Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа
^ Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
^ Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников
Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
Особенности нравственного развития младших школьников
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей
Глава II. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа формирования нравственных качеств.
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения
Заключение
Список литературы
Появление новых видов
деятельности у младшего школьника влечет
за собой формирование новых методов:
игровых, трудовых, учебных, к процессу
рисования и конструирования, изменяются
мотивы общения ребенка со взрослыми –
это интерес к миру взрослых, желание действовать
как взрослый, получать его одобрение
и сочувствие, оценку и поддержку. По отношению
к сверстникам развивается мотивы самоутверждения
и самолюбия. Особое место занимают мотивы
нравственные, связанные с отношением
к другим людям, усвоение норм поведения,
понимание своих поступков и поступков
других людей. Развиваются не только положительные
мотивы, но и отрицательные связанные
с упрямством, капризами, ложью.
В младшем школьном
возрасте большое значение имеют широкие
социальные мотивы – долга, ответственности
и др. Такая социальная установка важна
для успешного начала учения. Однако многие
из этих методов могут быть реализованы
только в будущем, что снижает их побудительную
силу. Познавательный интерес (интерес
к содержанию и процессу обучения) у большинства
детей даже к концу этого возраста находится
на низком или средненизком уровне. Большое
место мотивации младшего школьника занимают
узколичные мотивы – мотивация благополучия,
престижа. Среди этих мотивов первое место
занимает мотив «хочу получить хорошие
отметки». В то же время отметка снижает
активность детей, их стремление к умственной
деятельности. Отрицательная мотивация
(избежание неприятностей) не занимает
ведущего места мотивации младшего школьника.
[26, с. 97].
Формирование нравственной
самостоятельности осуществляется на
всех ступенях обучения.
Воспитательный процесс
строится таким образом, что в нем предусматриваются
ситуации, в которых школьник ставится
перед необходимостью самостоятельного
нравственного выбора. Моральные ситуации
для школьников всех возрастов ни в коем
случае не должны быть представлены или
выглядеть как обучающие, или контролирующие,
иначе их воспитательное значение может
быть сведено на нет.
Результат нравственного
воспитания появляется в отношениях школьников
к своим обязанностям, к самой деятельности,
к другим людям. [29, с. 168].
Чтение и разбор статей,
рассказов, стихотворений, сказок из учебных
книг помогает детям понять и оценить
нравственные поступки людей, указывает
Л.И.Матвеева. Дети читают и обсуждают
статьи, в которой ставятся в доступной
для них форме вопросы о справедливости,
чести, товариществе, дружбе, верности
общественному долгу, гуманности и патриотизме.
На уроке постоянно
возникают определенные деловые и нравственные
отношения между учащимися. Сообща решая
общие познавательные задачи, поставленные
перед классом, учащиеся общаются между
собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет
ряд требований, касающиеся действий учащихся
на уроке: не мешать остальным, внимательно
слушать друг друга, участвовать в общей
работе – и оценивать умения учеников
в этом плане. Совместная работа школьников
на уроке рождает между ними отношения,
характеризующиеся многими признаками,
которые свойственны отношениям в любой
коллективной работе. Отношение каждого
участника к своему делу как к общему,
умение согласовано действовать вместе
с другими для достижения общей цели, взаимная
поддержка и в то же время требовательность
друг к другу, умение критически относиться
к себе, расценивать свой личный успех
или неудачу с позиции сведенья структуры
учебной деятельности. Для того, чтобы
эти возможности урока реализовать практически,
учителю необходимо создавать в течении
урока ситуации, в которых у учеников была
бы возможность общения между собой. [21,
с. 52].
Общение детей возможно
на всех уроках. Дети придумывают примеры,
задачи, упражнения, и задания на определенное
правило, задают их друг другу. Каждый
может выбрать сам, кому он хочет задать
вопрос или задачу по структуре учебной
деятельности. Сидящие за одной партой
взаимно проверяют ответы, полученные
при решении задач и упражнений. Учитель
дает детям и такие задания, выполняя которые
надо обязательно обратиться к товарищу.
Урок, на котором дети
испытывают удовлетворение и радость
от успешно выполненной общей работы,
который пробуждает самостоятельную мысль
и вызывает совместные переживания учащихся,
способствует их нравственному развитию.
