Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

^ Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

^ Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников

Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников

Особенности нравственного развития младших школьников

Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей

Глава II. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа формирования нравственных качеств.

2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.docx

— 108.79 Кб (Скачать файл)

 
 
 
Сравним результаты 1 и 2 констатирующего эксперимента в экспериментальном классе (Таблица 5) 
 
 
^ Таблица 5 
 
Сравнительная таблица уровней сформированности нравственных качеств.

 
Уровни сформированности нравственных качеств у учащихся

 
1 констатирующий эксперимент

 
2 констатирующий эксперимент

 

 

 
Кач.

 
Количест.

 
Кач.

 
Количест.

 
Высокий

 
12%

 
3 чел.

 
92%

 
23 чел.

 
Средний

 
20%

 
5 чел.

 
4%

 
1 чел.

 
Низкий

 
68%

 
17 чел.

 
4%

 
1 чел.


 
 
На основе этой таблицы была построена диорама [2] уровней сформированностей нравственных качеств младших школьников в экспериментальном классе до и после эксперимента.

 

Прежде всего, проанализируем изменения сформированности нравственных качеств в экспериментальном классе. Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментального класса разделились на 3 группы – с низким, среднем, и высоким уровнем сформированности нравственных качеств. 
 
В то же время изменился их качественный состав. Так количество учащихся с низким уровнем сформированности составляет – 1 чел. от выборки, со среднем уровнем – 1 – чел., и с высоким – 23чел. 
 
При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 16 чел., со среднем уровнем на 4 чел., с высоким уровнем увеличилась на 20 чел. 
 
В целом 20 человек испытуемых изменили свое положение , и попали в группу с более высоким уровнем сформированности нравственных качеств. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующегося эксперимента у школьников сформированные нравственные качества достигли высокого уровня. 
 
Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых отмечаются и некоторые качественные особенности нравственные качеств. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственных норм. Повышалась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. 
 
В контрольном классе, значительных изменений не наблюдается в сравнении с результатами первого этапа эксперимента. Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта на уроках литературного чтения у испытуемых экспериментального класса произошло в результате целенаправленного формирования нравственных качеств. 
 
Подводя итоги экспериментальной работы, следует отметь, что литературное произведение это основа формирования нравственных качеств учащихся, повышающей уровень нравственности человека. 
 
Литературное чтение - это особенные уроки. Они включают целую систему прозаических, поэтических, музыкально поэтических и литературных жанров. 
 
В течении многих веков сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа . 
 
Уроки литературного чтения, как мы экспериментально доказали, являются основой формирования нравственных качеств детей в воспитательном- образовательном процессе. 
 
 
^ ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ. 
 
Изучив, проанализировав учебные планы и программы, а также педагогический опыт по проблеме: «Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения» мы сделали следующие выводы: 

    1.  
      содержание уроков литературного чтения воздействует на мысли, чувства, воображения детей; оказывают действенное влияние на их поведение; дает возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения в любой жизненной ситуации; учит понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение и менять его. 
    2.  
      формированию нравственных качеств способствуют различные методы: бееды; соревнования, при этом могут применяться все возможные средства для достижения поставленной цели: рисунки картины и т.д.
    3.  
      разработанная программа формирования нравственных качеств и реализованная в ходе формирующего эксперимента дала положительную динамику сформированности нравственных качеств учащихся экспериментального класса.

 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 
Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.  

  1.  
    В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.
  2.  
    Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.
  3.  
    Формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения обеспечивается следующими условиями:

 
- формирования нравственных  качеств младших школьников осуществляется  с учетом их психофизического  и индивидуальных особенностей  их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься  монотонной деятельностью; недостаточная  четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и  практическим применением; неравномерность  применения вежливого общения  со взрослыми и сверстниками (в  быту, школе, на улице) – использование  таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить  формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности  и др. 
 
- содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д. 
 
Исследование подтверждает, что формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения способствует повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивает нравственное развитие личности в учебной деятельности.  
 
И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми , внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Но это ли главная цель учителя? 
 
На основе результата качественных и количественных результатов делаем вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. 
 
 
Приложение 1 
 
Метод незаконченных рассказов 
 
 
Цель: выявление понимания учащимися нравственных норм, знания способов поведения, знания переживаний, возникающих в человеке в случае соблюдения ими несоблюдения моральных норм. 

