Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие темы: «Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры».
В соответствии с обозначенной целью в данной работе задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
охарактеризовать средневековую европейскую культуру;
дать общую характеристику куртуазной поэзии европейского Средневековья;
показать художественное своеобразие лирики провансальских трубадуров и немецких миннезингеров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
Глава 1. Культура Западной Европы в эпоху Раннего и Классического Средневековья…………………………………………………………………....4
Глава 2.Формирование светской культуры. Рыцарская культура…………....9
1.1.Французкая рыцарская лирика………………………………………….…..9
1.2.Немецкая рыцарская лирика……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

Указанные идеалы составляли основу представления о специфически рыцарском  поведении - куртуазии (от французского court -двор). Куртуазия - особый ритуал отношений и нравственных категорий, диктуемых придворным этикетом.

Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический  смысл. Эти новые ценности легли  в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской лирики и рыцарского романа. Возникла она в XII в. одновременно со средневековым героическим эпосом. Однако, если последний выражал общенародный идеал, то куртуазная литература ориентировалась на определенную сословную среду.

Следует отметить, что в период высокого Средневековья наряду с  отделением литературы от исторических, религиозных, научных и т.п. произведений, увеличивается разрыв между народной культурой и элитарной (в предшествующий период вся сфера поэтического творчества преимущественно отражала общенародный идеал). Классическое же Средневековье  противопоставляет народному героическому эпосу рыцарский роман, народной лирике - поэзию, трубадуров и миннезингеров.

[3  ,с.33].

Рыцарский кодекс нашел отражение  в рыцарской литературе. Ее вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшая на юге Франции в середине XI века, в одной из древнейших римских провинций - Провансе. Именно в Провансе сложился куртуазно - рыцарский идеал. Невероятных размеров достигли здесь роскошь жизни и тяга к образованию. Рыцарская лирика Прованса представляет собой сложное искусство, которое содержит  определенную технику, мастерство.

Само название поэтов - трубадуры обозначало любого поэта независимо от жанра и характера его творчества. Существовали трубадуры рыцарского, городского стиля, трубадуры, слагавшие религиозные песни.

Среди трубадуров встречались знатные  феодалы, люди скромного происхождения, но в основном преобладали рыцари - министериалы, то есть рыцари, связанные с аристократическими дворами. К поэтическому творчеству были причастны  и женщины, так как пользовались большой свободой. Трубадуры воспевали красоту, благородство прекрасной дамы, совершенную любовь. Но среди историков европейской средневековой культуры возникали споры о том, что песни поэтов  - фикция, и имеют цель - прославление госпожи в расчете на награду. Ведь  дама, которую воспевают трубадуры -  супруга феодала, замужняя женщина. Таким образом поэты воспевали любовь, ведущую к нарушению супружеской верности.

 Куртуазная любовь это любовь тайная, изысканная. Поэт не называет свою даму по имени, робость поэта часто лишает  его дара речи.

Проявить творческую индивидуальность в рамках  художественной жизни того времени, было очень трудно. Куртуазная любовь не была лишена условностей. Она подчинялась придворному этикету, сливалась с великосветской модой.

Трубадуры ценили литературное мастерство, они соревновались в изобретении  стихотворных форм. Поэты стремились к филигранной отделке поэтических  произведений, заботились о красоте  и мелодичности, ведь «совершенная»  любовь  требовала совершенной  формы. Трубадур являлся автором  текста, мелодии, а также исполнителем песни. К рифме обращались певцы, и именно они ввели ее в широкий литературный обиход. Стремясь расширить возможности поэзии трубадуры тяготели к каноническим формам: кансона («песня»), альба («утренняя заря, рассвет»), тенсона («спор»), стихотворный диспут, пасторела, баллада, сирвентес, плач.

Такие формы, как тенсона, сирвентес, плач, свидетельствуют о том, что любовная тема не являлась  единственной темой в творчестве трубадуров. Певцы касались политических и социальных вопросов. Со временем расширился публицистический диапазон провансальской поэзии, усилились нападки на власть имущих. Отчасти этому содействовали события произошедшие в начале XIII, а именно, крестовый поход, инквизиция.

Поэзия трубадуров опиралась на богатую поэтическую традицию. Ее источниками были народные песни, фольклор.