Итак, в младшем школьном
возрасте большое значение име5ют широкие
социальные мотивы – долга, ответственности
и т.д. При такой социальной установке
особенно значима учебная деятельность,
т.к. в данном школьном возрасте она начинает
формироваться, а от уровня сформированности
зависит успех всего обучения, поскольку
учебная деятельность является ведущей,
в процессе, который формирует основные
новообразования, и психическое развитие
ребенка идет интенсивно.
Только глубокое осмысление
научных основ содержания нравственного
развития вообще и творческий подход к
определению тех конкретных моральных
свойств и качеств, которые необходимо
формировать у учащихся младшего школьного
возрастают учителю правильную ориентировку,
как в планирование воспитательной работы,
так и в организации эффективного психолого-педагогического
воздействия на своих воспитанников.
Организуя нравственное
просвещение младших школьников, учитель
проводит работу по изучению реальных
знаний детей, выявляет возможные проблемы
и ошибки в сложившихся представлениях.
Критерии и уровни
сформированности нравственных качеств
мы рассмотрим в следующем параграфе.
^ 1.3. Критерии
и уровни сформированности нравственных
качеств детей.
На современном этапе
развития нашего общества активизация
человеческого фактора выступает как
одно из условий дальнейшего человеческого
прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной
школой ставиться задача подготовки общественного
гражданина, способного самостоятельно
оценивать происходящее и строить свою
деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи
связана с формированием устойчивых нравственных
свойств личности, ответственности, трудолюбия
школьников.
Прогресс воспитания
в школе строиться на принципе единства
сознания и деятельности, исходя из которого
формирование и развитие устойчивых свойств
личности возможно при ее деятельном участии
в деятельности. Практически любая деятельность
имеет нравственную окраску, в том числе
учебная, которая, по мнению советских
психологов, обладает большими воспитательными
возможностями. Для младшего школьного
возраста это особенно важно, поскольку
учебная деятельность выступает как ведущая.
В этом возрасте учебная деятельность
оказывает наибольшее влияние на развитие
школьников, определяет появление многих
новообразований. Причем, в ней развиваются
не только умственные способности, но
и нравственная сфера личности. В результате
регламентированного характера учебного
процесса, обязательного системного выполнения
учебных заданий у младшего школьника
складываются нравственные знания, характерные
для учебной деятельности, нравственного
отношения.
На этой основе у ребенка
меняется оценка происходящих событий,
его самооценка и поведение. Указанные
теоретические положения, выявленные
в результате ряда исследований советских
психологов, лежат в основе принципа единства
обучения и воспитания. Этот принцип, строящийся
на том, что в процессе учебной деятельности
возможна реализация не только обучающей,
но и воспитывающей функции, находит широкое
применение в школьной практике.
Вместе с тем, остается
не выясненным вопрос об использовании
нравственных качеств, сформированных
в процессе обучения, в других видах деятельности
школьника. Поэтому полученные данные
о сформированности нравственных качеств
школьника являются, в какой то мере условными.
При измерении в результат нравственного
воспитания и развития обычно включается
лишь конечный результат, а все промежуточные
звенья не принимаются в расчет. В связи
с этим результативность сформированности
нравственных качеств оценивается только
по внешним показателям, без учета сложных
внутренних изменений. При выявлении взаимосвязи
между условием и развитием личности не
выделяются педагогические влияния. Кроме,
того, не учитываются количественные показатели,
касающиеся закономерно повторяющихся
факторов и явлений, влияющих на личность
ученика. Следует иметь в виду, что некоторые
исследователи намерены получить проявление
определенного уровня воспитанности в
более короткие сроки. В действительности
эту результативность можно получить
в ощутимом виде только после «прохождения»
школьником определенного возрастного
этапа развития.
Не разработанность
показателей для измерения нравственных
качеств, а также методов ее изучения и
обработке диагностического материала,
характеризующего формирование этой личности,
не дает возможности до конца объективно
устанавливать достигнутый уровень сформированности.
Таким образом, оптимальные
условия сформированности нравственных
качеств учащихся и его показатели должны
рассматриваться с педагогических позиций,
предполагающих использование системы
разнообразных средств учета.
Провести глубокое
и разностороннее изучения уровня сформированности
нравственных качеств школьника с помощью
какого – либо одного изолированного
способа совершенно невозможно, поэтому
наиболее эффективной системой изучения
оказывается та, которая из совокупного
применения различных вариантов педагогического
наблюдения, бесед с учащимися, родителями,
специальными анкетными опросами, анализом
письменных работ учащихся, выполняемых
в ходе учебных и внеклассных занятий.
