РОК – субкультурное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:25, реферат

Краткое описание

«Музыка оказывает сильное воздействие на нас и окружающий мир».1 Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый рок-н-ролльный образ жизни, определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. «Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности».2 «Занявшись роком, можно, если повезет, сказочно разбогатеть. Например, прибыли нескольких ведущих рок-групп в США в прошлом десятилетии превысили 4 миллиарда долларов»3.
Но существует мнение о том, что рок является искаженной музыкой и различными опытными путями доказывается «разрушающее энерго-информационное воздействие рок-музыки на психику человека», а «Культурой рока» готовят людей общества потребления»4.

Содержание

Введение
1. РОК – субкультурное явление
1.1 Истоки рок-музыки и центры ее возникновения
1.2 Музыкальная составляющая
1.3 Идеологическая составляющая
2. Первопроходцы рок-музыки - звезды рок-н-рола
3. Английский рок
3.1 Рок-музыка 60-х годов
3.2 Самые влиятельные группы
3.3 Появление жёсткой музыки
3.4 Расцвет гаражного рока
4. Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке
4.1 Психоделический рок
4.2 Расцвет классического рока
4.3 Америка. Рок 60-х
4.4 Альтернативная музыкальная культура
4.5 Возникновение и развитие хард-рока
4.6 Джаз-рок
5. Рок-музыка 70-х годов
5.1 Расцвет новых жанров
5.2 Важнейшие группы хард-рока
5.3 Расцвет прогрессивного рока
5.4 Региональные сцены
5.5 «Мягкий» рок
5.6 Панк-рок или культурный перелом
6. Рок-музыка 80-х годов
6.1 Граница в рок-музыке
6.2 Брутальный метал 80-х
6.3 Экстремальный панк
6.4 Новая волна рока 80-х
7. Рок-музыка 90-х годов
7.1 Прорыв альтернативной музыки
7.2 Влиятельные инди-, поп- и панк-группы 90-х
7.3 Метал в 1990-х: авангардный, ню- и др.
8. Рок-музыка 2000-х годов
9. Аутсайдеры всех времен
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Рок музыка.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

4.2 Расцвет классического рока

 

В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные  для 1960-х годов тенденции к  увеличению её роли в обществе: из ещё  одного средства развлечения рок-музыка стала феноменом контркультуры. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.

В какой-то мере музыка 1966—1969 годов заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки.

 

4.3 Америка. Рок 60-х

 

В американской психоделии в большей или меньшей степени  проявлялось влияние её истоков  — фолк-рока (в общем звучании) и гаражного рока (в экспериментальности  и импровизационности). «Ряд значительных групп сохранили более тесную связь с с фолк-роком. Прежде всего, это Love — первая «белая» группа с афроамериканцем в составе и один из первых коллективов хиппи-сцены, появившихся на крупном лейбле. Однако, более популярны в дальнейшем стали также близкие к фолковым истокам Jefferson Airplane.

Во второй половине 1960-х  отошли от сёрф-попа The Beach Boys, ставшие  одной из знаковых групп американской психоделии. В 1969 году благодаря Вудстокскому фестивалю стал популярен гитарист Карлос Сантана, который стал основателем особого жанра — латино-рока. Продолжал развиваться и гаражный психоделический рок (группы The Electric Prunes, Tomorrow, Strawberry Alarm Clock)».

 

4.4 Альтернативная музыкальная культура

 

Хотя изначально психоделический рок был близок к гаражному, к моменту расцвета культуры хиппи на основе поисков гаражных групп уже сформировалась альтернативная музыкальная культура.

Одной из наиболее значительных и влиятельных групп 60-х стали Velvet Underground. Их музыка и идеология 1966—1967-х годов была откровенно противоположна идеалам хиппи. Выпущенный мизерным тиражом дебютный альбом группы с тягучими, мрачными песнями и текстами, посвящённым нелицеприятным и «крамольным» для того времени темам, фактически положил начало всему направлению альтернативного рока. На втором альбоме Velvet Underground заложили основы использования нойза и фидбэка в музыке. В дальнейшем группа стала записывать более мягкую музыку, однако успех и признание пришли к ней уже значительно позже.

