Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:53, реферат
Православие в Беларуси. Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь. Общее число православных в стране составляет около 4,5 млн человек (примерно половина населения страны), согласно данным на июль 2010 года, предоставленным аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, 58,9% населения Белоруссии считают себя верующими. Из них 82,5% принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский экзархат). Существуют оценки, согласно которым доля верующих, относящихся к Русской православной церкви, составляла 73%.
Введение 3
Глава 1 Появление христианства на белорусских землях. Основание церквей и христианских центров. Становление православия. Место других религий. 4
Глава 2 Усиление позиций католицизма. Значение для культуры Беларуси XIV-XV ст. 7
Глава 3 Православие в Речи Посполитой 9
Глава 4 Православная культура на белорусских землях в эпоху Российской Империи. …14
Глава 5 Православие в годы советской власти. Сохранение религиозной культуры. ……….17
Заключение ……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы..............................................................21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Появление
христианства на белорусских землях.
Основание церквей и
Глава 2 Усиление позиций католицизма. Значение для культуры Беларуси XIV-XV ст. 7
Глава 3 Православие в Речи Посполитой 9
Глава 4 Православная культура на белорусских землях в эпоху Российской Империи. …14
Глава 5 Православие в годы советской власти. Сохранение религиозной культуры. ……….17
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Трудным и тернистым
оказался путь Православия на землях
Белой Руси. Немало испытаний и
гонений выдержала Церковь
Православие в Беларуси. Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь. Общее число православных в стране составляет около 4,5 млн человек (примерно половина населения страны), согласно данным на июль 2010 года, предоставленным аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, 58,9% населения Белоруссии считают себя верующими. Из них 82,5% принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский экзархат). Существуют оценки, согласно которым доля верующих, относящихся к Русской православной церкви, составляла 73%.
Религия в Беларуси была отделена от государства в годы советской власти. Православия традиционно придерживается большая часть белорусского, русского и украинского населения республики. Доля католиков в населении страны составляет порядка 12 — 15% (этнические поляки и часть белорусов, главным образом, на западе страны).
На сегодняшний день нам оставлено предками немало исторических источников, на основании которых мы можем проследить всю историю православия на белорусской земле, его вкладе в белорусскую культуру и наследие, которое нам осталось от предков и которое мы храним потомкам.
Глава 1 Появление христианства на белорусских землях. Основание церквей и христианских центров. Становление православия. Место других религий.
Христианство пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X в. Это было начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточно-славянских племен. Однако древнерусские предания связывают начало распространения слова Божия на Руси, в том числе и Белой, с апостолом Андреем. Не исключено, что задолго до официального принятия новой религии, уже во второй половине IX - середине X в. христианство было известно на белорусской земле. Участвуя вместе с дружинами русских князей в походах на Константинополь, ее воины не только знакомились с византийской цивилизацией, но и одновременно усваивали основы Православия. Источником знакомства населения древней Беларуси с христианством могла быть и Западная Европа, в том числе Скандинавия, с которой она находилось в оживленных торговых отношениях.
Начало Святой Православной Церкви в Беларуси восходит к Х веку, когда в 992 году при равноапостольном великом князе Владимире в городе Полоцке была учреждена первая епископская кафедра. Основание Полоцкой епархии и последовавшее несколько позднее (1005 г.) поставление первого епископа в Туров положило начало каноническому устроению Православной Церкви на Белой Руси. Каноническое утверждение Православной Церкви в пределах Белой Руси проходило успешно, ибо среди народа, ее населявшего, особенно среди князей и горожан, христианство было уже довольно широко распространено. Благодаря миссионерской деятельности учителей словенских, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, свет Евангельской истины воссиял и в соседних с нами польских землях, где до начала XII века распространена была Православная вера. Многие польские князья, в том числе и Мешко I (в начале своего княжения ок. 960 г.), были православными. Полоцкая и Туровская епархии находились в церковной юрисдикции у Киевских митрополитов, которые в свою очередь состояли в молитвенном общении со Вселенским (Константинопольским) патриархатом. Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси.
Как обязательное
явление становления
X век — в
Полоцке возведён первый
Коложская церковь (Борисоглебская) в г. Гродно, одна из первых в Беларуси – была возведена на крутом берегу Немана до 1183 года. Являет собой уникальный образец древнерусской и византийской церковной архитектуры. В стены храма для усиления звука вмурованы кувшины-"голосники". Этот известный акустический прием, который принято считать псковско-новгородским изобретением, здесь применен на 100 лет раньше.
С принятием христианства стали происходить глубокие внутренние процессы духовного возрождения. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни. Монастыри играли большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа. В каждом епископском городе был монастырь или даже несколько. Одним из первых монастырей на территории Беларуси следует считать монастырь в Изяславле, построенный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночество под именем Анастасии. Почти при каждом монастыре размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых, появляются значительные произведения автобиографического жанра ("Житие Евфросиньи Полоцкой", "Житие Авраамия Смоленского"). Белорусская тема звучит в летописи "Повесть временных лет" и в "Слове о полку Игореве" — шедеврах древней восточнославянской литературы.
