Понятие культуры и её роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Культурология - молодая дисциплина, дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы: нет одной культурологии, теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологи-ческая теория задает свой подход и предмет. И тем не менее, культурологи понимают друг друга. Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных произведений искусства, личности их творцов; культурология как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, т. е. дает новое, целостное видение; наконец немаловажное обстоятельство - культурологическое мышление и мироощущение весьма современны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ
4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 25.93 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И  ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ

3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ  КАК НАУКИ

4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ  КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

18

ВВЕДЕНИЕ

Культурология - молодая  дисциплина, дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы: нет  одной культурологии, теорий культур  столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов  и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологи-ческая теория задает свой подход и предмет. И тем не менее, культурологи понимают друг друга. Интерес  к культурологии объясняется  разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки  истории, известных произведений искусства, личности их творцов; культурология  как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, т. е. дает новое, целостное видение; наконец немаловажное обстоятельство - культурологическое мышление и мироощущение весьма современны.

Культурология должна сориентировать слушателя, помочь ему войти в  интересный и сложный мир культуры, так сказать, предоставить ему «ключи»  и «путеводитель» для путешествия  в этом мире.

Все увеличивающийся интерес  к культурологии обозначился  в науке. Н. С. Злобин отмечает, что  в самых разных областях социального  знания и научных дисциплинах  «вычленяются специфически культурологические направления, исследующие разные (а  иной раз и одни и те же) аспекты  культурной жизни ». Но дальнейшее развитие исследовательской мысли и в  этой области «возможно лишь на базе общей теоретической концепции, выступающей в качестве интегративной  методологической основы, объединяющей все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему».

Цель данной работы - рассмотрение культурологии как науки: её формирование, определение целей, предмета, методов  культурологического анализа. Но так  как культурология - это наука, изучающая  культуру, то говорить о ней возможно только после рассмотрения понятия  культуры. В соответствии с этим в реферат включены пункты, в которых  раскрывается сущность культуры, ее роль в жизни общества, приведено понимание  культуры в разные эпохи.

1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Слово "культура" знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснить, что такое "культура" с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера». У большинства людей "культура" ассоциируется с "воспитанностью", "образованностью", "интеллигентностью". В популярной литературе можно встретить выражения "культура чувств", "культура речи", "культура поведения" и т.п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования. Мы употребляем это слово очень часто. И, тем не менее, смысл слова "культура" в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело - наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. А теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии "культура" должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, каждого из нас.

В современной научной  литературе встречается более 250 определений  культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений  и сгруппировали их следующим  образом:

1 Описательные определения,  восходящие в своей основе  к концепции основоположника  культурной антропологии Э. Тайлора.  Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как  сокровищница всего созданного  людьми включает в себя книги,  картины и т. п., знание путей  приспособления к социальному  и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику,  религию, которые складывались  веками.

2 Исторические определения,  подчеркивающие роль традиций  и социального наследия, доставшихся  современной эпохе от предшествовавших  этапов развития человечества. К  ним примыкают и генетические  определения, утверждающие, что культура  является результатом исторического  развития. В нее входит все,  что искусственно, что люди произвели  и что передается от поколения  к поколению - орудия, символы,  организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3 Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых  правил и норм. Культура - это образ  жизни индивида, определяемый социальным  окружением.

4 Ценностные определения:  культура - это материальные и  социальные ценности группы людей,  их институты, обычаи, реакции  поведения.

5 Психологические определения,  исходящие из решения человеком  определенных проблем на психологическом  уровне. Здесь культура есть особое  приспособление людей к природному  окружению и экономическим потребностям  и складывается из всех результатов  такого приспособления.

6 Определения на базе  теорий обучения : культура - это  поведение, которому человек научился, а не получил в качестве  биологического наследства.

7 Структурные определения,  выделяющие важность моментов  организации или моделирования.  Здесь культура представляет  собой систему определенных признаков,  различным образом связанных  между собой. Материальные и  нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных  потребностей, образуют социальные  институты, являющиеся ядром культуры.

8 Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством  особых действий, т. е. с помощью  слов или подражаний.

9 Символические определения:  культура - это организация различных  феноменов (материальных предметов,  действий, идей, чувств), состоящая в  употреблении символов или зависящая  от этого.

Каждая из перечисленных  групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в  целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, она является результатом  поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической  наследственности механизмами, она  эмоционально воспринимается или отбрасывается  индивидами.

Говоря и размышляя  о культуре, мы представляем себе не только продукты человеческой деятельности, но и саму эту деятельность: каменщиков, возводящих пирамиды или строящих Акрополь, современное автоматизированное производство с его высокой технической  культурой. Понятно, что деятельность, осуществляемая с помощью каменного  молотка или обычной пилы, существенно  отличается от деятельности рабочего, налаживающего автоматическую линию, включающую в себя станки с программным  управлением.

В соответствии со сказанным  мы будем рассматривать культуру как исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также созданных материальных и  духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные  объекты, способные удовлетворить  какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и  целям.

