Понятие этнография. Предмет и задачи этнографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

Народы России: народы европейской части России, Сибири и Дальнего Востока, народы Кавказа и Средней Азии.
Народы Зарубежной Азии.
Народы Африки.

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб. по этнографии.docx

— 127.28 Кб (Скачать файл)

Численность казахов за 1999—2009 годы увеличилась, таким образом, на 26 % (или на 2,1 млн чел.), узбеков — на 23 % (на 87 тыс.), уйгур — на 6 % (на 13 тыс.). Резко сократилось число немцев — на 50 % (на 175 тыс.), а также украинцев — на 39 % (на 214 тыс.), татар — на 18 % (на 46 тыс.), русских — на 15 % (на 683 тыс. чел.).

 

 

 

Задание 8. Народы Австралии Океании.

Народы  Австралии

Континент Австралии был  открыт и обследован европейцами  позже многих других земель южного полушария. Он получил свое название вследствие ошибочного мнения географов  второй половины XVI в., будто Новая  Гвинея и открытая Магелланом Огненная Земля являются северными выступами  одного громадного материка — «неведомой Южной Земли» («Terra australis incognita»).

Острова и архипелаги Океании  стали известны европейцам в результате ряда открытий и сделанных мореплавателями  описаний в течение XVI—XVIII столетий.

Океания подразделяется на три географические области, различающиеся  вместе с тем в этническом и  культурном отношении. Меланезия («Острова Черных») обнимает западные крупные  острова материкового происхождения, наиболее значительный некоторых — Новая Гвинея (Ириан). Самый южный архипелаг этой группы — Новая Зеландия — по составу населения относится, однако, ко второй области - Полинезии. Как явствует из самого названия (Полинезия — «Многочисленные острова»), эта область состоит из множества архипелагов и островов, раскинутых на громадных пространствах Тихого океана в форме треугольника. Северную его вершину составляют Гавайские о-ва, восточную — остров Пасхи, южную — Новая Зеландия. Наконец, третью область, расположенную к северу от Меланезии, образуют архипелаги Микронезии («Мелкие острова») — Марианские, Каролинские, Маршалловы и о-ва Гилберта.

Европейцы застали в Австралии  и Океании различные племена, стоявшие на разных ступенях развития. Большинство из них принадлежало к австрало-негроидной большой расе.

 

 

Техника и хозяйство  австралийцев

Отсутствие письменных и  скудость археологических памятников позволяют лишь в самых общих  чертах восстановить историю народов  Австралии до ее колонизации европейцами, основываясь на данных антропологии, этнографии и лингвистики.

Заселение Австралии началось за несколько тысячелетий до нашего времени и шло из Индонезии  и Западной Океании. Первые насельники проникли на континент Австралии  с северо-запада и продвигались на юг вдоль западного, северо-восточного и восточного побережий. Освоение всего  материка потребовало многих столетий.

Общественный  строй

К началу европейской колонизации  в Австралии жило до 500 племен. Земля, охотничьи и рыболовные угодья, заросли  диких растений находились в общей  собственности племени. Границы племенных территорий были четко установлены, нарушение их вызывало войну.

У австралийцев существовали ранние формы родовой организации: у одних племен счет родства велся  по материнской, у других — по отцовской  линии. Роды были экзогамными и входили во фратрии — экзогамные половины племени. Экзогамия и вытекающий из нее строго установленный порядок брачных связей играли огромную роль во внутренней жизни племени, определяя взаимоотношения между группами и поколениями.

Никаких общеплеменных институтов и, тем более, союзов племен у австралийцев не существовало. Войны между племенами возникали в случае нарушения границ или причинения какого-либо другого ущерба, поводом к войне являлось также обвинение в злокозненном колдовстве. Обычно перед началом войны старейшины вели переговоры, в результате которых число бойцов ограничивалось, иногда — одним-двумя с каждой стороны. Гораздо большее значение имели мирные отношения между племенами: они обменивались продуктами охоты, собирательства, изделиями своего труда и т. п., знакомили друг друга со своими песнями и плясками.

Верования и духовная культура

Роды австралийцев были тотемическими  группами; каждый из них почитал  тотем, именем которого он назывался. Слово  «тотем» вошло в науку из языка  североамериканских индейцев алгонкинов ( «Тотем» буквально означает «род его».), но тотемизм как форма религии ярче всего представлен в Австралии. Вера в происхождение членов рода и тотемных животных или растений от общих предков, отношение к тотемам как к сородичам и запрет убивать или поедать их — во всех этих религиозных представлениях фантастически отражались кровнородственные отношения первобытной общины. Тотемические обряды, имевшие целью обеспечить размножение тотемных животных или растений (так называемые интичиума), были основаны на вере в нерасторжимую связь человеческого коллектива с мифическими предками — полулюдьми-полуживотными и носили магический характер. Культовую окраску приобрели и обряды посвящения юношей в разряд полноправных воинов и охотников, включавшие испытания мужества и выносливости.

