Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа
^ Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
^ Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников
Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
Особенности нравственного развития младших школьников
Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей
Глава II. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Содержание уроков литературного чтения как основа формирования нравственных качеств.
2.2 Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения
Заключение
Список литературы
Сравним результаты
1 и 2 констатирующего эксперимента в экспериментальном
классе (Таблица 5)
^ Таблица
5
Сравнительная
таблица уровней сформированности нравственных
качеств.
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе этой таблицы
была построена диорама [2] уровней сформированностей
нравственных качеств младших школьников
в экспериментальном классе до и после
эксперимента.
Прежде всего, проанализируем
изменения сформированности нравственных
качеств в экспериментальном классе. Как
и на первом этапе исследования, испытуемые
экспериментального класса разделились
на 3 группы – с низким, среднем, и высоким
уровнем сформированности нравственных
качеств.
В то же время изменился
их качественный состав. Так количество
учащихся с низким уровнем сформированности
составляет – 1 чел. от выборки, со среднем
уровнем – 1 – чел., и с высоким – 23чел.
При сравнении с первым
этапом эксперимента оказалось, что группа
с низким уровнем уменьшилась на 16 чел.,
со среднем уровнем на 4 чел., с высоким
уровнем увеличилась на 20 чел.
В целом 20 человек испытуемых
изменили свое положение , и попали в группу
с более высоким уровнем сформированности
нравственных качеств. Этот факт свидетельствует
о том, что в результате формирующегося
эксперимента у школьников сформированные
нравственные качества достигли высокого
уровня.
Помимо количественного
изменения, у некоторых испытуемых отмечаются
и некоторые качественные особенности
нравственные качеств. Прежде всего, школьники,
обосновывали свои ответы, стали чаще
ориентироваться на содержание нравственных
норм. Повышалась способность выделять
нравственную проблему в ситуациях нравственного
выбора. Оценки поступков стали более
критичны не только по отношению к другому
человеку, но и к самому себе.
В контрольном классе,
значительных изменений не наблюдается
в сравнении с результатами первого этапа
эксперимента. Это позволяет сделать вывод
о том, что приращение нравственного опыта
на уроках литературного чтения у испытуемых
экспериментального класса произошло
в результате целенаправленного формирования
нравственных качеств.
Подводя итоги экспериментальной
работы, следует отметь, что литературное
произведение это основа формирования
нравственных качеств учащихся, повышающей
уровень нравственности человека.
Литературное чтение
- это особенные уроки. Они включают целую
систему прозаических, поэтических, музыкально
поэтических и литературных жанров.
В течении многих веков
сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки
любовно и мудро поучают ребенка, приобщают
его к высокой моральной культуре своего
народа .
Уроки литературного
чтения, как мы экспериментально доказали,
являются основой формирования нравственных
качеств детей в воспитательном- образовательном
процессе.
^ ВЫВОДЫ ПО
II ГЛАВЕ.
Изучив, проанализировав
учебные планы и программы, а также педагогический
опыт по проблеме: «Педагогические условия
формирования нравственных качеств младших
школьников на уроках литературного чтения»
мы сделали следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблему нравственности
исследовали и философы, и психологи, и
педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Так как очень часто не удается оградить
детей и подростков от дурного влияния
негативных явлений действительности,
от не лучших образцов поведения людей
не соответствующих нравственно-этическим
нормам нации.
- формирования нравственных
качеств младших школьников
- содержание изучаемого
материала раскрывает нравственные проблемы:
добра и зла; нравственного выбора; жизненных
ценностей и т.д.
Исследование подтверждает,
что формирования нравственных качеств
детей на уроках литературного чтения
способствует повышению уровня воспитательной
подготовки учащихся в школе, обеспечивает
нравственное развитие личности в учебной
деятельности.
И наши дети, воспитанники
станут высоконравственными личностями:
вежливыми , внимательными к другим людям,
научатся бережно относиться к труду.
Но это ли главная цель учителя?
На основе результата
качественных и количественных результатов
делаем вывод, что выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась.
Приложение
1
Метод незаконченных
рассказов
Цель: выявление понимания
учащимися нравственных норм, знания способов
поведения, знания переживаний, возникающих
в человеке в случае соблюдения ими несоблюдения
моральных норм.
Беседа по
сюжетному рассказу.
Примерные вопросы:
Приложение
2
Беседа по
вопросам.
