Понятие молодежной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих небольшой социальной группе.
Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по культурологии.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Точкой отсчета истории  готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла пост-панковской команды Bauhaus “Bela Lugosi's Dead”, который прозвучал в фильме «The Hunger». С середины 80-х поднимается вторая волна gothic групп - The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti, etc и появляется сообщество людей, называющих себя готами, формируются основные представления о gothic культуре, понятия о готическом мировоззрении.

Готы и их разновидности. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию - художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне.

В целом готы характеризуют  свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь».

Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

В контексте готической культуры часто употребляется слово  «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых).

В исходном смысле «танатос»  не есть стремление к смерти или  стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более  развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос».

Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению.

В целом можно сказать, что по большей части готы носят  черные одежды, красят ногти, волосы и  губы в черный цвет и подводят глаза. «Готический имидж» достаточно разнообразен. Корсеты - бывают двух видов: близкие по виду к корсетам прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма. Платья, юбки - самые разнообразные, часто созданные по мотивам "исторического" костюма - с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки. Изготавливаются преимущественно из бархата, шелка, парчи, шифона, гипюра. Цвета различные, но доминируют черный, бордовый, фиолетовый. Иногда юбки носят и лица мужского пола. Рукава и вырез кофт и топов часто украшаются кружевами. Распространенный вид готической одежды - кофты-сетки, носимый обоими полами, бывают как с рукавами, так и без, часто со шнуровкой спереди или на рукавах, преимущественно из искусственных материалов, различных типов фактуры, обычно черного цвета.

Металлисты. Металл - музыкальное направление, выросшее из рок-музыки в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Для металла характерны агрессивные ритмы и сильно искажённый гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (англ. distortion - «искривление», «искажение»), обязательно присутствие гитарного риффа. Металл имеет достаточно большое число подстилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-металл, блэк-металл и т. п.). Смысл и идейная направленность песен сильно разнится от направления к направлению; так, для дэд-металла типичны темы жизни и смерти, для дум-металла -- темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-металла -- оккультные темы, пауэр-металл отличается жизнеутверждающей тематикой лирики.

Поклонников металла  называют металлистами или металлхэдами (англ. metalhead).

В отличие от других субкультур, таких как готы и панки, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.

Тексты металл групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средством эскапизма, отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.

В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов может быть довольно высок, а увлечение металлом может быть признаком интеллектуальности. Среди металлистов популярна фантастическая и мистическая литература (Г. Лавкрафт, Дж. Толкиен, Ф. Херберт, У. Берроуз и др.), мифология (особенно скандинавская).

Некоторые исследователи  утверждают, что у слушателей тяжелого рока и металла выше тяга к агрессии и депрессии. Однако психологи сходятся на том, что это не следствие, а  причина увлечения тяжелой музыкой. Более того: респонденты, показывавшие негативные тенденции, чувствовали себя лучше и увереннее после прослушивания любимой музыки. По их словам, тяжелая агрессивная музыка помогает им выплескивать негативные эмоции, не копить их в себе. Таким образом, некоторые металлисты неосознанно используют металл как средство психотерапии. 

Известна давняя связь  культуры металлистов с культурой  байкеров. Мотоциклы и скорость вообще воспеваются метал-группами как  символ силы и независимости, поэтому  мотоциклетное хобби распространено среди металлистов. В свою очередь, среди байкеров хэви-метал является наиболее популярной музыкой. Группа Judas Priest одна из первых стала использовать мотоцикл, как один из своих символов.

Металлисты не ассоциируются  с употреблением наркотиков, но считаются склонными к употреблению алкоголя.

Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

По своему происхождению  хип-хоп культура связана с бедными  «цветными» кварталами крупных городов  США и отразила черты культурных паттернов ряда этнических групп. Так, за основу брейк-данса взяты афро-американский ритм и черты народного «танца в кругу», элементы акробатики, афро-бразильской борьбы капоэйро, приемы китайского кунг-фу. На становление хип-хоп культуры оказало влияние массовое распространение технических новинок в области музыкального оборудования, прежде всего появление виниловых пластинок и техники, позволявшей их проигрывать на уличных «тусовках». На этой базе сформировались первые подходы к ди-джеингу. П. Шэффер, в частности, рассматривается как один из первых DJ, который в 1930-е годы стал трансформировать записанную на пластинках музыку путем проигрывания сразу двух пластинок, изменения скорости вращения дисков и т. д., что позже вошло в практику ди-джеинга, сформированную пионерами хип-хопа DJ Kool Herc, Africa Bambaataа, Grandmaster Flash, DJ Hollywood и Grandwizard Theodore: они изобретали новое звучание музыкальных записей (хип-хоп звучание).

Хип-хоп культура - сложное культурное образование. В формировании граффити как направления хип-хоп культуры проявился контркультурный характер этой социокультурной практики. монологи.