Вместе с тем православное христианство не искореняло языческие обряды и языческую религию на белорусских землях, в отличие от тех земель, куда стала проникать католическая религия. Язычество было адаптировано православным христианством, приспособлено под новые условия. Пантеон языческих богов нашёл своё место в каноне православных святых. И сегодня мы можем наблюдать такие православные обряды, как «Масленница», «Купалье». Праздник урожая «Дожинки» вообще отмечается на государственном уровне, в отличие от соседних Украины и Российской Федерации.
Особенно поражает и восхищает, что в эпоху крестовых походов, инквизиции и религиозной непримиримости православные миссионеры не стремились к насильственному крещению своих прибалтийских данников. Большинство предков нынешних финнов и прибалтов до ХШ века, а литовцы - и до конца XIV века, оставались язычниками. (И после этого некоторые из их потомков еще говорят о своей "культурности" по отношению к русским!). Объясняется это, видимо, традиционным уважением русскими местных обычаев, а также особенностями проповеднической и миссионерской деятельности Православной Церкви, никогда не признающей саму идею насильственного обращения. Впрочем, Православие, хоть и медленно, но получало распространение среди туземцев Прибалтики. Во всяком случае, когда немецкие крестоносцы начали завоевывать эти земли, то к их ярости выяснилось, что с христианством здесь знакомы давно, и даже во многих селах имеется по несколько православных церквей. Однако, поскольку для крестоносцев православные были "схизматиками", не повинующимися папе, то местных православных вместе с язычниками начали огнем и мечом приводить к католичеству, убивая "упорствующих". О распространении Православия среди прибалтийских народов свидетельствуют не только древние летописи, но и данные лингвистики. Так, в латгальском диалекте латышского языка такие связанные с христианством слова, как "базница" ("божница", то есть "храм"), "колокол", "пост", "святой", "свеча", и пр., привнесены из церковнославянского языка. (Это значит, что не через католическую латынь, а через древнерусские христианские тексты древние прибалты ознакомились с верой Христовой).
Духовная жизнь в Белой Руси XII в. зиждилась на таких столпах веры и великих подвижниках Православия, как святые: Евфросиния Полоцкая - основательница Спасского монастыря в Полоцке († 1173 г. в Иерусалиме), епископы Полоцкие - Мина († ок. 1116 г.), Дионисий († ок. 1182 г.), Симеон († ок. 1280 г.), епископы Туровские - Кирилл († ок. 1183 г.) и Лаврентий, Елисей Лавришевский († 1250 г.), в Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин. Святитель Кирилл - образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру, еще при жизни удостоился именования "Златослова", русского "Златоуста".
XIII-XIV в. – эпоха феодальной раздробленности славянских княжеств, ослабления религиозного центра – Киева. Как следствие, с 1318 года стали наблюдаться случаи появления особых митрополитов для Руси Западной, вошедшей к тому времени в состав Великого княжества Литовского. Если на литовских землях христианство только возникает в этот период, то на белорусских землях, оно укрепляется, проникают другие конфессии, особенно Христианство по Римско-Католическому образцу.
Глава 2 Усиление позиций католицизма. Значение для культуры Беларуси XIV-XV ст.
Для XIII-XIV в. также характерны бурные политические процессы на славянских землях. Ослабление позиций Православия на территории Украины и в Русских княжествах было связано с нашествием монголо-татар, разорением русских земель и православных храмов. На территории Беларуси же Православие приобретает некоторое самоуправление, независимость от Киевской метрополии. В 1316 (1317) г. Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 г. Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью. После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 г., великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал этот шаг для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.
Ситуация очень скоро меняется, когда ВКЛ и Королевство Польское подвергаются нашествиям крестоносцев. Литовские князья ввиду внешней угрозы вынуждены обращаться за помощью к Риму и западным соседям. В 1382 г. сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил католицизм государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства.
Отсюда начался крестный путь народа Белой Руси, который на протяжении многих веков и по сей день пребывает на духовном, церковном и политическом рубеже между Святой Православной Русью и польским авангардом Ватикана в его постоянном стремлении на восток. Из-за созданных католикам привилегий некоторая часть прежде православной шляхты перешла в католицизм.
Одновременно на белорусских землях поселяются татары, пришедшие с территории Украины, уже успевшие принять ислам. Но такого противоречия с христианской религией при этом не наблюдается.
В этот промежуток времени продолжается становление и развитие культуры православия. XIII век — период тотального оборонного зодчества. Основным видом монументального строительства становятся замки князей и магнатов с мощными стенами и башнями, возведенными из громадных валунов и большемерного кирпича, опоясанные валами и рвами (сохранились башня – донжон в Каменце, замки в Лиде, Крево, Мире, Несвиже, Гродно). Православные церкви превращаются в маленькие крепости, фланкированные на углах боевыми башнями. В них в случае военной опасности собиралось все окрестное население.