Цель: выявление представлений
о понятии таких нравственных качеств
как доброта, дружба, забота, помощь.
Какого человека называют
добрым?
Какого человека называют
другом?
Что значит, помочь
кому – то?
Что значит, заботится
о ком – то?
Оценка результатов
группировалась по принципу:
Неполный ответ;
Предлагает, но не верно;
Правильный и полный
ответ.
Правильными считались
ответы:
Добрый – делает добро,
не злой, дружит, помогает, заботится, жалеет,
не обижает, ласковый.
Друг – товарищ, хорошо
относится, спасает, выручает, верный.
Помогать – делать
за кого – то что – то, когда кому – то
тяжело, когда много дел, когда попросят.
Заботится – помогать
кому – то, кто меньше, когда кому-то плохо.
^ Беседа с
использованием морального выбора.
«Раскрасьте варежки
( даются заготовки – варежки, из расчета
одна пара на двоих детей и цветные карандаши,
каждого цвета по 2). Дается инструкция:
«Сейчас мы будем раскрашивать варежки,
Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились
красивыми и одинаковыми, ведь это одна
пара, вы должны договориться между собой,
как будете раскрашивать, какой рисунок
рисовать, чтобы он понравился обоим»
Приложение
3
Анкета
Цель: выявление знаний о
понятии таких нравственных качеств как
ответственность и доброжелательность;
о нравственных нормах
Работа над
ошибками.
Текст: «Елена Николаевна
объясняет ребятам правило сложения. В
это время открывается дверь. В класс вбегает
запыхавшийся, разгоряченный Федя.
- Я встретил Витю. Мы
вместе ходили в детский сад. Витя учится
в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!
Садись, Федя, - Сказала
Елена Николаевна и нахмурилась. – Сейчас
ты допустил несколько ошибок ». Сколько?
Приложение
4
Б.Л.Пастернак
«Золотая осень».
Цели урока:
Оборудование
: 4 карточки с текстами;
картинки: вяз, ясень, осина.
Ход урока
Класс делится на 4
группы. Учитель раздает карточки. На каждой
карточки деформированный текст об одном
из времен года. Дети должны убрать из
текста предложения, которые не относятся
к описанию одного из времен года.
- Каждая группа получает
карточку. Прочитайте название текста
(1,2,3 и 4 группа)
- На каждой карточке
дан текст описание одного времени года.
Вы должны внимательно прочитать текст,
определить какие явления природы подходят
к описанию нужного вам времени года.
- прочитайте оставшийся
текст. Объясните, почему вы вычеркнули
остальные предложения.
IV. Физкультминутка.
V. Работа
над новым материалом.
1. Послушайте стихотворение.
2. Вопрос после прослушивания.
3. Подготовка к выразительному
чтению.
- Прочитайте про себя
и продумайте, какую задачу вы поставили
перед собой, читая в слух это стихотворение?
- хотите ли передать
отношение автора к увиденной картине,
хотите ли вызвать в слушателях какие
то чувства?
-Прочитайте стихотворение
выразительно. Прошу класс слушать внимательно,
вдумчиво и сравнить выступления своих
товарищей, дать им оценку.(2-3 чел. Читают
выразительно, затем дети обсуждают услышанное.
Важно: учить детей доброжелательно относиться
к товарищам, высказывать свое мнение
в мягкой, негрубой форме.)
^ VI. Итог урока.
VIII. Д.З
Выразительное чтение.
Нарисовать иллюстрацию
и сделать подпись строками стихотворения.
Творческое задание:
сочинить стихотворение об осени.
Приложение
5
Урок- обобщение
по теме: «по страницам детских журналов»
Цели урока:
Оборудование:
Корректурные пробы
на столах у детей, тексты для проверки
техники чтения, выставка творческих работ
учащихся, карточки с отрывками произведений
детских писателей и поэтов.
Ход урока:
^ I. Организационный
момент.
II. Постановка
цели урока.
-Сегодня я объявляю
конкурс на лучшего знатока детской литературы.
Кроме этого мы проведём диагностику скорости
чтения и потренируем внимание.
III. Проверка
домашнего задания.
Дети читают стихи
собственного сочинения.
^ IV. Обобщение
и повторение. Проверка знаний.
1. Работа с корректурными
пробами.
-зачеркните все буквы Н, буквы П обведите в
кружочек, а буквы Е в квадрат. На
работу отводится 2 минуты, затем дети
обмениваются листами в парах и проверяют
друг у друга работы карандашами другого
цвета.
