Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:59, курсовая работа
Цель работы заключается в раскрытии соотношений понятий «природы» и «культуры» в трудах Ж.-Ж. Руссо. Тема «природы и культуры» приобрела свою актуальность еще с древних времен. Но более глубокое осмысление она приобрела в эпоху Просвещения.
Задачами данной курсовой работы является:
- раскрытие соотношения понятий «природного и культурного» в философии Просвещения XVIII века
- анализ концепции Ж.-Ж. Руссо в контексте философско – культурологических идей философии XVIII века
- рассмотрение идей Ж.-Ж. Руссо о противоречиях прогресса
- раскрытие сути исследований Ж.-Ж. Руссо о соотношении «природного и культурного»
Введение…………………………………………………………………………..2
I. Природа и культура в философии XVIII века
1.1 Философия культуры XVIII века о соотношении природного и культурного……………………………………………………………………….9
1.2 Концепции Ж.-Ж Руссо в контексте философско – культурологических идей философии XVIII века……………………………..12
II. Философско – культурологическая концепция Ж.-Ж. Руссо
2.1 Ж.-Ж. Руссо о противоречиях прогресса…………………………..13
2.2 Ж.-Ж. Руссо о соотношении природного и культурного…………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список источников и литературы……...............................................................21
Заключение
Поистине, духовный мир Руссо был соткан из противоречий. Стороны этого противоречия жили относительно и временно самостоятельной жизнью, действовали и влияли на читателей и Руссо – политик, и Руссо – моралист.
Ж.-Ж. Руссо был первый из мыслителей Нового времени, кто сформулировал вывод об историческом содержании сущности человека и тем самым, вышел за рамки вечной и неизменной природы.
Отличие Руссо от других просветителей в том, что противопоставляет познание вещей – просветительской нравственности. Протест Ж.-Ж. Руссо против культуры носит ярко выраженный классовый характер. Он отвергает культуру, рожденную от потребности дворянства и буржуазии, считая при этом, что науки и искусства углубляют общественное неравенство. По мнению философа, с прогрессом культуры идет падение нравственности. «Все является добрым, поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека»[23, стр.401]. Руссо призывал вернутся назад к природе, скрывая натурализм, который недооценивал значимости социального неравенства между людьми.
Руссо считал, что всем поставлена проблема отчужденности человека от человека, от природы, от государства, которой позже будет заниматься Гегель, Маркс, фрейдисты. Отсюда звучит призыв Руссо «возвратится к истокам», бежать от всего социального, рассудочному к естественному, искреннему, устремится к первобытному состоянию»[19, стр.213].
Бесспорно, Руссо идеализировал прошлое, но не знал буквально назад, к тому первобытному состоянию, когда у людей не было ни наук, ни искусств. Идеал Руссо лежал в будущем, правда, иллюзорно им понятом. Но это будущее должно было, по его замыслу, возродить ряд черт прошлого «естественного состояния», хотя он был уверен, что буквально возвращаться к нему и ненужно и невозможно. Основная идея Руссо – культ природы и критика цивилизации, искажающей изначально непорочного человека, оказали и оказывают влияние на общественную мысль и литературу до сего дня. Исходя из этого, Руссо полагал, что всеобщее равенство и свобода людей – естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности. Мыслитель отдает предпочтение до цивилизованному «естественному состоянию» людей, он призывает вернуться к природе.
Ж.Ж. Руссо оставил глубокий след не только
в истории философской мысли Франции,
но и в истории всего человечества. Своими
трудами он на несколько десятилетий предвосхитил
те передовые демократические преобразования,
которые произошли в Европе в конце XVIII
– XIX вв. и продолжают развиваться во всем
мире до сих пор. Многие идеи русо об обществе,
человеке, нравственности очень актуальны
и сегодня, в эпоху научно – технического
прогресса и наступающего экологического
кризиса.
Список источников и литературы
Источники
Литература
Информация о работе Природа и культура в философии XVIII века