  •  
    Если бы ты гулял во дворе с другими и кто – нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
  •  
    Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинка в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
  •  
    Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватило кубиков. Что ты бы сделал? При ответе дал бы свой, задается дополнительный вопрос: «А если тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»
  •  
    Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

 
 
 
Беседа по сюжетному рассказу. 
 
Примерные вопросы: 

  1.  
    Хорошо ли поступил Петя или плохо?
  2.  
    Как бы ты поступил на его месте?
  3.  
    Почему? и т.д.

 
 
 
Приложение 2 
 
 
Беседа по вопросам. 
 
Цель: выявление представлений о понятии таких нравственных качеств как доброта, дружба, забота, помощь. 
 
Какого человека называют добрым? 
 
Какого человека называют другом? 
 
Что значит, помочь кому – то? 
 
Что значит, заботится о ком – то? 
 
Оценка результатов группировалась по принципу: 
 
Неполный ответ; 
 
Предлагает, но не верно; 
 
Правильный и полный ответ. 
 
Правильными считались ответы: 
 
Добрый – делает добро, не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет, не обижает, ласковый. 
 
Друг – товарищ, хорошо относится, спасает, выручает, верный. 
 
Помогать – делать за кого – то что – то, когда кому – то тяжело, когда много дел, когда попросят. 
 
Заботится – помогать кому – то, кто меньше, когда кому-то плохо. 
 
 
^ Беседа с использованием морального выбора. 

  •  
    «Ваш товарищ на уроке затрудняется решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»
  •  
    Урок рисования.

 
«Раскрасьте варежки ( даются заготовки – варежки, из расчета одна пара на двоих детей и цветные карандаши, каждого цвета по 2). Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договориться между собой, как будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим»  
 
 
Приложение 3 
 
Анкета 
 
 
Цель: выявление знаний о понятии таких нравственных качеств как ответственность и доброжелательность; о нравственных нормах 
 

  1.  
    Что такое ответственность?
  2.  
    Как ведет себя безответственный человек?
  3.  
    Как ведет себя ответственный человек?
  4.  
    Что такое доброжелательность?
  5.  
    как ведет себя недоброжелательный человек?
  6.  
    как ведет себя доброжелательный человек?

 
 
Работа над ошибками. 
 
Текст: «Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя. 
 
- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово! 
 
Садись, Федя, - Сказала Елена Николаевна и нахмурилась. – Сейчас ты допустил несколько ошибок ». Сколько? 
 
 
Приложение 4 
 
Б.Л.Пастернак «Золотая осень». 
 
Цели урока: 

  1.  
    Познакомить со стихотворением Б.Л.Пастернака.
  2.  
    Развивать умения работать в группе; оценивать работу товарищей.
  3.  
    Воспитывать чувство ответственности и доброжелательности, коллективизма.

 
Оборудование : 4 карточки с текстами; картинки: вяз, ясень, осина. 
 
Ход урока 

  1.  
    Организационный момент
  2.  
    Проверка домашнего задания чтения сочинений
  3.  
    Постановка цели. Актуализация знаний
  1.  
    учитель загадывает загадку о времени года, об их особенностях и о том, как поэты видят и чувствуют природу.
  1.  
    Творческое задание.

 
Класс делится на 4 группы. Учитель раздает карточки. На каждой карточки деформированный текст об одном из времен года. Дети должны убрать из текста предложения, которые не относятся к описанию одного из времен года. 
 
- Каждая группа получает карточку. Прочитайте название текста (1,2,3 и 4 группа) 
 
- На каждой карточке дан текст описание одного времени года. Вы должны внимательно прочитать текст, определить какие явления природы подходят к описанию нужного вам времени года. 
 
- прочитайте оставшийся текст. Объясните, почему вы вычеркнули остальные предложения. 
 
IV. Физкультминутка. 
 
V. Работа над новым материалом. 
 
1. Послушайте стихотворение. 
 
2. Вопрос после прослушивания. 
 
3. Подготовка к выразительному чтению. 
 
- Прочитайте про себя и продумайте, какую задачу вы поставили перед собой, читая в слух это стихотворение? 
 
- хотите ли передать отношение автора к увиденной картине, хотите ли вызвать в слушателях какие то чувства? 
 
-Прочитайте стихотворение выразительно. Прошу класс слушать внимательно, вдумчиво и сравнить выступления своих товарищей, дать им оценку.(2-3 чел. Читают выразительно, затем дети обсуждают услышанное. Важно: учить детей доброжелательно относиться к товарищам, высказывать свое мнение в мягкой, негрубой форме.) 
 