2. ^ Конкурс
«Вспомни, кто написал».
Детям раздаются карточки
с отрывками из произведений, которые
изучались в этом разделе. (Маршак, Барто,
Михалков, Благинина, Ермолаев, Остер,
Сеф). Задача – прочитать выразительно
для соперников. Соперники должны назвать
автора.
3. Игра «Откуда
я взялся?»
^ V. Физкультминутка.
VI. Обобщение
и повторение.
1. Игра «Анаграммы».
2. Чтение наизусть
любимых стихотворений детских поэтов.
3. Диагностика скорости
чтения.
- По моей команде вы
начнёте читать текст жужжащим чтением.
После моего сигнала остановитесь, и поставьте
галочку, после того слова, которое прочитали
последним. Учитель засекает 2 минуты.
Работы проверяет учитель или дети, обменявшись
листами с соседями по парте, не забывая
делить количество слов на 2! Если позволяет
время, можно провести анализ понимания
отрывка, собрав листы и попросив детей
ответить на вопросы, данные после текста.
(Текст для проверки скорости чтения) Вопросы
по содержанию текста.
^ VII. Итог
урока.
Домашнее задание –
нарисовать иллюстрацию к любимому произведению.
Список используемой
литературы:
1. Аплетаев М.Н. Система
воспитания личности в процессе обучения:
Монография/Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство
ОмГПУ, 1998.
2. Аристотель. Сочинения
в 4 – х томах – М: 1984, т.4
3. АрхангельскийН.В.
Нравственное воспитание – М: Просвящение,
1979.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика:
Курс лекций – М: Просвящение1988.
5. Божевич Л.И. О нравственном
развитии и воспитании детей// вопросы
психологии – М: Просвящение,1975.
6. Болдырев Н.И. Нравственное
воспитание школьников – М: Просвящение,
1979.
7. Болотина Л.Р. Педагогика:
Учебное пособие для педагогических институтов
– М: Просвящение, 1978.
8. Васильева З.Н. Нравственное
воспитание учащихся в учебной деятельности.
– М: Просвящение, 1978
9. Дереклеева «Справочник
классного руководителя» (1-4 класс)М: Просвящение,
2003
10. Даль В.И. Толковый
словарь живого великорусского языка
– М:1979, т.11
11. Воспитание личности
школьника в нравственной деятельности:
Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин – т
им Горького – Омск: ОГИПИ, 1977
12. Дробницкий О.Г. Проблемы
нравственности: 1977
13. Капрова И.А. Нравственное
развитие младших школьников в процессе
воспитания.- М: Просвящение, 1979
14. Контарбаев И.А. Нравственные
развитие младших школьников в процессе
воспитания: Просвящение, 1996
15. Ковалев Н.Е., Райский
Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику:
Просвящение 1987 – 386 с.
16. Козлов Е.П. Воспитание
нравственного сознания школьников. 1983
17. Краткий словарь
по философии: 1982
18. Крупская Н.К. Задачи
школы 1 ступени: Просвящение, 1978
19. Макаренко А.С. Проблемы
школьного советского воспитания: Просвящение,1976
20. Марьенко И.С. Нравственные
становления личности школьника: Просвящение,
1985
21. Матвеева Л.И. Развитие
младшего школьника как субъект учебной
деятельности и нравственного поведения:
1989
22. Морозова Т.В. «Обзоры
по информационному обеспечению»
23 Мухина В.С.»шестилетний
ребенок в школе»: Просвещение 1986
24. Сочинение в 2 – х
томах: 1988
25. Ожегов С.И. Толковый
словарь русского языка, 2 – издание: 1995
26. «Особенности психологического
развития детей 6 – 7 летнего возраста».
Под редакцией Эльконина Д.Б.: 1987
27. Регушо Л.А. Развитие
способностей прогнозирования в познавательной
деятельности: ЛГИПИ им. Герцена 1983.
28. Сухомлинский В.А.
Избранные педагогические сочинения:
1980, т. 2
29. Улодов А.К. Нравственное
воспитание: 1979
30. Уранбасарова Э.А.
Проблемы нравственного воспитания в
исторических трудах педагогической науки:
1999
31. Ушинский К.Д. Собрание
сочинений – М: 1985,т. 2
32. Харламов И.Ф. Педагогика:
Курс лекций – М: Просвящение, 1990