Понятие «культура» и его историческое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:11, реферат

Краткое описание

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Исторические аспекты теории культуры……………………………..3
2. Понятие культуры………………………………………………………3
3. Структура культуры……………………………………………………..4
3.1. Материальная составляющая культуры………………………….......5
3.2. Духовная составляющая культуры…………………………………..5
3.3.1. Миф………………………………………………………………….6
3.3.2. Религия………………………………………………………………6
3.3.3. Искусство……………………………………………………………7
3.3.4. Философия…………………………………………………………..8
3.3.5. Наука…………………………………………………………………9
3.3.6. Идеология…………………………………………………………..9
3.3.7. Нравственность…………………………………………………….10
5. Предназначение культуры…………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат!!!!!.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

           Белорусско-Российский университет

             инженерно-экономический  факультет 

                      Реферат

 

                       по предмету: Культурология 

    тема: «Понятие «культура» и его историческое развитие» 
 
 
 

     Выполнил:                                           МПКР 111

                                                                       Мартынов А.Г. 

       Проверил:                                                                 Макарова С.Е. 
     
     
     
     

                              

                   

                                                                     [режим доступа: httpwww.twirpx.com;14.10.11] 

      Содержание 

      Введение…………………………………………………………………….3

      1. Исторические аспекты теории  культуры……………………………..3

      2. Понятие культуры………………………………………………………3

      3. Структура культуры……………………………………………………..4

      3.1. Материальная составляющая культуры………………………….......5

      3.2. Духовная составляющая культуры…………………………………..5

      3.3.1. Миф………………………………………………………………….6

      3.3.2. Религия………………………………………………………………6

      3.3.3. Искусство……………………………………………………………7

      3.3.4. Философия…………………………………………………………..8

      3.3.5. Наука…………………………………………………………………9

      3.3.6. Идеология…………………………………………………………..9

      3.3.7. Нравственность…………………………………………………….10

      5. Предназначение культуры…………………………………………...10

      Заключение………………………………………………………………13 

      Список  литературы……………………………………………………...14 
 
 

 

      Введение

 

      Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.

      1. Исторические аспекты  теории культуры

 

      Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в "пайдейе", то есть "воспитанности", главное свое отличие от "некультурных" варваров. В позднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основным смыслом слова "культура", зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городской уклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятию цивилизация. Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей.

      2. Понятие культуры

 

      В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный  образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое  раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

      Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу  как неотъемлемый духовный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

      Понятие культуры обозначает универсальное  отношение человека к миру, через  которое человек создает мир  и самого себя. Каждая культура - это  неповторимая вселенная, созданная  определенным отношением человека к  миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

      3. Структура культуры

 

      Принято делить культуру на материальную и  духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.

      Культура  включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества) Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.

      3.1. Материальная составляющая культуры

 

      Материальная  культура более непосредственно  и более прямо обусловлена  качествами и свойствами природных  объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.

      Материальная  культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как "homo sapiens", а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.

      Материальная  культура, в другом смысле слова - это  человеческое "Я", переодетое в  вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

      В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального  производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.

      3.2. Духовная составляющая культуры

 

      Человек по-разному может реализовать  свое творческое начало, и полнота  его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия.

      Развитие  культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

      В современной культуре можно уже  говорить об относительной их самостоятельности  и о взаимодействии культуры с  этими институтами.

      3.3.1. Миф

 

      Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

      Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

      3.3.2. Религия

 

      Религия, как и миф, выражает потребность  человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся  в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.

Информация о работе Понятие «культура» и его историческое развитие