Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 23:19, доклад
Целью проекта является:
1) знакомство с божествами и духами славянской мифологии;
2) знакомство с художниками, композиторами и писателями, воплотившими в своем творчестве образы славянской мифологии; знакомство с произведениями устного народного творчества, в которых упоминаются образы славянских мифов.
С появления избушки, обычно в сказках и мифах стоящей на границе двух миров: человеческого жилья и леса, света и тьмы, этого и того мира; усиливается нарастание таинственного, чудесного.
За избушкой вскоре появляется образ Бабы Яги. Баба Яга - образ до такой степени древний, что нет убедительного объяснения самого имени "Яга", характерного только для восточных славян. Под другими именами этот персонаж известен всем народам. Этот образ своими корнями уходит в эпоху матриархата, к образу праматери всего живущего, хранительнице огня в очаге (не случайно с ней связаны предметы домашней утвари - ступа, помело, кочерга). Вместе с тем Яга выступает как воительница, а позднее и мстительница- отрицательный персонаж.
Наиболее древнейшей берегиней была Баба - (на санскрите - “мудрейший”). Наиболее известной из них была Баба Яга (или Йога). В переводе с санскрита “Баба Яга” означает – “Мудрейший, владеющий глубокими знаниями (йогой)”.
Баба Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего, часто лесного пространства.
Постепенно строгая хранительница рода и традиций превратилась в злобную старуху. Во времена борьбы с язычеством ей были даны уродливые черты, характер злобного демона. Но если читать сказки про Бабу Ягу, можно заметить, насколько часто она помогает героям выйти из затруднительного положения. А если убрать страшный образ Бабы Яги и заменить его на строгую бабушку, намного лучше будет понятна мудрость сказок, дошедших до нас.
И, наконец, "... царь Кащей над златом чахнет...". Это персонаж демонической природы, владыка темного царства» царства мертвых /"кощное царство"/, как и змей играет роль скупого хранителя сокровищ и похитителя земных красавиц. Кащей - кощь, кость, или "кощуна", то есть миф. Очень загадочный образ. И настоящее его значение в мифе-сказке еще на разгадано.
В нашем языке осталось слово "кощунство".
Последняя строчка пролога "Там русский дух... там Русью пахнет!" звучит как итог, звучит гордо. У Пушкина "русский дух" - это духовный мир Руси.
Этап 3. Герои славянской мифологии в музыке.
Во главе Пантеона князя Владимира был Перун — главный бог, покровитель
князя и дружины, также громовержец. Известно, что разгневанный Перун может
послать град, бурю, ливни, что приведет к неурожаю и голоду. С культом этого бога мы встречаемся в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», где на свадебном пиру Руслана и Людмилы народный сказитель Баян величает Перуна:
Мчится гроза, но незримая сила
Верных любви защитит.
Велик Перун могучий,
Исчезнут в небе тучи,
И солнце вновь взойдет.
( М.Глинка. Руслан и Людмила. Опера в пятидействиях с хорами и танцами. Либретто В. Ширкова)
В своей знаменитой арии Руслан просит Перуна ему помочь поразить врага:
Дай, Перун, булатный меч мне, но руке,
Богатырский, закаленный в битвах меч,
В роковую бурю громом скованный!
Чтоб врагам в глаза он грозой блистал,
Чтоб их ужас гнал с поля ратного!
Тут очевидна вера в то, что если Перун передает свое оружие герою, его победа
несомненна. В то же время, раскат грома воспринимается как недобрый знак:
Хор
Не даром грянул над главами
Перуна неизбежный гром!
Руслан
О, горе мне!
Хор
О, горе нам! (М. Глинка, там же)
Образ незримого высшего божества — Ярилы-Солнца господствует над
всем действием в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В
хорах-гимнах оперы композитор стремится как бы «реконструировать», свободно воссоздать музыкально-стилевой облик языческих ритуальных напевов. (хор «Свет и сила, бог Ярило»).
В четырех операх Н.А. Римского-Корсакова представлен цикл славянско-языческих празднеств. Так, действие "Майской ночи" связано с обрядами Троицкой (или русальной) недели. В "Снегурочке" представлен важный обрядовый момент — проводы Масленицы, символизирующий переход от зимы к лету. Празднование дня летнего солнцестояния и поворота солнца на зиму отображено в "Младе". Кульминацией весенне-летнего ритуала становится обрядовое действо в ночь на Ивана Купалу. В "Ночи перед Рождеством" композитор дополняет свой музыкально- языческий мир "вымершими поверьями", славящими Коляду. Таким образом, Римский-Корсаков сознательно создал в музыке цикл опер, имеющих прямые аналогии с древними языческими обрядами.