Очень важное место в жизни  австралийцев занимали общественные развлечения  — празднества с плясками и  песнями, так называемые корробори. Австралийцы создали богатый  фольклор. Кроме тотемических мифов, существовали и предания о происхождении  тех или иных обычаев, а также  сказки, в которых фигурировали животные, небесные светила и силы природы.

Тасманийцы

Население острова Тасмания отличалось от австралийцев своим физическим обликом. Тасманийцы с их курчавыми круто завивающимися волосами и припухлыми губами походили больше на негроидов-меланезийцев, чем на австралийцев. По уровню развития это было одно из самых отсталых племен, известных науке.

Тасманийцы имели только грубо отесанные каменные орудия и деревянные копья. Наряду с поисками дикорастущих плодов и кореньев они занимались охотой. В середине XIX в. английские колонизаторы предприняли систематическое истребление этого мирного народа. В 60-х годах XIX в. погибли последние его представители.

 

Народы Океании

В отличие от Австралии  Океания имеет археологические  памятники и даже памятники письменности, но первые еще мало исследованы, а  вторые только расшифровываются. Поэтому  изучение ее истории опирается главным  образом на данные антропологии, этнографии, лингвистики и фольклора.

Техника и хозяйство  жителей Океании

По уровню техники жители всех островов Океании имели много  общего. Они не знали металлов, пользовались каменными полированными топорами, костяными ножами, кинжалами и  шильями, деревянными мотыгами в  виде заостренной палки, палицами и  копьями, скребками из раковин. У  жителей Меланезии, кроме того, существовали лук и стрелы.

Жители всех областей Океании  занимались земледелием, возделывали  корнеплоды — ямс, таро, батат. Не менее  важное место в питании занимали плоды кокосовой и саговой  пальмы, хлебного дерева, банана. Разводились  домашние животные и птицы — собаки, свиньи, куры; все они шли на мясо. Хорошо развито было рыболовство  с помощью сетей и удочек; крупную  рыбу били также острогами и стрелами.

Для одежды океанийцы употребляли материю из битого луба, так называемую тапу. Повсеместно было развито плетение из растительного волокна, изготовление циновок, сетей, сумок, поясов и украшений. У меланезийцев развилось гончарство.

Благодаря этим общим чертам материальной культуры европейские  путешественники долгое время рассматривали  жителей разных частей Океании как одну сплошную массу «дикарей». Однако по происхождению и по уровню общественного развития и культуры отдельные группы океанийцев сильно различались.

Меланезийцы

Жители Меланезии —  темнокожие, курчавоволосые негроиды, что и послужило для европейцев основанием дать этой области такое название (от греческого «мелас» — черный и «несос» — остров).

Меланезийцы составляют океанийскую ветвь австрало-негроидной или экваториальной большой расы, которая образовалась на стыке между Юго-Восточной Азией и Океанией. Областью ее формирования были, вероятно, восточные острова Индонезии и Новая Гвинея. Отсюда океанийские негроиды расселились по другим островам Меланезии и благодаря восточноавстралийскому течению добрались до Тасмании и Южного острова Новой Зеландии. Остатки языков древнейших обитателей Меланезии сохранились в диалектах папуасов — жителей южного побережья Новой Гвинеи и прилежащих архипелагов. Дальнейшее проникновение в Меланезию индонезийцев (малайцев) привело к образованию меланезийских языков, близких к малайскому настолько, что их включают в одну лингвистическую семью — малайско-полинезийскую, или австронезийскую.

В религии меланезийцев отразилось расслоение общины. Представление о  сверхъестественной силе — «мана» связывалось с влиянием в обществе; мана приписывалась вождям и старейшинам и особенно их предкам. На могилах старейшин ставились деревянные резные изображения, иногда с черепами покойников, им приносились жертвы. Члены мужских союзов надевали маски, представляя умерших вождей, устрашая соплеменников.

Меланезийцы создали богатое  орнаментальное искусство. Резьба по дереву и кости, украшающая орудия и утварь, маски и надгробные изображения  поражают красотой и разнообразием. Обычно орнамент представляет собой стилизованное изображение птиц, рыб, человеческой фигуры и лица. Пляски, подражающие боевым схваткам или трудовым движениям, были главным содержанием народных празднеств, которые сопровождались выразительной музыкой на барабанах, флейтах и раковинах.

Полинезийцы

Философы Просвещения  во Франции XVIII в., противопоставляя европейскому обществу своего времени мир «добрых  дикарей», имели в виду главным  образом полинезийцев. Дидро изобразил  в своем «Добавлении к путешествию  господина Бугенвиля» таитян как «детей природы». Ранние наблюдатели быта полинезийцев описывали их технику и хозяйство как примитивные. В действительности это было не так.

 
Культовая деревянная скульптура меланезийцев. Новая Гвинея.