В связи с этим, нами
было предпринято исследование по формированию
нравственных качеств младших школьников
на уроках литературного чтения. Мы ставили
перед собой следующие цели: определить
уровень сформированности нравственных
качеств, складывающихся в учебной деятельности;
выявить возможность их использования
в реальном поведении школьников.
В качестве исходного
материала, на котором изучалось первоначальное
представления младших школьников, были
выбраны такие нравственные качества,
как «ответственность» и «доброжелательность»,
которые очень актуальны на современном
этапе жизни общества. Анализ литературы
позволил выделить основные содержательные
характеристики этих качеств. При определении
ответственности указывалось на добровольное
принятие обязательств при проявлении
объективной необходимости, строгое соблюдение
принятых обязательств с учетом реальных
условий, готовность отчитаться за текущие
и перспективные результаты своей деятельности,
соотнесение своих условий и их возможных
последствий с интересами других людей.
Нравственная норма
«доброжелательность» характеризовалась
в большей мере взаимоотношениями между
людьми. Доброжелательность определяется
нашими познаниями, как стремление видеть
в другом положительные качества, вера
в возможность изменения человека к лучшему
и в его способности, готовность прийти
на помощь советом и делом.
На указанные признаки
нравственных качеств мы ориентировались
при определении особенностей нравственного
опыта испытуемых.
В зависимости от полноты
формирующихся качеств, проявляемой личностью
общественной непроявленности и нравственной
позиции, от соотношения внешней регуляции
и внутренней саморегуляции можно выделить
три уровня сформированности нравственных
качеств (высокий, средней, низкий).
Показатель того, что
испытуемый имеет относительно низкий
уровень знаний о нравственных качествах,
является то, что они обычно не видят нравственную
проблему там, где она есть. Испытуемые
данной группы обычно предполагают способы
поведения, не соответствующие нравственной
норме. Этот факт мы показываем, как показатель
низкого уровня знаний о нравственных
качествах и способах. Нравственные отношения
у школьников данной группы имеют свои
отличительные особенности.
При характеристике
поступка героя рассказа, нарушаемого
моральную норму, учащиеся обычно оценивают
его положительно или нейтрально, не видя
моральной нормы. Другие, хотя и чувствуют,
что герой рассказа поступает, не совсем
правильно, но пытаются найти ему оправдание.
На среднем уровне
выделяются испытуемые, у которых знания,
отношения и способы поведения отличаются
в лучшую сторону, в сравнении с учащимися
с низким уровнем сформированности нравственных
качеств. Прежде всего, у этих школьников
нравственные знания в основном соответствуют
норме. Знания о способах поведения у испытуемых
также достаточно развиты. Знания о нравственных
переживаниях у них обычно соответствуют
норме, но в то же время учащиеся не различают
оттенков в переживаниях и ограничиваются
чаще всего высказываниями: «плохо» и
«хорошо». Хотя в целом, нравственные знания
у этих учащихся по степени соответствия
норме, выше, чем у группы с низким уровнем
нравственных качеств. Но при этом обобщенность
их знаний довольна низка. Нравственные
знания у этих учеников находятся на уровне
представлений, хотя по своей глубине
и широте они намного отличаются от знаний
учащихся с низким уровнем нравственных
качеств.
Таким образом, оставшиеся
будут образовывать группу с высоким уровнем
нравственных качеств. Все проявления
нравственных качеств у этих школьников
характеризуются высокой степенью соответствия
норме.
Они предполагают 3-4
существенных признака ответственности
и доброжелательности. Этот факт указывает
на глубокое содержание нравственных
норм. Для нравственных отношений испытуемых
этой группы характерна степень соответствия
норме и устойчивость. Оценочные суждения
достаточно критичны, а при их обосновании
ученики исходят из нравственного содержания
норм.
Признаки разных уровней
сформированности выделяемого комплекта
качеств сведены в таблицу [1]. В ней представлены
показатели и признаки сформированности
разных уровней нравственных качеств.
^ Уровни сформированности
нравственных качеств.
Таблица 1
Высокий уровень |
|
|
|
|
|
Хотя эти уровни сформированности
и не учитывают всех качеств личности,
но они позволяют, увидишь сущность изучаемого
явления, понять мотивы поведения учащихся
через их отношение к деятельности, сверстникам,
самим себе.
Однако в реальном
процессе воспитания подобные типы нравственного
поведения редко выступают в чистом виде.