В операх русских композиторов мы можем также встретиться с образом так называемого псевдо-бога Леля – бога страсти и любви, супружества. Он благословлял людей на будничную жизнь на тернистом семейном пути. В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» Лель выступает своеобразным оберегом любви Руслана и Людмилы. Его образ представлен в Хоре «Лель таинственный», который написан в стиле русских обрядовых песен.
Лель таинственный! Упоительный!
Ты восторги льешь в сердце нам.
Славим власть твою и могущество,
Неизбежные на земле.
Ой, Дидо Ладо! Лель ! (М.Глинка, там же).
Кроме того, побочная партия Увертюры к опере построена на теме из Арии Руслана «О, Людмила, Лель сулил нам счастье», таким образом, уже во вступлении присутствует лейтмотив защитника любви Леля. С образом Леля мы также встретимся в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», в которой Лель будет персонажем «музыкально озвученным» тремя Песнями: протяжной, плясовой и хороводной.
Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба
Яга)» известной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки — воспоминание о
Викторе Гартмане», 1874 г., созданной им в память о своём друге, художнике и
архитекторе. Бабе Яге посвящена одноимённая симфоническая поэма композитора
А. Лядова, соч. 56, 1891—1904 гг., а также П. Чайковского в известном сборнике
музыкальных пьес для фортепиано «Детский альбом» 1878 года.
Леший в обрисовке Н. Римского-Корсакова в опере «Снегурочка» не
получает никаких сольных номеров, а характеризуется тритоновыми
аккордами.
Кикимора — отрицательный женский персонаж, тип домового. Тут возникают
прямые ассоциации с уникальным симфоническим «народным сказанием» А.К. Лядова
«Кикимора», литературной основой которого стало одно из сказаний русского народа,
записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор
открывает партитуру произведения: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах.
От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские.
С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова - то у неёмалым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.
Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».
Этап 4. Поиск отражения героев славянской мифологии в изобразительном искусстве.
Одним из художников, иллюстрировавших русскую сказку, был Виктор Васнецов. Хорошо известные его картины «Баба Яга», «Кощей Бессмертный».
Другим русским художником, посвятившим свое творчество иллюстрациям русских сказок стал И.Я. Билибин. В его творчестве мы находим изображения домового, кикиморы, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, русалок.
Героем картины «Пан» Врубеля стал самый настоящий Леший.
Пан — персонаж древнегреческой мифологии представлен на полотне ночью, на фоне типично русского пейзажа — тихих берёз, леса и реки. Да и само божество у Врубеля больше напоминает Лешего из русских сказок. Пейзаж освещает полурог луны, перекликаясь с рогами Пана. Доброту героя подчёркивают блестящие в сумраке ясные голубые глаза. В руке у него незаменимый атрибут — свирель.
Информации о героях славянской мифологии в живописи очень мало, нам удалось найти всего лишь три картины, но мы узнали, что герои славянских мифов получили воплощение в разных видах искусства.
В творчестве Ивана Крамского, Витольда Прушковского, Владимира Маковского, Сергея Малютина мы тоже встречаем героев славянской мифологии: Русалок, Кощея Бессмертного.
Подведение итогов.
В ходе работы мы убедились, что русские деятели искусств не могли обойтись в своем творчестве без образов славянской мифологии потому, что были воспитаны на русских сказках, былинах, прибаутках, пословицах и поговорках. Их вдохновляли образы раннего детства, няниных сказок. Мы попытались исследовать небольшой пласт русского искусства. За рамками исследования оказались многие произведения русских художников, композиторов, писателей. К сожалению, нами не были затронуты такие виды искусства как кино, мультипликация, театр.
Интернет ресурсы:
Рейтинг литературных сайтов
http://rating.rinet.ru/
http://dic.academic.ru/dic.
http://folk.ru/
http://rusfolklor.ru/
http://yunc.org/Фольклор
http://webhelper.info/blog/
http://www.licey.net/lit/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://smallbay.ru/rusart.html
http://www.zachetik.ru/ref-
http://ped-kopilka.ru/detskoe-
http://yandex.ru/clck/jsredir?
Также была использована
статья Смирновой Г.А: http://nsportal.ru/shkola/