Развитие Владимирского краеведения. А.В. Смирнов, К.Н. Тихонравов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:16, доклад

Краткое описание

Начало владимирского краеведения связано с именем А. И. Герцена (1812–1870 гг.), отбывавшего в 1838–1840 годах во Владимире ссылку, и с его деятельностью в качестве редактора неофициальной части газеты «Владимирские губернские ведомости». В конце апреля 1838 года в газете Герцен поместил редакционное заявление, в котором говорилось о необходимости сбора и публикации материалов о народном быте, исторических памятниках, торговле, промышленности, сельском хозяйстве, естественно-географическом развитии губернии.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_po_Istorii_Vladimirskogo_kraya.docx

— 126.57 Кб (Скачать файл)

Ярослав Всеволодович вернулся в Переяславль и решил отомстить за поражение. По его приказу были схвачены новгородские и смоленские купцы и закованы в цепи. Погибло около 150 человек. В результате этих событий Константин Всеволодович установил полный контроль над Владимиро-Суздальским княжеством. Юрий получил во владение Городец на восточной окраине Суздальской земли. Ярослав княжил в Переяславле-Залесском. Мстислав вернулся в Новгород. В 1217 г., опасаясь, что его несовершеннолетние сыновья не смогут удержать власть, Константин заключил с Юрием договор, по которому после смерти Константина титул великого князя владимирского вновь должен перейти к Юрию. Юрий Всеволодович в 1218 г. вторично взошёл на владимирский престол и занимал его до своей смерти в 1238 г. Фактически во Владимиро-Суздальской земле возникли самостоятельные княжества (Владимирское, Ростовское, Костромское, Стародубское, Переяславское, Суздальское и Юрьев-Польское), князья которых признавали владимирского князя “старшим”, “отца вместо”.

 

  1. Нашествие монголо-татар на северо-восточную Русь и система государственного управления северо-восточной Руси в XIII в:

Морозным утром 3 февраля 1238г, хан Батый со всеми своими силами подошёл к Владимиру. Сначала была предпринята попытка склонить владимирцев к мирной сдаче города при гарантии сохранения жизни и имущества. Вместо ответа владимирцы пустили в монголо-татар стрелы. Татары отплатили им тем же. Когда стрельба прекратилась, подвели ближе к воротам пленного князя Владимира. Его братья Всеволод и Мстислав хотели немедленно выехать из города и начать сражение, но воевода Ослядюкович удержал их. Князь Владимир был заколот на глазах у защитников города перед Золотыми воротами. 4 февраля монголо-татары сделали первую попытку ворваться в город че-рез Золотые ворота, но их атаки были отбиты. В этот же день часть отрядов Батыя направилась к Боголюбову и Суздалю, которые были захвачены, разорены и преданы огню.

