Праздники, традиции и быт древних греков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:05, реферат

Краткое описание

Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по нескольку дней. Самые важные — Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства.

Содержание

1.Праздники древних греков.

1.1 Олимпийские игры.

1.2 Дионисийские праздники.

2. Традиции древних греков.

3. Быт древних греков.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Участники вакхической процессии ехали  на телегах и пели бранные песни, потом хоры исполняли дифирамбы в честь Диониса. Ленейские торжества, начинавшиеся 12-го Гамелиона, длились несколько дней. Некоторые ритуалы совершались только женщинами и проходили ночью. Возлияния Дионису и танцы вакханок на Ленеях изображены на нескольких аттических стамносах, сосудах, специально изготовленных для подобных церемоний.

    Название  третьего праздника Антестерии совпадало  с наименованием месяца. В Элладе в Антестерионе природа пробуждается после зимы, зацветают весенние цветы, от чего произошло название месяца (άνθος - цветок); тогда приготовленное осенью вино заканчивало брожение, и его начинали пить. Праздничное шествие сопровождалось музыкой, к алтарю вели жертвенных животных, юноши несли необходимые для жертвоприношений принадлежности, девушки шли с корзинами, наполненными цветами и плодами. Среди них находился сам Дионис, представленный либо статуей, либо человеком в маске. Бог ехал на деревянном корабле, поставленном на колеса. Это напоминало миф о том, что бог прибыл в Элладу из-за моря и научил греков виноградарству. Как выглядело такое аттическое праздничное судно, известно по рисункам на чернофигурных аттических вазах. Дионис на деревянном корабле появлялся на праздниках и в других греческих городах, например в Смирне и в Александрии. Афиней подробно описал, как в 274 г. до н. э. Птолемей Филадельф устроил роскошную дионисийскую процессию в Александрии Египетской. Там в сопровождении жрецов и актеров двигалась повозка со статуей Диониса, совершающего возлияние из золотого кубка. Антестерии, знаменовавшие приход весны, стали прообразом более поздних карнавалов, проходивших примерно в то же время. Возможно, и само название карнавала происходит от латинского carrus navalis - корабль-повозка Диониса. Каждый из трех дней Антестерий имел свое название: πιθοιγία (открывание пифосов), χοές (кружки), χύθροι (горшки). В первый день открывали сосуды, в которых бродило вино, и пробовали, как оно удалось. Хозяин дома приносил жертву Дионису, кубки с вином украшали весенними цветами, и все домочадцы, включая рабов, весело отмечали праздник.

    Особое  внимание уделяли детям; им дарили игрушки, купленные на открывавшемся в  этот день в Афинах рынке игрушек. Наряду с этим рынком устраивались ярмарки продажи вина и сосудов  для него. В первый день Антестерий нанимали на год сельскохозяйственных рабочих, вносили плату учителям и риторам, заключали разнообразные договоры сроком на год. Во второй день все старались пить вино из новых кружек, приобретенных накануне на ярмарке. По городу ходили толпы ряженых сатирами и менадами; многие принимали участие в распространенном особенно в этот день состязании - кто скорее осушит свой кубок вина. Победитель получал венок и мех вина. Вечером начинались застолья. Хозяин дома давал венки, душистые масла для умащения и десерт, гости приносили в корзинках (их часто изображали на вазах) еду, вино и кубок для питья, поэтому пирующие ели разнообразные яства и пробовали разные вина нового урожая. 12-го Антестериона совершались мистерии Диониса, заканчивавшиеся его браком с супругой одного из афинских архонтов. Таинственные церемонии проходили сначала у южного склона Акрополя в древнейшем храме Диониса, открывавшемся раз в году именно в этот день. Ведущая роль принадлежала царице, которую изображала жена архонта, называемого басилевсом (царем). В его обязанности входили в основном сакральные функции: руководство мистериями, различными агонами, организацией праздника Леней и т. п. Басилисса должна была быть чистокровной афинянкой и состоять с архонтом-басилевсом в первом браке. Ей в помощь избирались 14 пожилых женщин, происходивших также из уважаемых афинских родов. Вместе с этими женщинами, давшими клятву не разглашать поверенные им тайны, царица «совершала завещанные предками священные таинства от имени государства и во имя богов, многочисленные священные и сокровенные обряды» . Затем свита из ряженых сатирами и менадами сопровождала царицу в находившийся вблизи пританея Буколейон. Туда женщины вводили царицу и оставляли ее одну для таинственного брака с Дионисом , его роль, вероятно, играл архонт-басилевс. Так происходило соединение божества с представительницей Афинского государства, и этот древний акт считался важным для благосостояния всех жителей Аттики, потому что Дионис покровительствовал не только виноградарству, но и всему живому на земле. Недаром во время Антестерий справляли детские праздники.

    Третий  день посвящался хтонической ипостаси Диониса, и тогда вспоминали умерших. Все храмы закрывались, а дома в особых горшках (χύτροι), давших название этому дню, варили для покойных кушание  из всевозможных злаков (πανσπερμία). Счита лось, что тени умерших приходят в этот день, чтобы отведать специально приготовленную для них еду, которую не разрешалось есть живым. Четвертый самый пышный праздник Великие или Городские Дионисии справляли в Элафоболионе.9 Они с середины VI в. до н. э. наряду с Панафинеями стали главными афинскими праздниками, и слава об их великолепии разносилась по всей греческой ойкумене. В V в. до н. э. в храме Диониса близ театра афиняне поместили драгоценную статую бога, украшенную золотом и слоновой костью; ее автор Алкамен был учеником Фидия, исполнившего в той же хрисэлефантинной технике знаменитую статую Афины в Парфеноне. Великие Дионисиии начинались в день появления на небе первой четверти молодой луны и длились 6 дней. В это время возобновлялась навигация, и на праздник могли прибыть эллины из разных городов, в том числе из Северного Причерноморья. Во второй половине V в. до н. э., когда существовал Афинский морской союз, его члены обязались доставлять свои взносы к этому сроку.

    Главный ритуал первого дня Великих Дионисий составляла торжественная процессия, во главе которой двигалась древняя деревянная статуя Диониса, взятая из храма на священном участке бога близ театра. Участники шествия несли изображение фаллоса, подносы с приношениями, меха с вином и особо выпеченные хлебы. Вместе с ними шли также красивые девушки, державшие на голове корзины, полные цветов и плодов. Колонну возглавляли жрецы, далее следовали должностные лица, потом мальчики в сопровождении своих наставников, граждане и метеки, в конце - представители афинских колоний и союзников; в V в. до н. э. среди последних находились граждане из городов Северного Причерноморья. Для участия в процессии все старались нарядиться в дорогие и красивые одежды. Метеки облачались в красные одеяния, граждане - в разноцветные. Демосфен в речи «Против Мидия» рассказал, как он заказал «золотой венок и гиматий, украшенный золотом, чтобы в этой одежде принять участие в торжественной процессии Дионисий».                             

    Шествие останавливалось у алтарей и обходило их хороводами, воздавая почести разным богам. Среди прочих особенно выделяли алтарь 12 богов на агоре, но, конечно, в тот день главным был алтарь Диониса. Около него заканчивалась процессия, там закалывали множество быков, и участники праздника получали по большому куску мяса.  

3. Быт древних греков. 

    Жилище  древнего грека было особенным мирком, отгороженным от внешнего мира. Дома обычно строили в один или в два  этажа, причем второй этаж и балкон выступали над первым этажом. Материалами для строительства служили сырцовый кирпич и булыжник.

    Планировка  дома была такой, что двери всех комнат в нем открывались лишь во внутренний дворик. Через эти двери дом  освещался и проветривался. Окон, имеющих вид узких щелей без  стекол и прикрывающихся ставнями, в комнатах было немного. Комнаты первого этажа окон не имели. Это помогало сохранить в доме жарким днем прохладу, но придавало улице мрачный вид.

    Во  внутреннем дворике стоял алтарь, где молились члены семьи и  иногда был разбит небольшой сад. Водопровода не было: воду приносили из колодца рабы. Таким образом, вся жизнь античного греческого дома была скрыта от посторонних глаз.

Южная часть дома была обычно одноэтажной, а северная — двухэтажной. Таким  образом, летом дом был защищен  от палящих лучей солнца, а зимой, когда солнце ниже, лучи глубоко  проникали в глубь жилища. Печей  не было, и зимой греки спасались  от холода переносными жаровнями.

    Внутри  дом делился на две части: андрон (помещение для мужчин), располагавшийся  в нижнем этаже, и гинекей (помещение  для женщин), находившийся на втором этаже. Здесь же размещались и  спальни. Все комнаты в доме были очень скромно обставлены, за исключением столовой, где мужчины принимали гостей и устраивались пиры — симпосии.

    Обстановка  в греческих домах была простой  и удобной. Кресла и стулья были различных  типов: с изогнутыми спинками и перемычкой, табуреты — с вогнутыми ножками  и складные. На симпосии — праздничном ужине или пиршестве, устраивавшемся для мужчин, — гости возлежали на клине (украшенных скульптурой ложах без спинки и с невысоким изголовьем или со спинкой, как у дивана).

Столы — трапезиды — предназначались  только для того, чтобы ставить на них посуду. Они были ниже, чем наши современные столы, и стоили очень дорого.

    Для хранения утвари и одежды древние  греки использовали лари и сундуки. Шкафы были редкостью. В домах  были светильники — канделябры —  самой разной формы: в виде масок, человеческой головы, ног в сандалиях. Обычно их делали из глины и ставили на высокие бронзовые подставки. Горючим для светильников было оливковое масло. Посуду в основном изготавливали из глины и бронзы. Позже стали использовать серебряную и стеклянную посуду.

    Для хранения вина и оливкового масла  применялись большие двуручные  остродонные сосуды — амфоры, горлышко которых замазывалось смолой. Самым  крупным сосудом был пифос  — большая глиняная бочка с  плоским или заостренным дном. В пифосах держали вино и масло фиги, а также соления. В быту греки применяли и сосуд для смешивания вина с водой, который назывался кратер. Он представляет собой выпуклую вазу с широким горлом, двумя ручками и подножкой. К нему полагались кружки с одной ручкой и носиком для разливания напитка (ойнохои) и ковш с высокой ручкой (киаф). Особенным разнообразием отличались сосуды для питья (потэры): фиалы, скифосы, килики, канфары и ритоны.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мужской костюм. На аттических вазах VI века до н. э. древние греки изображали первые драпированные одежды. Герои мифологии и эпоса имеют уже достаточно сложный костюм. Набедренная повязка еще остается , но носят и широкий "хитон" с короткими рукавами, иногда отделанный каймой, с поясом на талии и заложенный складками. Хитон обязательно надевали под доспехи, а в остальное время чаще носили только плащ, состоящий из прямоугольного куска ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел название "гиматий" или "гиматион". В классический период истории Греции (V век до н. э.) его размеры достигли 2,90x1,80м. Одежду делали из шерстяных, льняных или смешанных (лен с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке. Устойчивость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших металлических грузиков, поэтому ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели и не имеют себе равных. В VI веке небольшие гиматии обвертывали вокруг бедер и перекидывали один конец через левую руку, а в непогоду накидывали на плечи. Если же мужчине нужна была большая свобода движений, то он быстро и ловко перебрасывал плащ на грудь, концы перекидывал на спину и тем самым освобождал руки для борьбы с противником. Иным был ионийский костюм. Передвижение и переселение различных племен и народов на восточном побережье Эгейского моря (как и на западном), длившееся в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ, даже каждое племя, сливаясь с другим, обязательно приносит что-то из своих традиций и обычаев. Так, от восточных народов к грекам перешли длинные мужские одежды. Под влиянием сидонян и персов у них широко распространилась орнаментация тканей, хотя характер орнамента был иной. Однако необходимо заметить, что ионийские одежды по крою и форме были самобытны.

    Верхней же одеждой греков оставался гиматий. Ионийцы в VI веке довольствовались хитоном из крупнокрепированной  ткани и гиматием. Таковы были основные одежды древних греков в доклассический период. В V веке до н. э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному греку. Эти требования сказываются в системе воспитания, направленной на выработку моральной и физической стойкости в быте и нравах древних греков этого времени. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою. Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному .развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Все это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали пополам в долевом направлении, сшивали его долевые стороны, верхние края скрепляли двумя застежками - "фибулами", подшивали низ (не подшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстегивали пряжку на правом плече. Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя. Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться, во время работы носили еще более простую одежду "экзомис" - кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м.), который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, ее поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укрепляли поясом.

    Голову  покрывали остроконечным колпаком - "пилосом". Пастухи, охранявшие стада  на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове "кинэ" - кожаный или меховой колпак, подобный шлему. Одежда для путешествий, а грекам много приходилось путешествовать, состояла из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы - "петас" с загнутыми полями, сандалий или коротких сапожков с отогнутыми, как петушьи гребешки, голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но существовали и другие формы плаща. Основной же верхней одеждой древних греков остается гиматий, значительно увеличенный в размерах (2,90 х 1,80 м). На всех народных собраниях, на всех торжественных шествиях греки появлялись в гиматиях, которые теперь драпировали установившимся определенным образом. Лучистые асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в движении. Однако длинные одежды, кроме гиматия, носили только жрецы и облеченные властью выборные лица во время исполнения служебных обязанностей, актеры на представлениях и некоторые участники священных игр, как, например, возничий на конных состязаниях. Жрецов часто изображали в ионийских хитонах с рукавами из крепированной ткани и гиматиях. Очевидно, в Аттике этот вид одежды был связан с культом, перешедшим от малоазийских греков.

Информация о работе Праздники, традиции и быт древних греков