Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие темы: «Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры».
В соответствии с обозначенной целью в данной работе задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
охарактеризовать средневековую европейскую культуру;
дать общую характеристику куртуазной поэзии европейского Средневековья;
показать художественное своеобразие лирики провансальских трубадуров и немецких миннезингеров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья…………………………………………………………………....4
Глава 2.Формирование светской культуры. Рыцарская культура…………....9
1.1.Французкая рыцарская лирика………………………………………….…..9
1.2.Немецкая рыцарская лирика……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский Государственный  Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых» 
                                                     (ВлГУ)

 

Факультет философских, исторических и социальных наук.

Кафедра истории и теории культуры.

РЕФЕРАТ

На тему:

Поэзия трубадуров и  миннезингеров в контексте средневековой  европейской культуры.                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                         Выполнила:

студентка 5 курса ОЗО 

филологического факультета

Воронцова Лилия

Проверила:

доцент Чеснокова Надежда Владимировна

 

 

Владимир 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……3

Глава 1. Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья…………………………………………………………………....4

Глава 2.Формирование светской культуры. Рыцарская культура…………....9

1.1.Французкая рыцарская лирика………………………………………….…..9

1.2.Немецкая рыцарская лирика……………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………….15

 

Введение

При мысли о Средних  веках возникают различные ассоциации. Крестовые походы, костры инквизиции, стены рыцарских замков, феодальные турниры. Средние века - время, поглощенное  тенью античности и Возрождения. Нередко прибегают к понятию  «средневековый», говоря об отсталости, бескультурье, бесправии.

Не следует забывать, что  именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились  языки, на которых мы до сих пор говорим. Мало того, к средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу нашей цивилизации [2, с.5].

Чтобы понять культуру людей  средневековой эпохи, нельзя не обратиться к литературе того времени, литературе эпохи феодализма, а именно  к поэзии трубадуров и миннезингеров, к куртуазным лирикам Европы.

В связи   с низкой  степенью изученности темы  определяется актуальность данной работы.

Целью данной работы является раскрытие темы: «Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры».

В соответствии с обозначенной целью в  данной работе задачи исследования:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. охарактеризовать средневековую европейскую культуру;
  3. дать общую характеристику куртуазной поэзии европейского Средневековья;
  4. показать художественное своеобразие лирики провансальских трубадуров и немецких миннезингеров.

 

 

Глава 1. Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья

Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом это определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некоего провала в культурном развитии между античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован еще в эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей (однако подобную распространенную оценку, например, опровергала историко-культурологическая литература романтиков). Лишь в условиях кризисных явлений, поразивших западную цивилизацию на рубеже XIX—XX столетий, ученые-культурологи стали постепенно отходить от господствовавшей в науке (впрочем, как и в обыденном сознании) оценки на основе всестороннего изучения противоречивой и многообразной культуры Средневекового мира.

Период культуры Раннего и Классического Средневековья охватывает, по меньшей мере, десять веков, с V века по конец XIV века, т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период Раннего Средневековья занимает период V в. — XI вв., а Классического — XII — XIV вв.[4, с.148].

Основными чертами Раннего Средневековья является процесс формирования европейской общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в IV в. становится государственной религией в Риме.

Вера в воскресение  Христа, в воскресение мертвых, в  Божественную Троицу стала основой христианского учения. Вместе с тем христианство учило, что человек является земным воплощением Бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же — результат первородного греха и нарушения заповедей. Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Одновременно христианство вовсе не отбрасывало, а на первоначальном этапе скорее синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов. Христианство, как и любой тип культуры, претендующий на господство, по-своему сформулировало главное противоречие, лежащее в основе мира. Это противоречие между земным и небесным, телом и духом бескомпромиссно решалось христианством в пользу последнего. Христиане были призваны таким образом отрицать a priori проявления земной жизни, что вело на практике к жесткой регламентации извне всех видов культурной деятельности человека со стороны церкви. Отсюда берут корни многочисленные ереси и прочие виды сопротивления, столь жестоко подавлявшиеся церковью в рассматриваемый период  [4, с.150].

На Западе Европы церковь не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохранила практически  полную самостоятельность в решении  внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная с IV в., с момента оформления института папства. Но уже с середины XI в. могущество и независимость пастырей римско-католической церкви были восстановлены. А в последующий период Классического Средневековья (XII—XIII вв.) влияние католической церкви и папства на все сферы общественной жизни еще более возросло. В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами. Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве, т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (как утверждали византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим). В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в 1054 г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга. Этот разрыв способствовал в известной мере закреплению различий и некоторых особенностей в культурном развитии Западной Европы и народов, оказавшихся в орбите православия [4 ,с.151].