Какая же связь между культурой  и обществом? В узком смысле общество как большая социальная группа, и  культура как способ регулирования  поведения людей - это двуединые  стороны, два неразрывно связанных, хотя и особых аспекта социального  взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Нет человеческого общества вне  культуры, точно так же как не может сложиться, существовать и  развиваться культура вне общественной жизни, вне общества как единого  целого, ибо и то и другое - атрибуты социального взаимодействия людей. Благодаря культуре функционирует  и воспроизводится социальная структура  общества, а благодаря обществу, его обособленности и целостности, культура формируется, защищается, уберегается  от размывания под воздействием внешних  факторов. Социум в указанном смысле слова и культура - это две теснейшим  образом взаимосвязанные и взаимодействующие  подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и  структуры социальных взаимодействий людей и их коллективов, а другая содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий (значения, ценности, нормы, идеалы).

2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ

О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители  древности. Именно у древних римлян появилось слово "cultura", которое  означало "возделывание", "обработку", "уход". Отправной точкой в формировании теоретических представлений о  культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую  выдающемуся римскому политику, оратору  и философу Марку Туллию Цицерону. Именно здесь Цицерон не просто описывает  ряд явлений, но пытается понять, в  чем суть культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.

Тускулан - это предместье города Рима, и в своих "Тускуланских беседах" Цицерон впервые характеризует  философию как "возделывание души". Он пишет: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так  и душа. Возделывание души - это и  есть философия; она выпалывает в  душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей - сеет только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший  урожай". Это высказывание Цицерона проясняет античное противопоставление культуры и варварства. Ведь уже  греки гордились своим государственным  устройством, гордились тем, что  проявляют гражданские доблести, почитают олимпийских богов, изучают  философию, увлекаются пластическими  искусствами. Именно здесь, по мнению древних  греков, и пролегла граница между  ними и варварскими народами, не знавшими серьёзных культурных достижений.

Еще ясней осознавали разницу  между культурой и варварством  граждане Древнего Рима. Даже в своей  собственной среде Цицерон и  его современники видели почву для  противопоставления "cultus" и "vulgus". К первым Цицерон относил своё аристократическое окружение, которое  непрестанно совершенствовало ум и  душу, подчас нарочито демонстрируя свою духовную сложность и необычайную  изысканность. Ко вторым Цицерон относил "грубую и беспорядочную толпу", или "чернь", с ее примитивными нравами - увлечением цирковыми представлениями  и боями гладиаторов.

По большому счету разница  между "cultus" и "vulgus" - это разница  между патрициатом и плебсом  в римском обществе. Культура, согласно Цицерону, - это совершенствование  души главным образом при помощи философии и красноречия. И все  же, если культурным человека делают духовные занятия, то культура становится привилегией  высших слоев общества. Ведь только эти люди имели в античном обществе время для духовного развития.

Средневековая культура - это  культура христианская. Она сохранила  основные достижения античной культуры. В средневековой культуре человек  постоянно стремился к самосовершенствованию. Однако здесь обнаруживаются радикальные  изменения в понимании культуры: средневековый человек узнает через  логику книжное знание, опирающееся  на Библию и её толкование, появляется интерес к учености и начитанности, как основному показателю культуры. Культура предстала перед человеком как необходимость возделывания собственных способностей и разума. Перед человеком открылось новое: Бог единосущ, он создал человека и его душу. Культура начинает осознаваться как культивирование, постоянное духовное совершенствование.

Эпоха Возрождения вернулась  к античным представлениям о человеке и его месте в мире. Но в истории  человечества ничто не возвращается в первозданном виде. Точно так  же мыслители Возрождения вернулись  к античному идеалу человека, соединив их с христианскими воззрениями  в духе новых задач и устремлений.

Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. Это время, когда  в европейских городах возвышается  слой купцов и хозяев мануфактур, использующих наемный труд. Европейцы начинают осваивать земли на других континентах. Это время развития городского самоуправления, когда городской люд бросает  вызов своим бывшим опекунам - сеньорам. И на этом историческом фоне смещаются  акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. Изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека. Возвышение человека теперь оказывается не столько  следствием Божьей Благодати, сколько  продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в  качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. Оставаясь христианами, идеологи Возрождения не прочь бросить  вызов Всевышнему. Богоборческие  мотивы явно и неявно представлены в их творчестве.

Классическая модель культуры сформировалась в эпоху Просвещения. Здесь возникает новый вид  деятельности, который называется производственно-экономический, благодаря чему человек приобретает  возможность перемещения из одного слоя общества в другой, путешествовать по миру, менять тип деятельности. Все  это дает человеку осознать, что  он имеет право на свой собственный  духовный мир.

3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ

Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась  в Европе с XVI века, выстраивала объективную  картину мира не так, как это было в древности.

Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы. Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны  природы при помощи опытов и экспериментов. В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.

Наука Нового времени неуклонно  становилась "производительной силой  общества". И этим она отличалась от науки древнего мира, где научный  поиск был фрагментарен и только косвенно был связан с запросами  практики. Широко известны достижения греков в геометрии, успехи римлян в  юриспруденции и естественной истории, изобретение алгебры арабами. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества.

Информация о работе Понятие культуры и её роль в жизни общества