 

4.5 Возникновение  и развитие хард-рока

 

Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать «тяжёлый»  гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего  название хард-рок. Следует помнить, что термин хард-рок, который в России в связи со сложившейся практикой используется для обозначения хэви-металлической музыки 70-х годов, является в мировой практике менее употребительным синонимом термина «метал», охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов (например, ритм-энд-блюз британского вторжения), что не вполне совпадает с общепринятыми рамками метала.

Среди главных предтечений  хард-рока в 1960-х годах — ранние The Kinks, The Who, позже — Yardbirds, Cream и Джимми Хендрикс. Так же очень важную роль в становлении жанра сыграли различные группы гаражного рока, подхватившие идею «тяжелого» гитарного звучания.

Так или иначе, основные каноны жанра уже были сформированы: это тяжёлый гитарный рифф (короткая повторяющаяся музыкальная «фраза», поддерживающая ритм-секцию) в основе песни, электрогитара как основной инструмент (иногда также клавишные), длинные сольные партии, слаженная работа ритм-секции.

 

 

4.6 Джаз-рок

 

Параллельно с развитием  прог-рока развивался близкий стиль  — джаз-рок (джаз-фьюжн). Одни группы опирались на звучание биг-бендов, другие — на фри-джаз. Особенные заслуги на поприще становления Джаз-рока, как относительно самостоятельного музыкального стиля конца 60-х годов, стоит отметить «великолепную нью-йоркскую группу Blood, Sweat and Tears, также заслуживает внимания, например, Electric Flag».

 

 

5. Рок-музыка 70-х годов

 

5.1 Расцвет новых жанров

 

К концу 60-х годов прошлого столетия многие группы «британского вторжения» к концу десятилетия уже прекратили активную творческую деятельность. Однако наиболее знаковые группы шестидесятых продолжали развиваться. «Свои лучшие работы в жанре ритм-энд-блюза записали в конце десятилетия The Rolling Stones. Развивались The Kinks, The Pretty Things. Появляется ряд известных групп, чья музыка основала на блюзе: Free (образована при участии ведущего британского ритм-энд-блюз-исполнителя Алексиса Корнера).В 1967 г начинается карьера знаменитого певца Леонарда Коэна».

В 1969 году появляются первые представители  новых жанров — хэви-метала и  арт-рока. Именно появление и расцвет этих жанров можно считать знаком финала эпохи 1960-х в рок-музыке и начала 1970-х.

Наибольшим коммерческим успехом  начинают пользоваться новые жанры  — в первую очередь хард-рок, прогрессив-рок (арт-рок) и глэм-рок — хотя последний  представляет из себя очень широкое музыкальное направление. При всех различиях в музыке для глэм-рока была характерна единственная общая черта (которая и дала название направлению) — яркий, вычурный грим, театрализованность сценического действа, эффектное, красочное шоу, сопровождающее музыку, андрогинный имидж.

 

5.2 Важнейшие группы хард-рока

 

Первым альбомом хард-рока принято считать дебютную пластинку  группы Led Zeppelin 1969 года. Именно на этом альбоме группа окончательно вышла  за рамки тяжёлого блюза и вывела подобную музыку на принципиально новый уровень. Для Led Zeppelin был характерен крайне высокий уровень исполнительского мастерства: виртуозные гитара и бас, мощные ударные, драматический вокал. В дальнейшем Led Zeppelin нередко экспериментировали, вводя в свою музыку элементы фолка, классической музыки, регги, фанка.

Другой важнейшей группой жанра стали Black Sabbath. Их музыка отличалась от Led Zeppelin более мрачными, тягучими риффами и «инфернальной» тематикой текстов, что в конечном итоге больше повлияло на формирование стоунер-рока и хэви-метала, в несколько меньшей степени — дум-метала а 80-х, а также на гранж и альтернативный рок.

Среди первых ярких звёзд  жанра — Deep Purple, начинали в жанре  психоделии, но в 1970-х они сместили акценты в сторону хард-рока с  виртуозными гитарными и клавишными соло.