Для характеристики состояния  средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных ее отраслей.

Религиозное миропонимание, как уже отмечалось, было основано на требовании подавления плоти и  освобождения духа (философия аскетизма). На практике не представлялось возможным полное устранение рациональной человеческой деятельности, в силу чего церковь создает достаточно прочную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т. п. С другой же стороны, для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. [4 ,с.152].

Заметное место в иерархии сфер средневековой культуры занимала философия. Она являлась первой «служанкой»  богословия. Главной ее задачей относительно религии было предоставлять доказательства истинности христианской веры. Особенно преуспели в решении данной задачи схоласты, многими положениями которых пользуются и современные теологи.

Огромную роль в распространении  религиозного мировоззрения как на Западе, так и Востоке, играл институт монашества. Максимально приближенная к христианскому идеалу аскетизма, самоотреченной любви к Всевышнему и ближнему, организация монастырской жизни позволила не только добиться значительных успехов в области ведения хозяйства, о чем достаточно широко известно, но и превратить монастыри в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки.

Сильнейшее влияние церкви испытывало художественное творчество Средневековья. Средневековый художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным канонам. Характерно в этой связи распространенное название художника — геометр, которое лишь в XIV в. было заменено на аджест (художник). Универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм, в разнообразии приемов изобразительного искусства и пр. Подтверждением этого может служить, в частности, наличие нескольких стилей, характеризующих архитектуру Средневековья. Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца Х в. Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIII— XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.

 Одной из основных форм  театрального искусства был церковный  театр. Приблизительно с XI в. во время литургии в храмах стали разыгрываться драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете, называемые мистериями. В XIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участники представлений были горожане. По ходу представления появились различные импровизации, включавшие сценки из обыденной жизни, которые получили название фарса. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового сатирического, юмористического, зачастую фривольного содержания спектакля, персонажи которого представляли определенные социальные типы. Одновременно широкое распространение с XIII в. получает особый жанр драмы в стихах — моралите, назидательной аллегорической пьесы, персонажи которой были олицетворениями добродетелей и пороков.

Уже в XIV в. в культурной жизни европейских стран возникают новые тенденции, проявляющиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности.

Эпоха Средневековья не может  рассматриваться как период провала  в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. Также  едва ли можно смотреть на нее как  на период своеобразного застоя. При  всей противоречивости культурологического  процесса более правомерно утверждение  о том, что именно в это время  сложились важнейшие черты западноевропейского  христианского типа культуры на основе повсеместного распространения  христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный  период доминирующие позиции практически  во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако на излете эпохи Классического  Средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей. [4 ,с.159].

Глава 2.Формирование светской культуры. Рыцарская культура

1.1.Французкая рыцарская лирика

Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной  из ее существенных черт являлось возникновение  в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства  и возникшего в зрелом средневековье  нового социального слоя - горожан. Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой  культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам  образ и стиль жизни рыцарства  и горожан предопределили их сосредоточенность  на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности. Прежде чем сформировалась собственно городская культура, светская духовность стала утверждаться в рыцарской культуре. [3 ,с.32].

Создателем и носителем  рыцарской  культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VII-VIII вв., когда получили  развитие  условные формы феодального землевладения. Рыцарство как особый слой средневекового общества выработало свои традиции и этические нормы, воззрения на жизненные отношения. Крестовые походы, знакомство рыцарства с восточной традицией способствовали  становлению их идей, обычаев, морали. К XII веку формируются  некоторые специфические рыцарские идеалы. Сама рыцарская культура стала одним из элементов светской культуры. Рыцарь  должен был следовать «кодексу рыцарской чести». Основой кодекса являлась идея верности долгу. Благородное поведение в бою, щедрость, смелость - все это относилось  к числу рыцарских достоинств. Рыцарь должен был знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, ухаживать за дамой, относиться к женщине с благородством, защищать тех кто унижен и оскорблен. Наряду с верховой ездой, плаваньем, фехтованием, игрой в шашки,  умелым обращением с копьем, входило поклонение и служение даме сердца, сочинение стихов в ее честь.

Информация о работе Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры