Профилактика конфликтов как вид управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические подходы к управлению и предупреждению конфликта…...4
1.1 Конфликт в организации………………………….…………………..4
1.2 Управление конфликтом……………………………………………...5
1.3 Предупреждение конфликтов…………...……………………………6
2. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения…..10
2.1 Трудности профилактики конфликтов……………...………………10
2.2 Способы предупреждения конфликтов……………………………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………...……………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

КОНФЛИКТОЛОГИЯ (распечатать).docx

— 34.36 Кб (Скачать файл)

2. Существование некоторых  общепринятых нравственных норм, регулирующих человеческие взаимоотношения. Исходя из них, люди считают  свое поведение сугубо личным  делом, а вмешательство третьего  лица рассматривают как нарушение  общепринятых норм нравственности, одной из которых является  неприкосновенность личной жизни.

3. Это препятствие имеет  правовой характер и связано  с тем, что в странах с развитыми  демократическими традициями некоторые  общечеловеческие нормы нравственности  приобрели форму правовых норм, охраняющих основные права и  свободы личности. Их нарушение  в той или иной форме может  быть квалифицировано не только  как не вполне нравственное, но  и как противоправное, тем более, что в ряде стран уже приняты специальные законоположения, запрещающие фирмам вмешиваться в личную жизнь своих сотрудников Шевелев, В.Н. Социология управления: учебное пособие / В.Н. Шевелев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - С. 245. .

Поэтому успешная деятельность по предупреждению конфликта может вестись только в границах, устанавливаемых:

1) психологическими;

2) нравственными;

3) правовыми требованиями  к регулированию человеческих  взаимоотношений. Причем такая деятельность  становится целесообразной только  в том случае, если возникла  реальная опасность перерастания  личных или групповых взаимоотношений  в разрушительные, деструктивные  формы, такие, например, как разрыв  личных взаимоотношений, распад  семьи, развал трудовой группы, межклассовые, межэтнические или межгосударственные  столкновения.

Профилактика конфликта представляет собой по своей сути воздействие на те социально-психологические явления, которые могут стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые ими ресурсы. Поскольку каждый конфликт связан с ущемлением тех или иных потребностей и интересов людей как материальных, так и духовных, начинать его предупреждение следует с его дальних, глубинных предпосылок, с выявления тех причин, которые потенциально содержат в себе возможность конфликта.

 

2.2 Способы предупреждения  конфликтов

Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта. Ее решение носит комплексный характер и включает в себя методы социально-психологического, организационно - управленческого и морально-этического характера.

Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие:

1. Метод согласия предполагает  проведение мероприятий, нацеленных  на вовлечение потенциальных  конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

2. Метод доброжелательности, или эмпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия товарищу по работе, партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости. Использование этого метода особенно важно в кризисных ситуациях, когда выражение сострадания и сочувствия, широкая и оперативная информация о происходящих событиях приобретают особо важное значение.

3. Метод сохранения репутации  партнера, уважения к его достоинству. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим  методом предупреждения негативного  развития событий является признание  достоинства партнера, выражение  должного уважения к его личности. Признавая достоинство и авторитет  оппонента, мы тем самым стимулируем  соответствующее отношение партнера  к нашему достоинству и авторитету. Этот метод используется не только в целях предупреждения конфликта, но и при любых формах межличностного общения.

4. Еще одним действенным  инструментом профилактики конфликта  является метод взаимного дополнения  Козырев, Г.И. Основы конфликтологии: учебное пособие/ Г.И. Козырев. - М.: Инфра-М, 2007. - С. 110. . Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными. Нередко прочными оказываются и семьи, при создании которых так или иначе учитываются требования метода дополнения. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а, следовательно, помогают избежать конфликтов.

5. Метод недопущения дискриминации  людей требует исключения подчеркивания  превосходства одного партнера  над другим, а еще лучше - и каких  бы то ни было различий между  ними. С этой целью в практике  управления, особенно в японских  фирмах, часто используются элементы  уравнительного материального поощрения  всех работающих в фирме. Конечно, можно критиковать уравнительный  метод распределения как несправедливый, уступающий методу индивидуального  вознаграждения. Но с точки зрения  профилактики конфликтов уравнительный  метод распределения имеет несомненные  преимущества, позволяя избежать  появления таких негативных эмоций, как чувство зависти, обиды, способных  спровоцировать конфликтное противоборство. Поэтому в интересах наращивания  антиконфликтного потенциала организации целесообразно делить заслуги и награды на всех, даже если они в значительной части принадлежат кому-то одному. Этот принцип широко применяется в повседневной жизни. Так, в артелях, компаниях охотников или рыбаков издавна принято делить добычу поровну, независимо от удачливости отдельного охотника или рыбака. Ценность именно этого правила подчеркивается старой японской пословицей: "Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель".

6. И, наконец, последний из  психологических способов предупреждения  конфликтов заимствуется у специалистов  по тренировке животных, у дрессировщиков, которые, как известно, всегда поощряют  своих воспитанников за хорошо  выполненные команды. Этот метод  условно может быть назван методом психологического поглаживания. Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, таких, как юбилеи, презентации, различные формы проведения членами трудовых коллективов совместного отдыха. Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в организации, затрудняющую возникновение конфликтов Зинченко, Г.П. Социология управления: учебное пособие / Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - С. 47. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Слово "конфликт" произошло от латинского conflictus - столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на общественную ситуацию.

Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил. Каждый конфликт возникает по конкретным причинам и в определенных условиях, что является отражением более общих проблем и противоречий. Для предупреждения конфликтов необходимо выявление и изучение их причин. Устранение причин конфликта является наиболее эффективной формой его предупреждения. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы до того как возникло открытое противостояние.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

 

 

 

 

Список литературы

1. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. - М.: Гардарики, 2007. - 272 с.

2. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: учебник/ Д.П. Зеркин. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 215 с.

3. Зинченко, Г.П. Социология управления: учебное пособие / Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 384 с.

4. Иванов, В.Н. Социальные технологии: учебное пособие / В.Н. Иванов. - 2-е изд. испр. доп. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 271 с.

5. Козырев, Г.И. Основы конфликтологии: учебное пособие/ Г.И. Козырев. - М.: Инфра-М, 2007. - 320 с.

6. Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие/ А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. - М.: Академический проект, 2006. - 1136 с.

7. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии/ В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2005. - 416.

8. Шевелев, В.Н. Социология управления: учебное пособие / В.Н. Шевелев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 352 с.

 


Информация о работе Профилактика конфликтов как вид управленческой деятельности