Понятие молодежной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих небольшой социальной группе.
Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по культурологии.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Группы рокеров, как  правило, имеют излюбленные участки со своими клубами, кафе, барами, пивными и т.д., которые регулярно посещают, что составляет, своеобразный ритуал, что-то вроде объезда своей территории.

В настоящее время  существует огромное количество различных  моторизованных субкультур, которые точнее было бы назвать уже не рокеры (rockers), а просто «байкеры». Среди них могут быть обнаружены и «классические» рокеры, и панк-рокеры, и продукты эволюции близкой рокерам субкультуры бритоголовых, и влияния хиппи. Различия определяются особенностями социального происхождения, половозрастного и этнического состава.

Бритоголовые (или скинхэдз) во многом схожи с рокерами. По социальному происхождению члены этой группы преимущественно из среды неквалифицированных рабочих, среди них много безработных, им свойствен низкий общеобразовательный и культурный уровень, многие из них из неполных и проблемных семей.

Стиль бритоголовых - это  большие грубые башмаки, подвернутые  снизу джинсы, выбритые головы.

Появление этого стиля  в конце 60-х - начале 70-х годов связано с ухудшением экономического положения, которое особенно сильно затронуло неквалифицированную рабочую молодежь. Изменение экономической ситуации привело к разрушению традиционных для рабочих кварталов форм поведения. Стиль бритоголовых представляет собой попытку восстановить эти традиционные нормы и ценности и даже усилить некоторые элементы "родительской" культуры: консерватизм, тяжелый физический труд, патриотизм, защита местной территории, этноцентризм и неприятие "чужаков".

Три основные элемента этого стиля:

- групповая солидарность;

- чувство "своей  территории"

- маскулинность.

Групповая солидарность в ситуация экономического кризиса  приобрела у бритоголовых особенно угрожающие, агрессивные формы - нападения  на «чужаков», активный поиск «виновников» среди этнических меньшинств, иммигрантов и маргинальных групп, в том числе представителей других субкультур.

Группы бритоголовых были организованы по территориальному принципу - каждая группа имела свой участок, метила его специальными надписями, защищала от других групп. Такие участки обычно имели ключевые точки - место встреч, пивная и футбольная площадка. Футбол занимает особое место в субкультуре бритоголовых, прославившихся прежде всего беспорядками во время футбольных матчей. Футбол - это то, что сплачивает парней и как мужчин, и как «проживающих на одной территории».

По характеру общения  бритоголовые во многом похожи на рокеров - много невербальных реакций (т.е., не словесных), агрессивность. Этой группе присуща неразборчивость в средствах получения сильных ощущений - в ход идут алкоголь, стимулирующие наркотики, создание опасных ситуаций и т.д.

Бритоголовые в Англии вновь заявили о себе в конце 70-х - начале 80-х годов активными  расистскими выступлениями и  хулиганством во время футбольных матчей. Многие современные бритоголовые являются членами неонацистских«Национального фронта» и «Британского движения».

К бритоголовым вплотную примыкает субкультура «футбольных  болельщиков». По социальному составу  футбольные хулиганы в основном из низших слоев рабочего класса. Для этой категории молодежи, как и для бритоголовых, агрессивное поведение, связанное с футбольными матчами является естественным содержанием принятого ими традиционного образа «настоящих мужчин».

Хиппи. Движение хиппи зародилось в 60-х годах в США, и если более точно - в штате Калифорния, и очень быстро распространилось на весь мир. Хиппи в свое время эволюционировали из битников - субкультуры среднего класса, которые оказывают более длительное влияние на жизнь своих членов, более четко определяют свои ценности и формируют альтернативные стили жизни и институты (совместное воспитание детей, свободные школы, эксперименты в экологии, медицине и т.д.) Важнейшая особенность этих субкультур - это наличие выраженной в словах идеологии.