Форма строф в песнях трубадуров очень похожа на поэтическую форму, изобретенную арабским поэтом, это говорит о влиянии арабской литературы на творчество трубадуров. Так же можно говорить о влиянии культуры Древнего Рима, христианских мотивах в  их поэзии.

Поэзия трубадуров  стала невероятно разнообразной и положила начало всей последующей лирической поэзии Европы.

 

1.2.Немецкая рыцарская лирика

В последней трети XII века за трубадурами последовали немецкие миннезингеры («певцы любви»). Уже к началу  XIII века достигла своего расцвета немецкая куртуазная поэзия. Миннезингерами широко использовался опыт провансальских трубадуров, разработавших концепцию куртуазного служения. Поэтическая форма миннезингеров восходит к романским образцам. С провансальской альбой  совпадает распространенная у них «песня рассвета» (тагелид).

Немецкая рыцарская лирика носит  название миннезанг, т. е. «любовная песня» (от слова Minne - «любовь») и имеет ряд своеобразных черт. Произведения миннезингеров окрашены в религиозные тона, немецкие поэты склонны к перенесению житейских проблем в сферу умозрительных спекуляций, к морализации, рефлексии. Поэзия миннезингеров была в основном светской, как и поэзия трубадуров.

Требованиям куртуазии  миннезанг подчинился не сразу. С направлением куртуазным сосуществовало обращенное к традициям старины, близкое к героическому эпосу, иное направление. Строфика поэтов этого направления была проста, стихи связаны парными рифмами, они не стремились к сложным изысканным формам. В роли лирического героя часто выступает женщина, которая молится о любви. Но куртуазные черты проступали уже и  у поэтов этого направления.

Куртуазное направление, зародившееся на Рейне, непосредственно стоит  под влиянием провансальских трубадуров, но это влияние ограничивается традиционными  для куртуазной лирики особенностями  формы, идеями и мотивами. Среди поэтов миннезингеров были знатные особы и даже императоры. Изначально немецкие певцы воспевали вполне реальную любовь, а не искусственную, условную, характерную для провансальской лирики. Но со временем  из оригинальной поэзия немцев превращается в подражательную. Но некоторая  индивидуальность свойственная их лирике сохранилась. Любовь, которую воспевают миннезингеры, отличается скромностью, в их любви есть что - то светлое, возвышенное. Характерной чертой миннезингеров, отличающих их от  трубадуров, была религиозность, отношение к природе. Если трубадуры относились к ней  равнодушно, то много произведений миннезингеров посвящено именно природе. У миннезингеров кроме лирики и эпоса были произведения дидактические, поучительные, направленные против испорченности нравов.

В XIV - XV веках  происходит закат миннезанга. В придворную поэзию проникают новые веяния, на первый план выходят бытовые зарисовки и размышления о состоянии современного общества.

Рыцарская культура эпохи средневековья  оказала значительное влияние на рыцарскую литературу того времени.

 

 

Заключение

 

 

В данной работе мы рассмотрели  культуру Западной Европы в эпоху  Раннего и Классического Средневековья. Ее влияние на  одно из крупных направлений художественного творчества  - рыцарскую литературу.

Проанализировали творчество поэтов - певцов, особенности рыцарской  лирики и пришли к выводу, что  поэзию трубадуров и миннезингеров   нельзя рассматривать в отрыве от культуры средневековой эпохи.

Средневековое общество признавало духовное родство церкви, но все  классы развивали свою особую культуру, в которой отражались свои настроения и идеалы. Светская культура являлась одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры.

Эпоха Средневековья повлияла на творчество трубадуров и  миннезингеров: они творили в рамках светской культуры, подчинялись требованиям куртуазии. В их произведениях, как в зеркале, отражалась культурная жизнь того времени. Подводя итог, следует сказать, что цель исследования - раскрытие темы: «Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры» в ходе работы  была достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев М.П., Жирмунский  В.М. и др. - История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М.: Высшая школа,1987. - 415с.

2.  Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972. - 285с.

3.Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: мировоззренческие принципы и система ценностей: Учебное пособие. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003. - 55с.

4.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.

5.Мейлах М.Б. Жизнеописания трубадуров. - М.: Наука, 1993. - 735с.

6.Найман А.Г. Песни трубадуров. - М.: Наука, 1979. - 264с.

7.Стадников Г.В.  Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века. - М.: Академия, 2009. - 176с.

 

 


Информация о работе Поэзия трубадуров и миннезингеров в контексте средневековой европейской культуры