Поэтому, выделяя учащихся с более высокой,
средней и низкой нравственной воспитанностью;
учителю необходимо четко определить
как совокупность их положительных свойств
и качеств, так и имеющие моральные недочеты,
над преодолением которых нужно работать
в дальнейшем.
Смысл изучения учащихся
в том и состоит, чтобы со знанием дела
намечать (прогнозировать) перспективы
воспитательной работы и осуществлять
ее с учетом особенностей школьников.
Учитель обязан знать, какие качества
должны быть сформированы у школьника,
окончившего начальные классы и получившего
первоначальное воспитание.
^ ВЫВОДЫ ПО
I ГЛАВЕ
Изучив и проанализировав
психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме: «Теоретические
основы формирования нравственных качеств
младших школьников» мы сделали следующие
выводы:
^ ГЛАВА 2.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
2.1. Содержание
уроков литературного чтения, как основа
формирования нравственных качеств младших
школьников. Основная цель литературного
образования – приобщение учащихся богатствам
отечественной и мировой художественной
литературы, развитие их способности эстетического
воспитания и оценки явлений литературы
и отраженных в ней явлений жизни и на
этой основе формирование эстетических
вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной
позиции.
Достижение этой цели
предполагает:
Кратко, в «рабочем
виде» цель литературного образования
может быть представлена следующим тезисом:
через подготовку квалифицированного
читателя – к формированию духовно полноценной
личности.
Согласно государственным
программам, обязательный минимум содержания
образования по литературе можно представить
таблицей [2].
Обязательный минимум содержания образования
по литературе.
(Вербицкая М.В., Волошина О.И.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-й класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-й класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-й класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курс литературного
чтения должен решать следующие задачи:
а) развивать у детей
способность полноценно воспринимать
художественные произведения, сопереживать
героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный
язык художественного произведения;
б) развивать поэтический
слух детей, воспитывать художественный
вкус;
в) обогащать чувственный
опыт ребенка, его реальное представление
об окружающем мире и природе.
^ Ситуации,
создаваемые на уроках, должны быть направлены
на то, чтобы;
Курс литературного
чтения, который обеспечивается учебниками
«Родная речь» авторов В.Г.Горецкого, М.В.Голованова,
Л.Ф.Климановой (в дополнение к учебникам
можно использовать книги тех же авторов
– «Читаем сами, обсуждаем вместе»; «Семейное
чтение») призван вести ребенка в мир художественной
литературы. Литературное чтение пробуждает
у детей интерес к словесному творчеству
и к чтению художественных произведений.
Учебные программы
предполагают такое содержание учебных
книг, их структуру и методику обучения,
которые строятся на основе двух ведущих
принципов: художественно-эстетического
и литературного.
^ Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию
отбора произведений для чтения, и поэтому
в круг чтения младших школьников вошли
преимущественно художественные тексты.
Внимание детей привлекается к тому, что
перед ними не просто познавательные интересные
тексты, а именно произведения словесного
искусства, которые раскрывают перед читателем
богатство окружающего мира и человеческих
отношений, рождает чувство гармонии,
красоты, учат понимать прекрасное в жизни,
формирует в ребенке собственное отношение
к действительности. Этот принцип предполагает
установление межпредметных связей с
другими видами искусство.
^ Литературоведческий
принцип в его преломлении
к особенностям начального этапа обучения
реализуется при анализе художественного
текста, выдвигая на первый план художественный
образ как общий язык искусства в целом
и литературы в частности.
Слово становится объектом
внимания читателя и осмысливания им как
средство создания словесно-художественного
образа, через который автор выражает
свои мысли, чувства, идеи. При анализе
произведения этот принцип нацеливает
на рассмотрение таких аспектов произведения,
как тема, проблематики, художественная
форма, композиция, нравственная идея.
Предмет литературы
М.Горький называл предметом человековединия,
а сами уроки литературы, русской словесности
Твардовский определил, как уроки нравственного
прозрения. Прозреть – значит увидеть
ранее не виденное.
Сейчас в школу приходят
очень сложные ребята, не читающие, не
интересующиеся книгой вообще, классикой
тем более.
Какие цели должен
поставить перед собой учитель? Как найти
взаимодействие с каждым из учащихся,
привлечь его внимание к литературе?
Учитель на уроке ставит
нравственную задачу, цель: через соотношение
с человеческими истинами закрепить в
сознании, душе учащихся важные нравственные
заповеди: не согреши, не лукавь, не иди
на сделку со своей совестью.