Основные элементы стиля, или если угодно, мировоззрения хиппи, это: пацифизм (миролюбие и ненасилие) - один из главных аспектов идеологии хиппи, отсюда-то и их аполитичность, игнорирование власти, так как именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать. Для них очень важно саморазвитие, а индивидуализм - как реакция на обезличенность массового общества. Как уже было замечено выше, им характерен отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими. Поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой работе). При выборе работы, критерием является ее творческий характер, а не оплата. Сознательное упрощение, т.е. сознательно переходят от обеспеченности к нищете. И как большая часть молодежи с ее бунтарским характером, протестуют против упорядоченности, стандартизации жизни, а жить нужно только сегодняшним днем.

Среди наиболее ярких  особенностей субкультуры хиппи - употребление наркотиков, сексуальные эксперименты, коммуны, фестивали, путешествия (они  обожают путешествовать как по стране, так и за рубежом, обычно автостопом). Число употребляемых наркотиков увеличивается вместе с частотой ситуаций употребления, чаще встречается полинаркомания.

В сфере сексуальных  отношений у хиппи - терпимость к  добрачным и внебрачным связям, иногда полигамные (групповые) отношения, терпимость к гомо- и бисексуальности. Кстати, говорят, что именно хипповская идея «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70-х.

Совместное проживание (коммуны) - отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается. Коммунальная жизнь хиппи имеет множество вариантов, отличающихся характером сексуальных отношений, употреблением наркотиков, участием в общественном производстве и т.д.

Хакер - это человек, который испытывает желание разобраться в компьютерах. Ничуть не меньше, чем вдохновленный физик. Хакер нуждается в компьютере так же, как в еде, тепле и одежде. Даже больше. Это то, что есть хакер. Не школьник, читающий Phrack и испытывающий нулевой интерес ко всему, что не дает ему возможность позже гордиться перед своими одноклассниками.

Хакер - это не тот, кто  ломает защиту. Не путайте причину  со следствием. Если цель - разобраться  в устройстве системы, строение которой  так упорно скрывает мульти-миллионная компания, то реализует эту цель хакер. И то, что хакер взломал систему, является не самоцелью, а лишь попыткой получить знания. В то же время на каждого хакера существует сотня людей, которые ломают для того, чтобы ломать. Вы можете возразить, сказать, что вам дела нет до того, из-за чего они это делают. Конечно, вам нет дела. Это и не удивительно. Но поймите, одни хотят знаний, другие просто вандалы. Есть миллионы причин, по которым люди "ломают" системы. Почитайте "Преступление и Наказание"... там человек сделал что-то гораздо более серьезное - он нарушил святую всех святых - отобрал жизнь у другого человека. Чувствовали ли вы сострадание к убийце? Если да, то почему? Потому что вы знали причины. Так и не пытайтесь осудить человека, не зная, что побудило его на такие действия.

Еще один очень веский аргумент, тупо повторяемый тысячу раз-закон есть закон. Если ты нарушил, то должен отвечать. Так же наверно  думали люди, копирующие от руки работы Оруэлла при свете тусклой  лампочки (нарушая не только советскую  цензуру, но и - о ужас! - закон об авторском праве), в зловещей тишине. Так же думал Ленин, рисковавший своей жизнью, чтобы создать новый строй (что двигало им - идея или жажда власти?). Если бы законы не нарушались, мы бы до сих пор жили бы в рабстве, работая на плантациях у "законодателей". Закон не абсолютен. Люди, его создающие, не боги. Законы не должны приниматься как должное.

 

3. Проблемы молодежных субкультур и их решение

 

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой  в Казахстане является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни  общества, образно говоря, в позиции  «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно  проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%).

Существует мнение, что  аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации  воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия--от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания  и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман  И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения  нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)--для себя.

Особенно явственно  это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в  узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть--«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры--культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет  в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге--«ничего неделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами--образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

Потребительство проявляется  как в социокультурном, так и  в эвристических аспектах. Эти  тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что  косвенно обусловлено и самим  потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего  связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с  ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Информация о работе Понятие молодежной субкультуры