На другой день войска Батыя начали штурм города против церкви Спаса с западной стороны. В этом месте ров был сухой, и осаждавшие легко засыпали его хворостом. Целый день вёлся штурм городской стены. Татарам удалось сделать пролом, но защитники города сумели его закрыть и отбить штурм. 6 февраля хан приказал окружить город деревянным тыном, чтобы не допустить внезапной вылазки защитников. Одновременно против западной стены были установлены пороки (стенобитные орудия), часть из которых уже использовалась 5 февраля, и камнеметательные орудия. 7 февраля с восходом солнца штурм города возобновился. На этот раз противник стал наступать со всех сторон. Бои развернулись у Золотых ворот, у старого пролома, у Серебряных, Ирининых, Медных и Волжских ворот. Осаждавшие численно превосходили защитников города. И уже до полудня они овладели частью города от Золотых ворот до Мономаховой крепости. На плечах отступавших защитников монголо-татары ворвались в центральную часть Владимира и захватили детинец. Укрывшиеся в Успенском соборе княгиня Агафья с дочерьми, снохами и внуками, епископ Митрофан погибли в огне и дыму пожара. Погибли и оба князя — Всеволод и Мстислав. Владимир был разорён и сожжён. Много владимирцев погибло. Те из защитников, кто не был убит, попали в плен. Татары “ведя босых и без покрывала в станы свои, умирающих от мороза”, — записал летописец. После взятия Владимира Батый направил свои отряды для захвата Юрьева-Польского, Стародуба Клязьмен-ского, Переяславля-Залесского и других городов. Весь февраль горела Владимирская земля, в огне рушились города и сёла, исчезали деревни. Тем временем великий князь владимирский Юрий Всеволодович собирал силы для борьбы с врагом в северных волостях княжества. В старом городище неподалёку от Костромы, на берегу Сити, князь разбил свой лагерь. Здесь он рассчитывал получить подкрепление и дождаться новых полков из Новгорода Великого, где княжил его брат Ярослав. «И жди брата и не было его», — читаем в летописи. На берега реки Сити шли все, кто был в состоянии держать оружие. Получив известие о взятии Ростова и Углича, Юрий Всеволодович созвал совет, на котором решили направить для разведки трёхтысячный отряд с воеводой Дорожем. Однако отряд попал в засаду и почти полностью был истреблён. 4 марта 1238 г. монголо-татарские войска внезапно напали на лагерь Юрия, и, несмотря на героизм, проявленный русскими воинами, одержали победу, В битве пали владимирский князь Юрий Всеволодович, воевода Жирослав и многие другие военачальники, а ростовский княжич Васильке был взят в плен и замучен за отказ перейти на службу к Батыю. После походов Батыя на Юго-Западную Русь стало формироваться иго — система зависимости Руси от ханов Золотой Орды. Основными формами зависимости были выдача ханами золотого ярлыка на великое княжение и уплата Русью дани — ордынского выхода. Золотой ярлык — это позолоченная пластина с округлыми краями и дырочкой, за которую её можно было подвешивать. Ярлык означал, что его владелец становился “старейшим” среди русских князей. Все остальные князья должны были ему подчиняться; в случае необходимости на подмогу великому князю могли прийти ордынские тумены.

 

  1. Отношения владимирских князей с Золотой Ордой. Александр Невский - Великий владимирский князь:

Первым из русских князей золотой ярлык получил Ярослав Всеволодович в 1243 г. Батый встретил князя Ярослава в Орде “с честию”, объявив его “старее всем князьям в русском языце”. Через два года Ярослав поехал к великому хану Гуюку в Каракорум. Осенью 1246 г. он собирался обратно на Русь, и перед самым отъездом владимирского князя пригласила к себе ханша Туракина, мать Гуюка. Она лично угощала Ярослава. А через семь дней, уже по пути домой, великий князь владимирский занемог и умер, его тело посинело, что свидетельствовало об отравлении. После смерти Ярослава были учреждены два великих княжения — Владимирское и Киевское. Большей властью обладал Великий князь владимирский. За ярлык на великое княжение шла постоянная борьба, и ханы успешно этим пользовались. Они не давали владимирскому великому князю слишком усилиться, но в то же время не позволяли удельным правителям стать самостоятельными. В 1247 г. на владимирский великокняжеский стол вступил брат Ярослава Святослав Всеволодович. Сыновья Ярослава — Александр Невский и Андрей — после смерти отца поехали в Орду, а затем в Монголию. Там они получили свои ярлыки: Александр — на Киев, Андрей — на Владимир. Александр Невский был недоволен таким решением и, видимо, сильно обиделся, но не на монголов (единственный сын Батыя Сартак, крещёный царевич, даже стал побратимом Александра), а на своего брата, приписав его проискам несправедливое распределение столов. Изгнанный с великого княжения Святослав пытался отстоять свои права в Орде, однако ничего не добился и в 1252 г. умер. Так как Киев давно потерял своё прежнее значение, Александр Ярославович не поехал в бывшую столицу Руси, а вернулся в Новгород, князем которого оставался.

В 1250 г. великий князь Андрей Ярославович женился на дочери Даниила Галицкого. Союз Северо-Восточной и Юго-Западной Руси мог представлять угрозу для Орды. Александр Невский полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, поэтому лучше поддерживать добрые отношения с Ордой. Андрей же думал иначе. Он, как и его тесть галицкий князь Даниил Романович, склонился к союзу с католическими державами. В 1252 г. во Владимире неожиданно началось восстание, которое распространилось ещё на несколько городов. Известно, что Андрей поддержал восставших.

