Понятие культуры и её роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Культурология - молодая дисциплина, дисциплина гуманитарная, отсюда различные парадоксы: нет одной культурологии, теорий культур столько, сколько крупных культурологов, нет осознанных фиксированных методов и предмета культурологии, каждая оригинальная культурологи-ческая теория задает свой подход и предмет. И тем не менее, культурологи понимают друг друга. Интерес к культурологии объясняется разными причинами: именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных произведений искусства, личности их творцов; культурология как принципиально неидеологическая дисциплина частично взяла на себя функцию философии, т. е. дает новое, целостное видение; наконец немаловажное обстоятельство - культурологическое мышление и мироощущение весьма современны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ОТ ОБЫДЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРЫ
3. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ
4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 25.93 Кб (Скачать файл)

В Новое время нормы  и методы естествознания были спроецированы  на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято называть позитивно-научным. Данный термин происходит от слова "позитивный", что в переводе с латыни означает "положительный". "Позитивными" науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм - это применение методов  исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. При позитивно-научном  подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку  математика всегда считалась "королевой  наук". Соответственно, позитивно-научный  подход предполагает строгость и  однозначность выводов. И объективным  законом в этом случае считается  только тот закон, который действует  всегда и везде.

Формироваться культурология  в сфере социального знания стала  в XX веке, хотя в XIX веке Тайлор выдвинул идею о создании особой науки о  культуре. Термин культурология впервые  предложил немецкий ученый Оствальд в 1909 году. Широко использоваться стал этот термин благодаря американскому  ученому Уайту в 1939г.

Выделяют два ряда причин становления культурологии: внутренние и внешние причины. Внутренние - определяемые логикой развития научного знания и  постепенным выделением из философии  новых дисциплин. Внешние причины - понимание ведущей роли и самостоятельности  сферы культуры, кризис культуры и  его связь с экологическим  и социально-политическим кризисом. кризисами и др. угрозы уничтожения  человечества)

4. ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре, выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов  природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику  культуры как самоценные сферы бытия.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические  сферы культурной жизни, взаимодействия и даже взаимопроникновения в  другие дисциплины занимающиеся изучением  различных сторон человеческого  общества. Культурология может изучать  любой предмет при условии, что  он несет в себе некий смысл, значимый для человека, и каким-то образом  реализующий творческую энергию  человеческого духа. Проблемы современной  культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том  числе и чужую культуру, смысл  собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин  и состоит из двух уровней:

- Эмпиристический, целью  которого является обобщение,  систематизация знаний о культуре  как уникальном феномене;

- Теоретический. Его цель - создание законов и теорий.

Так как культурология - молодая  наука, она находится на эмпиристическом  уровне.

Предметом культурологии  является объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, явления и  события материальной и духовной жизни людей. Культурология изучает  предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются  и развиваются культурные интересы и потребности людей. Культурология  исследует их участие в создании, преумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология  изучает культурную жизнь разных обществ, стремясь выделить особенности  и достижения основных культурно-исторических типов.

В настоящее время культурология  отчетливо разделяется на два  направления, различающиеся по своим  целям, содержанию и методологии. С  одной стороны существует гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия идеология, мораль наука. Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и  аналитическом, не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни  общества. Предметом исследования здесь  являются движущие мотивы реального  поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции  различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления  социального значения культурных явлений  в их соотнесении с другими  сферами социальной жизнедеятельности, например экономикой, социальными отношениями  и политикой.

Культурология является самостоятельной  наукой, вышедшей из философии. Она  использует все методы философского социогуманитарного познания. Их конкретный выбор определяется целями исследования, трактовкой понятия культура, его  содержанием.

К основными методами культурологии  являются:

- Диалектический метод  - культура рассматривается как  разви-вающееся, внутренне противоречивое  многостороннее явление, требующее  конкретного изучения.

- Системный метод -- культура рассматривается как система, элементы которой взаимодействуют, обеспечивая тем самым своё единство и целостность всей системы, где каждый элемент имеет смысл.

- Структурно-функциональный метод -- применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, и роль каждого элемента в функционировании.

- Аналитический метод  - позволяет рассматривать культуру  в чистом виде.

- Компаративный - сравнение  культур по какому-либо признаку.

- Типологический метод  -- применяется, если сравнение  имеет целью обобщить характеристики  культурных элементов.

Кроме этих методов могут  дополнительно применяться особенные  методы в зависимости от конкретной трактовки культуры, например:

- Культурно-антропологический  метод -- культура - совокупность  форм культурной деятельности, механизмов  передачи культурных навыков  от человека к человеку.

- Семантический метод  - культура - форма общения людей  посредством языка.

- Герменевтический метод  - знаковая концепция культуры.

- Биографический метод  -- культура - характеристика человека, мера человеческого в человеке.

Существуют так же общенаучные  методы:

Исторический метод -- анализ предпосылок процесса возникнове-ния, этапов развития изучаемого целого.

В процессе культурологического  анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющие эмпирическую базу для культурологии, например:

- Методы полевой этнографии - описание, классификация, наблюдение.

- Методы психологии, социологии -- открытые интервью.

- Методы исторических  наук - сравнительный исторический  анализ текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная  цивилизация стремительно преображает  окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого  жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить  потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как  средство человеческой самореализации, можно обнаружить новые неистощимые  импульсы, способные оказать воздействие  на исторический процесс, обращать его  во благо людям.

Это объясняет появление  обостренного интереса современной  науки и философии к культуре как к фактору социального  развития. Ведь именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного  общества, региона мира накладывают  заметный отпечаток на социально- историческую динамику. Не случайно многие ученые связывают  судьбу мира с постижением всей современной  культуры каждой страны, каждого конкретного  народа.

Вместе с тем радикальность  и неотвратимость происходящего  в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным  устремлениям, стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между  самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций, каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества, каковы его место и роль в этом процессе.

Необходимость изучения феноменов  культуры диктуется и разрушением  экологической среды. Истощение  озонного слоя над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение океанов  и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат  губительной культурной практики. И  здесь возникают вопросы : " Не враждебна ли культура природе ? Есть ли возможность гармонизовать их отношения ?"

В 1983 г. в Монреале состоялся  ХVIII Всемирный философский конгресс, который в известной мере закрепил современную проблематику философии  культуры и культурологии. В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое  культура? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня  в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило  к вопросу: как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур? Должен ли он обрести собственную  нишу или обязан выйти в беспредельный  космос культурных миров?

В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию  культур. Культуры давно перестали  быть герметически закрытыми ареалами. Но культурологам еще многое предстоит  обсудить в познании исторических судеб  культур и внести немалый вклад  в изучение культурологии, как сложной  и многоплановой науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокин П.А. Человек.  Цивилизация. Общество. Философия  неравенства. М.: Культура и спорт, 1990 г.

2. Баллер Э.А. Преемственность  в развитии культуры. М.: Искусство, 1969 г.

3. Ревская Н.Е. Культурология.  Конспект лекций. М., Издательство  «Альфа», 2001 г.

4. Дмитриева Н.А. Краткая  история искусств.М.: Искусство, 1969 г.

5. Каверин Б.И. Культурология.  Учебное пособие. М., Издательство  «Юриспруденция», 2001 г.

6. Лесин А.Б. Литературоведение.  Культурология. Избранные труды.  Издательство «Флинта», 2002 г.

7. Культурология. История  мировой культуры М.: Культура  и спорт. 1995г.

8. Культурология. Краткий  тематический словарь. Издательство  «Феникс», 2001 г.


Информация о работе Понятие культуры и её роль в жизни общества