Немалое влияние на развитие жанра оказали также группы Grand Funk Railroad, Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep совершили попытку скрестить хэви-метал с симфонической музыкой.

К середине 1980-х годов  хард-рок в чистом виде практически  исчез, трансформировавшись в хард-н-хэви (более близкий к металу 80-х жанр) звучание которого с середины 1970-х годов формировали такие группы, как ранние Judas Priest и (в меньшей степени) AC/DC.

 

5.3 Расцвет прогрессивного рока

 

Первые попытки скрестить  рок с классической музыкой происходили уже во второй половине 1960-х годов, в основном в психоделическом роке. Джазовые гармонии пытался использовать Фрэнк Заппа, симфонические элементы использовали британские психоделические группы Procol Harum .

С течением времени многие группы стали совершать попытки усложнять структуры композиций, их продолжительность, мелодическое построение, аранжировки, строить музыку по канонам классической музыки. «Поэзия групп прогрессивного рока стала тяготеть к философским или фантастическим темам, нередко она противостояла уже «неактуальному» для рок-музыки воспеванию идеалов любви и братства в пользу мрачных, жёстких тем»7.

В первой половине 1970-х  годов отошли от психоделического рока Pink Floyd, записавшие несколько эталонных  альбомов в стиле мелодичного, медитативного прогрессивного рока. Pink Floyd стали одними из основателей стиля спейс-рок — «неземной», космической рок-музыки.

Одной из самых значительных групп направления считается Yes, для которой были характерны динамические контрасты и необычайно высокий уровень исполнительского мастерства всех участников. Музыка группы Emerson, Lake And Palmer, часто обрабатывавшей произведения классической музыки, вместе с Yes также иногда обозначалась термином техно-рок (флэш-рок), для которого было характерно быстрые, технически сложные партии.

В 1974—1976 гг. прогрессивный  рок достиг наибольшего коммерческого  успеха.

 

5.4 Региональные сцены

 

«Знаете, когда я всерьез  увлекся рок-н-роллом?- спрашивает 35-летний исполнитель рока Джон Кугар Мелленкамп, которого пресса называет голосом американской глубинки». И сам отвечает: «Когда я понял, как ненавидят его “уважаемые люди” нашего городка. Уважаемые и добропорядочные, у которых есть готовые ответы на все вопросы, да которые вопросов то никогда не задают…» Да, рок “некрасив”, зато в нем клокочет страсть, чувствуется опасность, он обличает лицемерие и говорит о самоутверждении.

Помимо британской, постепенно развивались и региональные прог-роковые  сцены. В первую очередь это касается Италии и Франции. Итальянский прог отличался яркой мелодичностью и экспрессивностью; известнейшая группа — Premiata Forneria Marconi. В особый поджанр выделился Кентербери-саунд («кентерберийская сцена») — сообщество аванградных и прог-рок музыкантов.

 

5.5 «Мягкий» рок

 

На основе поп-рока 60-х  и кратковременного явления, получившего название бабблгам-поп (The Monkees), в начале 1970-х возникает предельно мягкий и лёгкий («семейный») поджанр рока — софт-рок, представленный Bread, The Carpenters, Тиной Тёрнер.

Родственным этому направлению  можно считать поп-рок 1970-х — он значительно отличался от поп-рока 1960-х, это была мягкая, спокойная, умиротворённая рок-музыка, получившая также название «adult-oriented-rock» (AOR, «рок для взрослых»). Представители этого направления — Элтон Джон, Род Стюарт, Билли Джоэл. Высококачественные работы в области поп-рока создали бывшие участники The Beatles Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Иногда это направление называют также «мелодик-рок».

 

5.6 Панк-рок или культурный перелом

 

«В конце 70-х панк активно развивался как в Америке (как культурный феномен), так и в Англии (фактически как общественное явление). Произошёл главный культурный перелом — панк-рок превратил рок из музыки, которую могли играть лишь избранные, в музыку, которую могли играть все. Естественно, большинство появлявшихся панк-рок-групп не представляли ни малейшего интереса, однако среди множества пластинок было и немало крупных удач, своеобразных и качественных работ.