На уроках литературного
чтения рассматриваются через изучение
произведения такие понятия как добро,
зло, смирение, искушение и формируются
такие нравственные качества: дружба,
помощь, ответственность и т.д.
Чтение и разбор статей,
рассказов, стихотворений, сказок из учебных
книг помогают детям понять и оценить
нравственные поступки людей, указывает
Л.И.Матвеева. дети читают и обсуждают
статьи, в которых ставится в доступной
для них форме вопросы о справедливости,
честности, товариществе, дружбе, верности
общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Очень важно обратить
внимание детей на проявление не только
добра, но и зла, воспитывать у них желание
выступать против несправедливости, жестокости,
нечестности. Поведение героя литературного
произведения для младших школьников
не редко служит эталоном, по которому
он и оценивает поступки товарищей и свои
собственные.
В.А. Сухомлинский считал,
что хорошо поставленное чтение в начальных
классах создает прочную основу для выполнения
детьми творческих работ, развивает их
мышление, воображение, речь, нравственные
качества: «никто так не организует поведение
учащихся и не воспитывает их волю, как
эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные
художественные образы». Воспитание художественным
словом приведет к большим изменениям
в эмоциональной сфере ребенка, что способствует
появлению у него живого отклика на различные
события жизни.
Чтение художественных
произведений в начальных классах – один
из важных источников формирования нравственных
качеств детей. Художественное произведение
как образное отражение действительности
воздействует на мысли, чувства, воображение
детей, оказывает действенное влияние
на их поведение.
К.Д.Ушинский писал:
«…то литературное произведение нравственно,
которое заставляет дитя полюбить нравственный
поступок, нравственную мысль, выраженное
в этом произведении.
Говоря, об этической
направленности детской литературы В.Г.Белинский
резко выступил против назойливого морализирования.
По его мнению, художественное произведение
должно затрагивать душу ребенка, чтобы
у него появилось чувство сопереживания,
сочувствия горю.
С.П. Резодубов писал,
что «культура чувств невозможна без глубокого
понимания душевного состояния человека.
А такое понимание приходит тогда, когда
он мысленно ставит себя на место того,
кто переживает печаль или тревогу».
Выбор произведений
в курсе «Литературное чтение» отличается
разнообразием тематик, стилем, языком
стихотворений, сказок, рассказов и т.д.
– проникновенностью. Вызывает необходимый
резонанс, который позволяет, не нарушая
художественной условности, обратится
к реалии жизни, определяющим духовный
рост ребенка. Материал и содержание уроков,
дают возможность «наблюдать» искусственно
созданные модели поведения практически
в любой жизненной ситуации. Уроки литературного
чтения – богатый источник переживаний,
личного интеллектуально – эмоционального
опыта внутреннего поведения – не только
способствует созданию и обогащению картины
мира читателя, но и позволяет ему в процессе
анализа ситуации приобретать знания
о принятых в обществе нормах поведения
и общения, о вариантах решения нравственных
задач, переживать понимание и вырабатывать
оценку происходящему. Оценка, по определению
Л.И.Рувинского, есть «условие установления
связей между знаниями и переживаниями».
Мыслительно-эмоциональному «переносу»
ребенка в ситуацию, описываемую в произведении,
помогает способность идентифицировать
себя с героем произведения или другим
человеком.
Чувства, возникающие
у школьника по отношению к другим людям,
переносятся им на персонажей художественных
произведений. В процессе такого переноса
могут возникать сильные переживания
и образовываться интеллектуально - эмоциональные
связи, в основе которых лежит формирование
нравственных качеств. Особый характер
сопереживания ребенком литературному
герою выражается в стремлении действовать
вместе с ним, самому становиться как бы
соучастником изображенных поступков
действующих лиц. Однако, как отмечает
Л.Н.Рожина, «…отношение к герою и его
оценка у младшего школьника основывается,
прежде всего, на анализе его отдельных
поступков и очень редко – качеств, проявляющихся
в них». Это объясняется тем, что при чтении
художественного произведения дети сосредотачивают
свое внимание на действиях и поступках
героев. У младших школьников отсутствует
достаточно четкие представления относительно
содержания определенных качеств. Это
ставит перед учителем задачу помочь учащимся
разобраться в том, какое качество проявляется
в том или ином случае. Подводя детей к
осознанию проявляемых литературным героем
или их сверстником качеств, учитель помогает
понять цели, смысл поведения и нравственных
результатов.