Хотя в Полинезии не было ни лука и стрел, ни глиняных горшков, но зато там уже существовало общественное разделение труда, выделились группы ремесленников, воинов и жречества; появилась частная  собственность. Возникли касты и  рабовладение, на некоторых архипелагах  классовая дифференциация привела  к образованию зачаточных форм государства. Сложную религиозную систему  полинезийцев можно поставить в  ряд с древнеегипетской или древнеиндийской, а их знания окружающей природы, морских  течений и ветров, звездного неба стояли на грани научных. Наконец, в  одной из частей Полинезии, на острове  Пасхи, были найдены дощечки, покрытые знаками письменности.

Европейские путешественники XVI—XVII вв. описывали Полинезию как  страну, где пользовались дарами природы  без затраты труда. Между тем, ее мелкие острова были от природы  почти лишены съедобных растений, их фауна ограничивалась немногочисленными  видами птиц, рептилиями и насекомыми. Полезные растения, птица и домашние животные (собака, свинья, куры) были завезены сюда за несколько веков до появления  европейских путешественников.

По физическому облику полинезийцы резко отличаются от меланезийцев. Они высокорослы, имеют  смуглую кожу с желтоватым оттенком, волнистые волосы; их выделяют в  полинезийскую малую расу, промежуточную  между австрало-негроидной и монголоидной.

Заселение Полинезии  и происхождение полинезийцев

Из всех народов Океании  и Австралии лишь полинезийцы  сохранили память о своем прошлом. Данные науки, особенно исследования новозеландского  ученого Те-Ранги-Хироа (Питера Бака), дают возможность в известной мере восстановить историю этого народа.

У жителей каждой группы островов имеются сказания о своих  предках; называются имена, сообщается об их путешествиях. Было установлено, что собственные имена в генеалогиях, передаваемых на разных архипелагах, совпадают  между собой и относятся примерно к одному времени. Время исчисляется  в этих преданиях поколениями. Самая  длинная родословная (на о-ве Раротонга) насчитывает 92 поколения. Тщательное исследование генеалогических преданий полинезийцев, проведенное Те-Ранги-Хироа, неоспоримо доказало, что легенды эти могут служить историческим источником.

Существуют две основные теории происхождения полинезийцев: одна выводит их из Азии, другая —  из Америки. В культуре народов Океании  и Южной Америки действительно  существует много общих элементов. Наиболее яркий пример представляет широкое распространение по всей Полинезии батата, корнеплода несомненно южноамериканского происхождения. Его название в полинезийских языках — кумара — звучит так же, как и в языке кечуа — индейцев Эквадора и Перу (кумар, кумара). Наличие общих элементов культуры неопровержимо свидетельствует о связях между полинезийцами и индейцами. Возможно, полинезийцы - искусные мореплаватели — достигали берегов Южной Америки и привезли оттуда на родину батат.

Доказательств американского  происхождения полинезийцев нет. В  то же время лингвистические данные, а также предания полинезийцев ведут  их происхождение из Азии. Те-Ранги-Хироа считает, что предки полинезийцев происходили из Азии. Однако он полагает, что устная традиция не могла сохранить память об этом событии на протяжении более двух тысяч лет. Достоверную историю полинезийцев Те-Ранги-Хироа начинает со времени их переселения в Индонезию, на островах которой они стали народом мореходов. Близкие связи полинезийских языков с малайским говорят о длительном пребывании протополинезийцев в Индонезии.

изобререний человеческого ума. Балансиром или противовесом служит бревно, эластично прикрепленное к судну. Оно дает возможность даже долбленому челноку выдерживать сильные океанские волнения, преодолевать громадные волны, не опрокидываясь, и легко выравниваться. Для дальних плаваний употреблялись большие сдвоенные лодки, вмещающие по нескольку сот человек. Суда строились из тесаных досок, скрепляемых веревками из растительного волокна. Такие сдвоенные лодки, соединенные палубой с бортами, очень устойчивы. Паруса из циновок позволяли использовать попутный ветер. Управлялось судно рулевым веслом. У полинезийцев были жрецы-навигаторы, знавшие направление морских течений и ветров и хорошо ориентировавшиеся по звездам. Полинезийцы выезжали флотилиями в десятки судов; лодки шли веером Хотя древнейшая история народов Индо-Китая и Индонезии еще плохо изучена, можно предполагать, что продвижение китайцев в Ханьскую эпоху (около начала нашей эры) на юг от реки Янцзы заставило предков малайцев уйти из Южного Китая и Индо-Китая. Проникновение их на острова Индонезии продолжалось, вероятно, тысячелетиями. Когда в первые века нашей эры натиск китайских переселенцев усилился, предки полинезийцев вынуждены были отправиться на поиски новых островов. Так начались великие морские походы, которые совершались многократно и растянулись на многие столетия, пока не были заселены все сколько-нибудь значительные архипелаги и острова вплоть до о-ва Пасхи на крайнем востоке. Эти плавания не были случайными: они подготовлялись заранее, в путь отправлялись большие племенные группы с запасами пищи и домашними животными.

Информация о работе Понятие этнография. Предмет и задачи этнографии