые вкладывал в  свои обряды первобытный колдун и которые придает своим действиям христианский священник, - различны. Но материал, из которого складывалась в первобытные времена и складывается сегодня церемония магического ритуала и христианского таинства, техника их исполнения, по существу одинаковы.

 В основе всех христианских  таинств лежит вера в божественную  благодать. Благодать, по определению  христианских теологов, - это “особенная  сила, или особенное действие  божие, сообщаемая нам ради  заслуг нашего искупителя и  совершающая наше освящение, т.е.  с одной стороны, очищающая  нас от грехов, обновляющая и  оправдывающая перед богом, а  с другой - утверждающая и возвращающая  нас к добродетели для жизни  вечной”.

 Это представление  о благодати как силе, сообщающей  человеку особые чудодейственные  божественные свойства, восходит  к первобытным временам. Первобытные  люди верили в существование  какой-то таинственной силы, исходящей  от духов, богов, людей, животных  и даже неодушевленных предмето, которая может быть усвоена человеком при помощи определенных обрядовых действий. У маланезийцев эта сила называлась “мана”, у индейских племен ирокезов и алгонкинов - “оренда” и “маниту”. Счталось, что в наибольшей степени этой силой обладают колдуны и вожди племен. Чтобы воспринять ее, надо было совершить специальные магические церемонии.

 Христианская церковь  включила многие языческие церемонии  в свой культ, переделав их  на свой лад. Но сходство  христианских таинств с языческими  обрядами объяснялись отцами  церкви как происки дьявола.  Тертуллиан, например, так и писал:  “Дьявол, стараясь извратить  истину, подражает в языческих мистериях самим даже божественным таинствам: он и крестит некоторых, как последователей, обещая им очищение от грехов через купель, и запечатлевает потом на челе воинов своих, и торжественно совершает приношение хлеба... и даже поставляет верховного жреца при браке”.

 Первоначально христиане  заимствовали из магических церемоний  и языческих мистерий древности  два таинства - причащение и крещение. Затем возникли и другие - миропомазание,  елеосвящение, исповедь, брак и священство.

     Причащение:

 В таинстве причащения, или святой евхаристии (от греческого eucharistia - благодарственная жертва), причащающийся, вкушающий под видом хлеба и вина плоть и кровь Христа, приобщается тем самым к богу и получает залог вечной жизни. По учению христианской церкви, причащение - самое священное из таинств, ибо если в других таинствах Христос сообщает верующим в него те или иные дары своей благодати, то здесь он предлагает самого себя - свое тело и кровь.

   Крещение:

 Таинство крещения  также играет в христианстве  исключительно важную роль, так  как оно - единственное таинство, признание которого является  непременным условием принадлежности  к христианской вере. Крещение  означало прием нового члена  в христианскую общину или  в церковь. Значение крещения, однако, не сводится только к  символу. Оно есть одновременно  и мистический акт, который  обеспечивает крещаемому ряд всевозможных земных и небесных благ.

        Миропомазание  и елеосвящение:

 “Миропомазание - есть  такое таинство, через которое  преподается крестившемуся дух святой.”

                                                                                                                                 Ариепископ Макарий.

 В христианском катехизисе подробно разъясняется смысл помазания миром или елеем (то есть маслом или жиром) отдельных частей тела. Помазание “чела” означает освящение ума, помазание “персей” - освящение сердца или желаний, помазание очей, ушей и уст - освящение чувств, помазание рук и ног - освящение дел и всего поведения христианина.

 Елеосвящение, согласно тому же катехизису, “есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать божия, исцеляющая немощи душевные и телесные”. Это таинство предназначено для тяжело больных, находящихся при смерти.

        Исповедь:

 Помимо помазания елеем  с целью облегчения физических  и душевных недугов, у первобытных  и древних народов широко применялась  и так называемая исповедь, т.е.  перечисление вслух своих грехов  для “очищения” и избавления  от них. Обычай этот и весьма  древний, существовавший задолго  до появления христианства.

         Венчание:

 Получили распространение  в исторические эпохи, предшествовавшие  возникновению христианства, и различные  обряды и ритуалы, сопровождающие  вступление человека в брак. В  той или иной форме брак всегда “освящался”. В христианском обряде венчания, в его “видимой стороне”, нет ничего, что не имело бы соответствующих аналогов в языческих религиях. Обручение, обручальные кольца, свадебные дары, венки и т.п. - все это существовало в свадебных ритуалах первобытных и древних народов и имело своей целью обеспечить венчающихся мужчину и женщину сверхъестественной благодатью и плодовитостью.

Информация о работе Отношение христианства к суевериям, магии, оккультизму