^ VI. Итог урока. 
 
VIII. Д.З 
 
Выразительное чтение. 
 
Нарисовать иллюстрацию и сделать подпись строками стихотворения. 
 
Творческое задание: сочинить стихотворение об осени. 
 
 
Приложение 5 
 
Урок- обобщение по теме: «по страницам детских журналов» 
 
 
Цели урока: 

  1.  
    Провести диагностику скорости чтения, умения концентрировать и распределять внимание.
  2.  
    Помочь детям повторить и обобщить материал раздела.
  3.  
    Воспитывать и развивать умение работать в парах, ответственность, доброжелательность по отношению к своим товарищам.

 
Оборудование: 
 
Корректурные пробы на столах у детей, тексты для проверки техники чтения, выставка творческих работ учащихся, карточки с отрывками произведений детских писателей и поэтов. 
 
Ход урока: 
 
^ I. Организационный момент. 
 
II. Постановка цели урока. 
 
-Сегодня я объявляю конкурс на лучшего знатока детской литературы. Кроме этого мы проведём диагностику скорости чтения и потренируем внимание. 
 
III. Проверка домашнего задания. 
 
Дети читают стихи собственного сочинения. 
 
^ IV. Обобщение и повторение. Проверка знаний. 
 
1. Работа с корректурными пробами. 
 
-зачеркните все буквы Н, буквы П обведите в кружочек, а буквы Е в квадрат. На работу отводится 2 минуты, затем дети обмениваются листами в парах и проверяют друг у друга работы карандашами другого цвета. 
 
2. ^ Конкурс «Вспомни, кто написал». 
 
Детям раздаются карточки с отрывками из произведений, которые изучались в этом разделе. (Маршак, Барто, Михалков, Благинина, Ермолаев, Остер, Сеф). Задача – прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора. 
 
3. Игра «Откуда я взялся?» 
 
^ V. Физкультминутка. 
 
VI. Обобщение и повторение. 
 
1. Игра «Анаграммы». 
 
2. Чтение наизусть любимых стихотворений детских поэтов. 
 
3. Диагностика скорости чтения. 
 
- По моей команде вы начнёте читать текст жужжащим чтением. После моего сигнала остановитесь, и поставьте галочку, после того слова, которое прочитали последним. Учитель засекает 2 минуты. Работы проверяет учитель или дети, обменявшись листами с соседями по парте, не забывая делить количество слов на 2! Если позволяет время, можно провести анализ понимания отрывка, собрав листы и попросив детей ответить на вопросы, данные после текста. (Текст для проверки скорости чтения) Вопросы по содержанию текста. 
 
^ VII. Итог урока. 
 
Домашнее задание – нарисовать иллюстрацию к любимому произведению.  
 
 
Список используемой литературы: 
 
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998. 
 
2. Аристотель. Сочинения в 4 – х томах – М: 1984, т.4 
 
3. АрхангельскийН.В. Нравственное воспитание – М: Просвящение, 1979. 
 
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М: Просвящение1988. 
 
5. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии – М: Просвящение,1975. 
 
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников – М: Просвящение, 1979. 
 
7. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов – М: Просвящение, 1978. 
 
8. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М: Просвящение, 1978 
 
9. Дереклеева «Справочник классного руководителя» (1-4 класс)М: Просвящение, 2003 
 
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка – М:1979, т.11 
 
11. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 1977 
 
12. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности: 1977 
 
13. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвящение, 1979 
 
14. Контарбаев И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания: Просвящение, 1996 
 
15. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Просвящение 1987 – 386 с. 
 
16. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. 1983 
 
17. Краткий словарь по философии: 1982 
 
18. Крупская Н.К. Задачи школы 1 ступени: Просвящение, 1978 
 
19. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Просвящение,1976 
 
20. Марьенко И.С. Нравственные становления личности школьника: Просвящение, 1985 
 
21. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения: 1989 
 
22. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению» 
 
23 Мухина В.С.»шестилетний ребенок в школе»: Просвещение 1986 
 
24. Сочинение в 2 – х томах: 1988 
 
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 – издание: 1995 
 
26. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б.: 1987 
 
27. Регушо Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности: ЛГИПИ им. Герцена 1983. 
 
28. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 1980, т. 2 
 
29. Улодов А.К. Нравственное воспитание: 1979 
 
30. Уранбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки: 1999 
 
31. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М: 1985,т. 2 
 
32. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций – М: Просвящение, 1990 

Информация о работе Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения