Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:05, реферат
Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников, некоторые из них продолжались по нескольку дней. Самые важные — Дионисии, Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем самым достичь наивысшего совершенства.
1.Праздники древних греков.
1.1 Олимпийские игры.
1.2 Дионисийские праздники.
2. Традиции древних греков.
3. Быт древних греков.
Обувь - сандалии из кожи,
укрепленные на ногах переплетенными
ремнями.
Прическа. До совершеннолетия (16 лет) юноши носили довольно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте - короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них сохранялись. Борода у греков, особенно спартанцев, считалась признаком мужества. Обычай брить бороду возник только в эпоху Александра Македонского (IV век до н. э.).
Доспехи воинов. Собственно, одежда воинов состояла из двух предметов - короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх доспехов. Греческие доспехи были сравнительно легкими, отличались художественной отделкой и рациональным построением. На протяжении многих веков они оставались не- изменивши образцами для других народов. Доспехи воинов (гоплитов) состояли из металлической кирасы, оставлявшей руки открытыми, поножей - "кнемидес" - и сандалий из толстой кожи на толстой двойной подошве - "крепидес". У легкой инфантерии кираса была сделана из толстой ткани на подкладке из фетра, а у кавалерии на кирасу нашивались бронзовые диски, образующие чешую. Каждая из местностей Греции имела свою форму шлема: беотииский - закрывал не только голову, но щеки и нос, а гребень был украшен султаном; дорийский-был с низко спущенным забралом; коринфский - так низко опущен на лоб, что почти полностью скрывал глаза.
Женский костюм. От архаического периода сохранились изображения двух видов женских костюмов. Первый: сверх хитона-рубашки надета узкая длинная юбка из плотной орнаментированной ткани и короткая свободная кофточка без рукавов. В этом костюме, существовавшем в Аттике, еще заметно некоторое влияние крито-микенской женской одежды, которое сказывается в разделении ее на две части - лиф и юбку. В последующее время изображения такого костюма в древнегреческом искусстве уже больше не встречаются. По-видимому, он постепенно вырождается, уступая новым формам. Победа остается за плиссированным или крепированным хитоном, сверх которого носили перекинутый через плечо шарф -" фарос". Легкие крепированные и плиссированные хитоны архаики легли в основу ионийской женской одежды. По дошедшим до нас сведениям, их делали из льняных разноцветных тканей. Ионийский хитон чаще всего имел широкие длинные рукава. В классический период (V век до н. э.) появилась новая форма хитона-из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. На плечах и до запястья перед и спинка хитона соединялись застежками, по линии талии и под грудью опоясывались крестообразно, ткань между поясами драпировали в своеобразный буф - "колпос". Верхней женской одеждой, как и мужской, был также гиматий. Среди жительниц материковой Греции были распространены хитоны и гиматий из шерстяных тканей ярких тонов - голубые, лиловые, желтые, пурпуровые, шафрановые, а для парадного торжественного костюма - со сложным тканым рисунком. Самой древней женской дорийской одеждой был "пеплос" - кусок прямоугольной ткани (2x1,80 м), сложенный в долевом направлении и отогнутый по верхнему краю на 50-70 см.
Верхний сгиб на плечах застегивали фибулами, на груди драпировали. Несшитые, долевые края пеплоса, отделанные каймой, падали сбоку красивыми складками, которые плавно переходили в драпировку отворота - "диплоидия", также украшенную каймой. При ходьбе несшитая сторона пеплоса распахивалась и были видны обнаженными правое бедро и нога.
От яркого солнца или в непогоду, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла покрыть голову диплоидием. Существовал и "закрытый" пеплос, который состоял из хитона без рукавов с колпосом и диплоидием. На некоторых статуях диплоидий на спине настолько длинный, что явно предназначен для головного покрывала. Складки на хитоне и драпировки на диплоидии греки располагали строго симметрично, в спокойном ритме, что придавало облику древнегреческих женщин величественность и благородство. В этом решении сказывалось стилистическое единство античной архитектуры и костюма. Такая одежда была предназначена для торжественных случаев. Но самым торжественным было одеяние, в которое облачали статую Афины Паллады в Парфеноне. Оно состояло из ионийского хитона, распространившегося в Элладе после войны с Эгиной (569 год до н. э.), и дорийского пеплоса. Пеплос Афины греки меняли каждый год и каждый год девушки выбранные из знатных семей, в течение нескольких месяцев ткали его и несли в храм во время торжественного праздника "Великих Панафиней" (процессия с пеплосом была изображена на фризе Парфенона). В обычной жизни при выходе на улицу женщины драпировались в гиматий, покрывая им и голову. Во время летней жары сверх покрывала прикрепляли еще шляпу из соломки - "фолию". (Гречанки в таком костюме послужили сюжетом танагрской мелкой пластики в гамме розовых, голубых, светло-зеленых и желтых тонов, любимых многими женщинами Эллады.) Существовал еще и род женского плаща из плотной ткани. В таком плаще древнегреческий художник (1-я половина V века до н. э.) изобразил богиню Геру.
Молодые девушки во время гимнастических упражнений были одеты в короткий хитон и для удобства спускали его с одного плеча. В обычной же жизни сверх хитона они носили полукороткую "паллулу" с поясом, руки и шея оставались открытыми. Сандалии у женщин были более мягкие и изящные, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.
Качество ткани, прически и украшения определяли имущественные и социальные различия: рабыни не имели права носить гиматии, и их хитоны не были такими длинными, как у свободных жительниц Эллады.
Сложные прически, украшенные золотыми сетками и диадемами, носили главным образом гетеры. Почтенные матери знатных семейств, занятые хозяйством - наблюдением за работой рабынь, воспитанием сыновей (до семи лет), дочерей,- придерживались древних обычаев: внешний облик их отличался сдержанностью и скромностью. В начале V века до н. э. среди древнегреческих женщин считалось недопустимым выставлять напоказ свое богатство и родовитость. Но по мере того как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц древних обычаев. Аристофан в комедиях постоянно высмеивал страсть своих современниц к украшениям, богатым одеждам, косметике.
Форма
и линии древнегреческой
Украшения.
Благодаря многочисленным археологическим
раскопкам мы имеем довольно полное представление
о драгоценных и недрагоценных древнегреческих
украшениях. Тончайшая ювелирная работа-диадемы,
шпильки и сетки для волос из золота, серьги,
браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца
из золота и сплава золота с серебром -
достигла в Древней Греции совершенства.
Тонкие и изящные, они оттеняли женственную
красоту дочерей Эллады, облик которых
долгое время был идеалом красоты для
европейцев.
2.Традиции
и обычаи древних
греков.
ГРЕЧЕСКИЕ СУЕВЕРИЯ.
В Греческих деревнях хлеб-это Божий дар,поэтому, пожилые женщины должны благославить его и перекрестить ножем, перед тем как разрезать.
ДУРНОЙ ГЛАЗ.
Смесь традиций и предрассудков проходят через различные аспекты греческой жизни. Например, грек никогда не осмелится похвалить чью-то элегантность и красоту, особенно детей, без того, чтобы трижды не сплюнуть и не постучать по дереву. Делается это, чтобы отвести зависть богов, когда вы кого-то хвалите. Большинство греков, особенно в деревнях, верят что люди могут сглазить друг друга , говоря чрезмерные комплименты или просто завидуя... Человек, которого сглазили будет чувствовать себя плохо как физически, так и психологически. Чтобы избежать сглаза , тот кто в это верит, носит амулет : небольшую голубую стеклянную или мраморную подвеску с нарисованным на ней глазом, либо аналогичный браслет. Считается, что голубой цвет защищает от дурного глаза. Однако, парадоксальным является то, что обладатели голубых глаз-это те кто может вас сглазить.
НОЖИ.
Греки никогда не передают ножи из рук в руки. Считается, что это может привести к конфликту или ссоре с просящим, поэтому, передавая ножик, они кладут его на стол и только после этого, тот кто попросил, берет его в свои руки.
КРЕЩЕНИЕ В ГРЕЦИИ
День крещения - это один из самых важных дней в жизни православных греков. Обычно это происходит в первый год жизни ребенка. Как правило, до крещения новорожденный не имеет имени, и его называют просто "моро", что в переводе означает "малыш".
Церемония крещения начинается у входа в церквь, где родители ребенка отдают его в руки крестногоотца или крестной матери (нонос и нона). Затем священник, родители и крестные проходят в церковь, где одна из женщин(обычно бабушка), берет ребенка на руки, его раздевают и заворачивают в белое полотенце.
Затем священник благословляет воду из купели , и добавляет оливковое масло,купленое крестными родителями. После этого он три раза погружает малыша в купель с освещенной водой, произнося выбранное имя (обычно это имя бабушки или дедушки). Ребенок принимает причастие от священника, который благославляет младенца с "мирра" (масло, освященное Патриархом), а так же одежду ребенка. Затем его одевают в белую одежду и священник вешает на шею золотую цепочку с крестом и дает младенцу его первое Святое Причастие.
В конце церемонии родители целуют руки крестного отца и крестной матери и слышат пожелания от всех гостей: "на сас зиси" (долгой жизни). Далее праздничная церемония продолжается либо в доме, либо в ресторане.
По Греческим обычаям, крестные родители крестят либо только мальчиков, либо только девочек, т.к. традиция запрещает брак между мужчиной и женщиной, имеющих общих "ноно" и "нона". В глазах церкви они являются братом и сестрой и зовущиеся "каладельфья".
Очаровательный обычай, относящийся к обряду крещения ребенка: крестные должны подарить ему золотой крестик на цепочке плюс полный набор воскресных туалетов, включая ботиночки, а то будет считаться, что крестник пойдет по жизни спотыкаясь, и у него никогда не будет достаточно одежды.
СВАДЬБА В ГРЕЦИИ
С древних времен и по настоящий день , в большинстве районов Греции, подготовка девочек к свадьбе начиналась практически с момента ее рождения.Матери готовилии приданое для своих дочерей( постельное белье, полотенца) и собирали все необходимое для ведения хозяйства . Так же приданое включало в себя земли, стада животных и деньги. Во многих районах Греции, оцец невесты должен был подготовить обустроенный дом для молодоженов.
Таинство брака не принято проводить в следующие дни:
5 -6 января(Святки)
Во время Большого поста и Страстной недели
1- 15 августа
29 августа (Усекновение главы пророка Иоанна Крестителя Господня)
14 сентября (Воздвижение Креста Господня).
13-25 декабря
В
Воскресные праздники (все
На кануне свадьбы( обычно в пятницу или субботу вечером), происходит "нифостоли"(дословно- невестино украшение).Для этого, свободные(незамужние ) девушки-подружки украшают дом невесты пиданым: вышитые одеяла и подушки, постельное белье и т.п.Во время этого присутствуют все родственники и друзья невесты, но кроме жениха(видеть невесту до свадьбы считается плохим знаком для будущей семьи).
Гости украшают брачное ложе цветами, монетами и другими деньгами.
В
день самой свадьбы происходит
традиционное приготовление
Информация о работе Праздники, традиции и быт древних греков