В течение всего курса
обучения «Литературному чтению» ребенок
получает возможность «наблюдать» проявление
нравственных качеств в разных ситуациях,
описанных в художественных произведениях
или взятых из жизни. Анализ предлагаемых
моделей поведения дает богатый материал
для накопления этических знаний и формирования
представлений и понятий о нравственном
поведении.
Особое место в курсе
занимает лирические произведения. Лирики,
в отличии от эпоса, выражает субъективные
переживания автора. В лирическом стихотворении
авторские чувства не всегда выражаются
напрямую. При анализе лирического произведения
ученики не остаются равнодушными: рассуждают,
фантазируют, ищут средства художественной
выразительности, а самое главное, учатся
сопереживать и понимать чувства автора,
тему и идею произведения. На таких уроках
у ребенка формируется такие нравственные
качества как: умение толковать поэтический
текст, понимание слова поэта, любовь к
поэзии. Стихи учат детей понимать многие
человеческие чувства, вызывать определенное
настроение, изменить его. Они становятся
основой поэтического взгляда на мир и
образуют с течением времени систему художественных
воздействий, проникнутых любовью к родной
природе, родной речи, родине.
Формирование нравственных
качеств детей происходит и на самом уроке.
Ведь на уроке постоянно возникают определенные
деловые и нравственные отношения между
учащимися. Сообща решая общие познавательные
задачи, поставленные перед классом, учащиеся
общаются между собой, влияют друг на друга.
Учитель предъявляет ряд требований, касающиеся
требований, касающихся деятельности
учащихся на уроке: не мешать остальным,
внимательно слушать друг друга, участвовать
в общей работе и оценивать умения учеников
в этом плане. Совместная работа школьников
на уроке рождает между ними отношения,
характеризующиеся многими признаками,
которые свойственны отношением в любой
коллективной работе. Отношение ученика
к своему делу как к общему, умение согласовано
действовать вместе с другими для достижения
общей цели, взаимная поддержка ив то же
время требовательность друг к другу,
умение критически относится к себе, расценивать
свой личный успех или неудачу с позиции
сведенья структуры учебной деятельности.
Для того, чтобы эти возможности урока
реализовать практически, учителю необходимо
создавать в течении урока ситуации, в
которых у учеников была бы возможность
общения между собой.
Итак, формирование
нравственных качеств детей происходит
на уроке. И содержание уроков литературного
чтения – верное средство для этого. Для
выявления уровня сформированности нравственных
качеств школьников необходимо использовать
произведения разных видов искусства,
а в качестве основной формы работы проводить
беседы с учащимися на нравственные темы.
Этому вопросу и посвящается
следующий параграф нашего исследования.
^ 2.2. Методы
и средства формирования нравственных
качеств детей на уроках литературного
чтения.
Как сделать урок чтения,
наполненный мыслью, чувствами? Как повести
ребенка 6-9 лет в мир сопереживанию герою?
Ведь только то оставляет след в душе маленького
человека, что прошло через его чувства,
и уроки чтения способствуют этому.
По словам К.Д.Уминского,
«чтение – это упражнение в нравственном
чувстве», поэтому наиглавнейшая задача
уроков чтения – нравственное развитие,
становление личности ребенка, обогащение
души через чтение, размышление, через
чувства.
Раскрыть замысел автора,
т.е. выявить главную мысль произведения,
сделать идейный вывод – над этими вопросами
следует работать в большей мере на уроках
чтения. Ведь писатели, «художники слова»,
- это великие мудрецы, которые учат нас
жить. Создавая произведение, даже самое
маленькое по объему, они закладывают
в него нравственную, научно-познавательную
или эстетическую ценность; делясь своими
ошибками, предупреждают наши; учат нас
разбираться в жизненных коллизиях, искать
выход, из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
И у реки чтения в этом плане дают богатую
возможность для формирования нравственных
качеств и развития разума: учат сопоставлять,
оценивать, делать умозаключения, «извлекать
тайну», оставшуюся за пределом слов.
В основу работы над
текстом берется деталь произведения,
иначе говоря – авторское слово. Это помогает
постановке проблемного вопроса, чтобы
ярче и полнее выделить идею произведения.
В течение всего курса
обучения ребенок получает возможность
«наблюдать» проявление нравственных
качеств в разных ситуациях, описанных
в художественных произведениях или взятых
из жизни. Анализ предлагаемых моделей
поведения дает богатый материал для накопления
этических знаний и формирования представлений
и понятий о нравственном поведении.
Определение понятий
раскрываются на уроках по- разному: