Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:53, реферат
Православие в Беларуси. Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь. Общее число православных в стране составляет около 4,5 млн человек (примерно половина населения страны), согласно данным на июль 2010 года, предоставленным аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь, 58,9% населения Белоруссии считают себя верующими. Из них 82,5% принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский экзархат). Существуют оценки, согласно которым доля верующих, относящихся к Русской православной церкви, составляла 73%.
Введение 3
Глава 1 Появление христианства на белорусских землях. Основание церквей и христианских центров. Становление православия. Место других религий. 4
Глава 2 Усиление позиций католицизма. Значение для культуры Беларуси XIV-XV ст. 7
Глава 3 Православие в Речи Посполитой 9
Глава 4 Православная культура на белорусских землях в эпоху Российской Империи. …14
Глава 5 Православие в годы советской власти. Сохранение религиозной культуры. ……….17
Заключение ……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы..............................................................21
Глава 4 Православная культура на белорусских землях в эпоху Российской Империи
В момент расцвета Речи Посполитой, католицизм исповедовали, по некоторым оценкам, до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе страны и в крупных городах. В то же время, в 1791 году на территории всего Великого княжества Литовского 39 % населения являлись униатами, 38 % — католиками-латинянами, 6,5 % — православными и 4 % — старообрядцами[3]. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи. После воссоединения униатов с православными, начался постепенный упадок католицизма в стране и укрепление позиций православия. В феврале 1839 г. в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. С марта 1839 г. началось возрождение православной жизни на Беларуси.
В период c 1830 г. по 1863 г. Православное христианство было приоритетной религией, деятельность униатского духовенства правительство старалось совместить с православными, подчинить его Православной церкви, Католическое Христианство было изолировано, сводилось к минимуму его влияние на белорусских землях.
Ситуация изменилась после подавления восстания 1863 г., имевшего место на белорусских землях. Католицизм, да и вся польская культура переживают действительные притеснения со стороны официальных властей. Католические храмы были закрыты и перестроены под православные церкви в псевдорусском стиле. Однако и эти искусственно привитые пластические архитектурные формы в местных материалах, природном камне и дереве приобрели художественное своеобразие.
XVIII–XIX века
— появляются первые
Успенский монастырь XIX века в д. Пустынки основан мстиславским князем Лунгвеном Ольгердовичем в 1380 г. у чудотворной криницы. По преданию, ослепшему князю вернулось зрение после того, как он промыл глаза водой из святого источника. Он тут же увидел икону Матери Божией. Дошедшие до нашего времени в полуразрушенном состоянии монастырские здания — Успенский собор, церковь рождества Богородицы, келейный корпус и Покровский храм, колокольня, школа - были возведены на протяжении XIX в. Несколько лет назад в пустующей обители появились монахи.
Значительные изменения во второй половине ХIХ – начале ХХ веков произошли и в архитектуре Белоруссии. Общественное строительство приобрело главное значение. Сдвиг в экономической жизни общества привели к быстрому росту городов и их благоустройства. Но основная масса зданий строилась еще в традиционном духе белорусской деревенской архитектуры.
В культовом строительстве сохранилось архитектура предшествующих эпох: в костельном - готика, в церковном - византийский стиль.
Во второй половине ХIХ века наблюдался рассвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Белоруссии.
После подавления восстания 1863 года русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные с византийских храмов. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. Наиболее значимыми постройками этого направления можно считать: мемориальный комплекс в деревне Лесная11 и часовня князей Паскевичей в Гомеле.
В культовом зодчестве Белоруссии сложился и неоромантический стиль. Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской готической архитектуры, является Красный костел (костел Симона и Елены) в Минске, построенный в 1908 году.
К началу первой мировой войны в пределах Белоруссии было пять епархий: Полоцкая, Могилевская, Литовско-Виленская, Минская, Гродненская.
Всего насчитывалось 3552 церкви, 470 часовен, 21 мужской монастырь и 14 женских. Действовали духовные семинарии в Минске, Витебске и Могилеве.
Возрождение православия, которое Беларусь пережила в конце XVIII – начале XX века породило уникальное явление – блестящую плеяду православных историков, мировоззрение и научная деятельность которых еще ждет своего осмысления.
Появление этой историко-церковной школы было вызвано не только процессом зарождения православной белорусской интеллигенции с ее обостренным чувством прошлого и глубоким интересом к тому историческому пути, который прошли восточные славяне на протяжении своего более чем тысячелетнего существования, но и восстановлением утраченных традиций православной культуры (slavia orthodoxa). Не случайно именно в XIX – начале XX вв. появляются фундаментальные труды, раскрывающие сложные, подчас трагические страницы истории Православной Церкви Беларуси.
Истоки изучения истории православия на белорусских (западнорусских) землях своими корнями уходят в конец XVIII в. и связаны с именем архиепископа Могилевского Георгия (Конисского). Интерес иерарха к историческому прошлому Беларуси объясняется, прежде всего, его церковной деятельностью, связанной с защитой попранных гражданских прав православного населения Речи Посполитой, хотя, по замечанию биографа владыки – М. Павловича, «видно, что Конисский по призванию и по образованию был историк; видно, что он любил историю, и что она составляла обычное его занятие».
Разработка церковной истории переживает расцвет в последней четверти XIX века. Это было связано не только с публикацией нового пласта источников и исследований, позволяющих поднимать темы доселе неизвестные в истории Западнорусской церкви. Пятидесятилетие Полоцкого церковного собора и совпавший с ним юбилей (100-летие со дня рождения) митрополита Литовского Иосифа (Семашко), вызвали новую попытку осмысления церковной жизни населения Беларуси и Украины. Среди литературы, вышедшей в это время, интерес представляет монография Н.Д. Извекова «Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839 – 1899 гг.», воссоздающая непростой процесс становления православной жизни Литовской епархии в пост-Полоцкий период.
Особое место в исследованиях этого времени занимают многочисленные работы церковных историков-краеведов, трудившихся в Литовской, Могилевской, Минской и Витебской семинариях: И. Котовича, Е. Орловского, Л. Паевского, П. Горючко, Ф.А. Жудро и других. Их исследования, как правило, затрагивающие узкие, неизученные темы в истории Православия Западной Руси, публиковались преимущественно на страницах местных Епархиальных Ведомостей и отличались не только глубоким проникновением в историческое прошлое родного края, но созвучием поднимаемых проблем текущему времени.
Глава 5 Православие в годы советской власти. Сохранение религиозной культуры
В XX в. во время
новых суровых испытаний для
Православной Церкви, произошло практически
полное физическое уничтожение церковной
структуры перед Великой
В результате изменения государственных границ, которое последовало по окончании первой мировой войны, вся западная часть Беларуси была включена в состав Польского государства, а более чем полторы тысячи православных церковных приходов оказались в юрисдикции Автокефальной Православной Церкви Польши.
В восточной части Беларуси, отошедшей к Советскому Союзу, в результате внутренних церковных настроений, а также неслыханных по жестокости гонений со стороны советской власти, когда практически все священно-церковнослужители были арестованы и многие из них приняли мученическую кончину, к началу 30-х годов церковное управление перестало существовать. К началу второй мировой войны в восточных пределах Беларуси остались только две церкви, где богослужения совершались периодически.
В Западной Беларуси в 1939 году действовало 806 храмов.
Возобновление церковной жизни последовало в годы войны (1941 — 1945). В 1942 году было открыто шесть епархий: Минская, Витебская, Гродненская, Могилевская, Новогрудская, Смоленская. К 1945 году по всей Белоруссии насчитывалось 1044 храма.
С начала 50-х годов церковное управление" стало осуществляться через Минскую епископскую кафедру и поэтому на другие кафедры епископы не поставлялись. В Беларуси был один правящий архиерей с титулом "Минский и Белорусский". До 1961 года существовало еще Бобруйское викариатство, а в 1980 году учреждено было викариатство в Пинске. К 1957 году во всей Минско-Белорусской епархии насчитывалось 968 храмов, из которых 709 являлись приходскими. В церковном клире состояло 724 священника и 74 диакона. Действовала духовная семинария и три монастыря: Спасо-Евфросиниевский в Полоцке, Свято-Успенский в Жировичах и Свято-Рождество-Богородичный в Гродно.
Военное и послевоенное возрождение церковной жизни сменилось новой волной гонений, начатой в конце 1950-х гг.
В результате гонений, постигших Церковь в начале 60-х годов, более половины храмов было закрыто и передано государству. Количество приходов резко сократилось до 39-ти. Были закрыты духовная семинария и монастыри в Полоцке и Гродно.
Возрождение церковной жизни пришлось на конец 80-х годов. К началу 1991 года в Беларуси насчитывалось 609 приходов. После того как в апреле 1989 года были возрождены древние епископские кафедры в Полоцке, Могилеве и Пинске, определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от октября 1989 года был образован Белорусский Экзархат Московского Патриархата. Другое официальное название Белорусского Экзархата — "Белорусская Православная Церковь". Правящий архиерей Белорусского Экзархата имеет титул "Патриарший Экзарх всея Беларуси".
В 1989 году в составе Белорусского Экзархата находились четыре епархии: Минская, Полоцкая, Пинская и Могилевская. В последующие три года было учреждено еще шесть епископских кафедр: в Бресте и Гомеле (1990 г.), Новогрудке и Гродно (1991 г.), Турове и Витебске (1992 г.). Таким образом, в настоящее время в Белорусском Экзархате — десять епархий:
Можно считать, что период 1917-1991 г. был застойным для православия на белорусской земле. Основные гонения на Православную церковь пришлись на период Гражданской войны. Росписи Покровской церкви в г. Гродно наглядно иллюстрируют тяготы и гонения, которые пришлось терпеть православным священнослужителям. Множество храмов было разрушено не в результате военных действий, но и по прямому указанию официальных властей, в лучшем случае храмы использовались как общественные здания, но не по их прямому назначению, что, однако, спасло их существование. К сожалению, в этот период утрачено много великолепных культовых сооружений.
В период советской власти строительство культовых сооружений не велось, дело ограничивалось лишь реставрацией некоторых из них. Ремонт и реконструкции, приобретение церковного интерьера происходило за средства, как правило, прихожан.
Период исследований церковной истории переживает глубочайший кризис. Фактических научных трудов по истории Православной церкви на белорусских землях советская эпоха не оставила.
Можно лишь констатировать тот факт, что с гонениями столкнулись и другие религии, существовавшие в это время на Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В силу своего геополитического положения Беларусь всю свою историю стояла на стыке, двух миров, двух культур и идеологий, была своеобразной зоной взаимодействия православно-византийской и католическо-романской цивилизаций. Это определило ее уникальное культурное и историческое положение в Европе. Синкретическая, преимущественно православно-католическая культура народа Беларуси, всю свою историю обогащалась достижениями других культур, осваивая прежде всего те их ценности, которые могли адаптироваться на местной почве. Значительная роль в развитии общей культуры народа Беларуси принадлежит представителям в первую очередь традиционных религий. В период существования БССР (1919 — 1990 гг.) конфессиональную принадлежность формально предпочитали не учитывать. Рассмотрение этнической принадлежности правительственных чинов, деятелей науки, искусства и культуры показывает, что и в этот период истории Беларуси большую роль играли представители не только белорусского, но и русского, еврейского, польского, украинского, татарского народов.
Вместе с тем Православная церковь сохранила себя в эпохи, казалось бы, самых трудных её испытаний. Сохранила своё самоуправление. В настоящее время в Белорусском Экзархате — десять епархий: Минская, Могилевская, Брестская, Гомельская, Пинская, Новогрудская, Полоцкая, Витебская, Туровская, Гродненская. Во всех десяти епархиях Белорусского Экзархата к началу 1997 года насчитывалось более тысячи церковных приходов. Возглавляет Белорусскую Православную Церковь, начиная с 1978 года, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Свято-Успенской Жировичской обители.
С 1988 г. и по настоящее время проходит новое возрождение Православия в тяжелых условиях современности, обусловленной борьбой Церкви за души людей с безбожием и сектантством. Вообще обращение официальной власти за помощью к религии стала характерной чертой начала 90-х годов, когда возникает на территории бывшего СССР множество сект, а в конце 90-х – проникает мусульманский экстремизм. Порой не имея духовной базы, отрицая существующие религиозные, да и гражданские нормы, многие из них наносят непоправимый ущерб не только религии, но и общественным отношениям, разрушают семьи. В данном случае деятельность и Православной церкви и всех других официальных религий просто необходима и бесспорна.