Помимо Ramones, в сфере  неагрессивного увеселительного панк-рока выделялась британская группа Buzzcocks. Buzzcocks сплетали агрессивный гитарный саунд и мелодичный вокал, а в некоторых песнях заложили основы пост-панка.

Среди других важнейших  британских панк-групп — Damned, первые альбомы которых являются одним из образцов агрессивного и прямолинейного панк-рока, и Vibrators, выпустившие в 1977 году один из сильнейших панк-альбомов года и ориентированные на поп-панк с ярко выраженной мелодической составляющей. Одной из самых агрессивных панк-групп Британии 70-х стали Crass.

Происходило зарождение агрессивного направления Oi! — скоростного, бескомпромиссного панк-рока на основе «кричалок» футбольных болельщиков. Уже  в 1977—1979 году ранний Oi! играли Sham 69 и Skrewdriver».

Параллельно с британским развивался и американский панк-рок. The Dead Boys первыми использовали в своей музыке агрессию и нигилизм первых британских панков. Видной американской группой стали Misfits. Самой знаменитой «чернокожей» панк-группой стали Bad Brains, на музыку которых оказали влияние регги и ска.

 

 

6. Рок-музыка 80-х годов

 

6.1 Граница в рок-музыке

 

Появление панк-рока и  пост-панка, а вслед за ними —  альтернативного рока ещё чётче  провело границу между рок- и  поп-музыкой. Таким образом, музыкальный  мейнстрим развивался уже за счёт не столько поп-рока, сколько поп-музыки (Майкл Джексон, Мадонна). Поп-рок-альбомы выпускали в основном артисты, ставшие популярными в 60-70-х гг. Однако после спада в 1977 году возродился хэви-метал, породивший в 80-х несколько наиболее агрессивных поджанров.

Поп-рок слабо развивался за счёт новых исполнителей — однако разного качества пластинки продолжали выпускать Пол Маккартни, Элтон  Джон, The Kinks.

Одной из наиболее примечательных групп традиционного рока 80-х  стали Dire Straits, игравшие блюз-роковые  и кантри-роковые песни с влиянием джаза и арт-рока.

В Америке стали популярными  исполнители, ориентрованные на ритм-энд-блюз с влиянием фолка и кантри: Брюс Спрингстин, Джон Мелленкамп, Боб Сегер.

После спада в развитии метал-музыки, связанного с появлением панк-рока, в начале 80-х в Британии началась знаменитая «New Wave Of British Heavy Metal» (NWOBHM, «новая волна британского хэви-метала»).

Несмотря на то, что  к началу 80-х годов расцвет  панк-рока, по сути, закончился (к тому же, в коммерческом отношении всё более успешно развивался пост-панк), панк-рок музыканты 80-х нашли пути для самовыражения в новых формах — это ска-панк, сайкобилли, хардкор и Oi!. Самой известной группой, игравшей злой и агрессивный панк с металлизированными гитарами и антисоциальными текстами, стали The Exploited.

 

6.2 Брутальный метал 80-х

 

Нередко хэви-метал группы в поисках своего саунда экспериментировали с элементами панк-рока. Так появился трэш-метал — ускоренная, утяжелённая  версия хэви-метала с басовыми тремоло, скоростными виртуозными гитарными соло и значительно более серьёзными текстами. Основатели и самые знаменитые представители стиля — Metallica, ставшие одной из самых знаковых, влиятельных и знаменитых групп метала вообще. Их классические альбомы 1980-х гг. заложили основы стиля трэш-метал, развитые другими ключевыми группами жанра — Slayer, Megadeth и Anthrax, а также Exodus, Overkill, Testament.

 

6.3 Экстремальный панк

 

«В Америке развитие традиционного панк-рока практически остановилось, поскольку панк-сцену полностью заняло начавшее развиваться ещё в самом конце 1970-х экстремальное направление хардкор. Хардкор — это скоростные, агрессивные, примитивные песни; часто длительность хардкор-песни составляет менее одной минуты. Все эти принципы были заложены уже на первом демо, записанном основателями хардкора и одной из важнейших панк-групп 80-х — Black Flag.

Информация о работе РОК – субкультурное явление