При поддержке мероприятий  в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп  связан с бескорыстным интересом  городской молодежи к самовыражению  и освоению окружающего мира в  своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира. В своих некоммерческих формах хип-хоп культура не требует от молодежи больших финансовых вложений, дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности этой субкультурной конструкции.

Тэдди-бойз - субкультура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е годы на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема. Эти первые послевоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с незаконченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации.

И они просто копировали стиль поведения и одежды молодежи высших слоев общества. Типичный тэд  носил пиджак свободного покроя с  бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе  и галстук-шнурок. При всей своей элегантности эти образы были все же маскулинными, т.е. мужскими.

Стремление во что бы то ни стало  поддерживать свой мифический "высокий" статус приводило к конфликтам как  между различными группами тэдов, так  и с представителями других слоев общества. В частности, были столкновения с подростками из обеспеченных слоев, нападения на респектабельные молодежные клубы. Встречались нападения на иммигрантов.

Моды. Подростки, составившие группы модов, были выходцами из семей относительно квалифицированных слоев рабочего класса. Значительная часть подростков после окончания школы или заняли места низкооплачиваемых служащих, или освоили рабочие специальности, требующие относительно высокого уровня подготовленности. Весьма скромное положение, реального мода контрастировало с образом идеального. В воображении подростков неделя идеального мода должна была складываться исключительно из посещений шикарных, дорогих и престижных баров, ресторанов, клубов, магазинов и т.п. Подобный "идеальный" образ жизни был доступен очень немногим, а для абсолютного большинства это была лишь мечта.

Четыре группы или типа модов:

1) в джинсах, грубых  рабочих башмаках (агрессивный стиль,  впоследствии давший начало бритоголовым);

2) владельцы мотороллеров, в джинсах  и куртках с капюшонами

3) основная группа - в костюмах, аккуратные, в узких брюках, начищенных  ботинках, в сопровождении элегантных  чинных девушек с короткой  стрижкой;

4) студенты, ученики художественных  школ и т.д.

Основными символами  мод-стиля очень быстро стали мотороллер, музыка и употребление амфетаминов - легкодоступных в середине 60-х годов. В музыке кумиры модов - "Битлз", "Роллинг стоунз", группа "The Who".

Все основные атрибуты мод-стиля позволяли  создать искусственный игровой  мир, удовлетворявший потребительские устремления подростков. И все же мод, при всей своей активности, элегантный, несколько изнеженный, даже в чем-то феминизированный тип. В этой субкультуре девушки относительно самостоятельны и равноправны с юношами - все эти особенности стиля очень ярко выступают на фоне традиционной маскулинности рокеров и бритоголовых.

Мод-стиль очень быстро был принят доминирующей культурой, вошел в  моду и стал активно эксплуатироваться  производителями атрибутов коммерческой "молодежной культуры". Стиль стал производиться извне, вместо того, чтобы спонтанно создаваться "изнутри" самой молодежью, а это, вместе с изменением социально--экономической ситуации, привело к трансформации и по существу распаду мод-стиля.

Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в

конце 60-х - начале 70-х  годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры - выходцы преимущественно  из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных" семей.

Одежды рокера - кожаная  куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров - мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые приемы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров - мотоклубы.

Важное место в субкультуре  рокеров занимает рок-музыка, прослушивание  записей является одним из основных занятий рокеров.

Особенности поведения рокеров  в целом составляют тот специфический маскулинный стиль, который является принадлежностью неквалифицированной и мало оплачиваемой части рабочего класса.

Субъективный мир рокера - конкретный, в нем нет места сомнению, и  чувствам вины, абстрактные понятия  и отвлеченные рассуждения не свойственны этому стилю, а межличностным контактам присущи прямота, открытость и простота.

Одно из проявлений этого стиля - широкое использование кличек вместо настоящих имен. Другое - популярность "физических" способов общения, т.е. всевозможные потасовки, толчки, удары, выпады агрессивного типа. Это необходимая составная часть стиля рокеров, позволяющая им демонстрировать и доказывать свою "мужественность". В сущности, фактор маскулинности - феминности является основной для оценки «своих» и «чужих», чем, например, можно объяснить взаимную неприязнь рокеров и модов.

Типичная для данной социальной группы речь - громкая, быстрая, грамматически  неправильная, с обилием жаргонизмов  и жестикуляции.

"Классические" рокеры отрицательно  относились к наркотикам. Наркотики закономерно воспринимались как угроза целостности мира рокеров, угроза способности быстро и эффективно действовать, самостоятельно принимать решения. Позднее наркотики постепенно проникали и в эту субкультуру (особенно стимулирующие и возбуждающие препараты). Употребление алкоголя и курение почти всегда являются атрибутами маскулинного стиля рокеров.

Информация о работе Понятие молодежной субкультуры