В это время Александр Невский находился в Орде. События, которые развернулись впоследствии на Северо-Востоке, по-разному оцениваются историками (различная оценка событий дана и в летописях). Одни учёные осуждают стремление Невского любой ценой сохранить мир; другие полагают, что у Руси просто не было сил для сопротивления, и политика Александра была единственно верной. Как бы то ни было, после поездки Александра Невского в Орду в 1252 г. на Северо-Востоке появилась монгольская рать царевича Неврюя (“Неврюева рать”). Ряд историков считает, что карательная экспедиция была спровоцирована самим Невским, который жаловался на князя Андрея, что тот не хочет платить Орде дань (об этом сообщают некоторые летописи). По мнению других исследователей, монголы решили расправиться одновременно с непокорными владимирским и галицким князьями (в одно время с Неврюевой ратью на Юго-Западную Русь отправилось ещё одно войско). Эту точку зрения косвенно подтверждает тот факт, что были разгромлены Переяславль и Суздаль, другие города татары не тронули.

Даниил Галицкий не смог оказать помощи своему зятю. Андрей бежал в Новгород, но новгородцы его не приняли. Князь укрылся в Швеции. Владимирский великокняжеский престол перешёл к Александру Невскому4. Александр вскоре помирился с братом и дал ему Суздаль. Андрей больше не пытался противостоять Орде.

 

  1. Проблема культурного развития Северо-Восточной Руси рубежа XIII-XIV вв:

Конец XIII в. полон междоусобной борьбы, которую ве¬ли наследники Алек-сандра Невского. В эту борьбу вмешивались золотоордынские ханы, посылая время от времени карательные отряды в русские города. Особенно разори-тельным был поход 1293 г. во главе с Дюденем (“Дюденева рать”). С помощью Дюденя Андрей Александрович смог получить ярлык на великое княжение вла-димирское, однако в результате похода, кроме Владимира, были разорены ещё 14 городов, множество жителей угнано в плен. Всего в последней четверти XIII в. золотоордынцы не менее 15 раз вторгались в пределы Северо-Восточной Руси. Дмитрий Александрович умер в 1294 г. и был погребён в Переяславле. Кня-жество его перешло к сыну Ивану Дмитриевичу, а титул великого князя влади-мирского утвердился за вторым сыном А. Невского Андреем Александровичем. Чтобы прекратить бесконечный спор за великокняжеский престол, в 1296 г. кня-зья собрались во Владимире и в присутствии ханского посла приступили к пере-говорам, но дело и на этот раз едва не дошло до вооружённого конфликта. Столкновение было предотвращено митрополитом Симеоном. Монголо-татарское иго и княжеские междоусобицы обескровили Владимиро-Суздальскую Русь. Главные города её, неоднократно подвергавшиеся разоре-нию, теряли экономическое и политическое значение. Роль объединяющего центра русских земель перешла к Москве, менее пострадавшей от княжеских распрей и татарских набегов.

 

  1. Церковь в период монголо-татарского ига и перенесение митрополичьей кафедры во Владимир:

Татары не преследовали христианской веры, хотя во время первого нашествия грабили и разоряли церкви. По законам Чингисхана служители всех вероисповеданий освобождались от платежей дани. В то время, как татары брали дань со всех сел и городов, с монастырей и церквей ничего не брали. И хоть Русская церковь была освобождена от уплаты дани, она тоже испытала на себе ордынский гнет. Русские митрополиты, находясь в зависимости от ханской милости, подобно князьям, должны были ездить в Золотую Орду на поклон к хану. Но общность веры сплачивала людей, помогала им легче переносить невзгоды и с надеждой смотреть в будущее. Православная Церковь была силой, стабилизирующей русское общество. В 1299 году из разорённого Киева перенес свою резиденцию митрополит.

 

  1. Борьба за великое владимирское княжение и переход политического первенства к Москве:

Московский князь получил право на великокняжеский стол. Немалую роль в соперничестве Москвы и Твери сыграл митрополит Пётр. Когда Пётр приехал во Владимир (1308 г.), церковную столицу Руси, тверской князь Михаил Ярославич встретил его враждебно. Тогда Юрий Данилович пригласил митрополита в Москву. По настоянию князя Михаила тверское духовенство стало требовать низложения Петра, обвинив его в симонии («поставлении по мзде»). Понятно, что после этих событий митрополит ещё больше сблизился с московским князем. В 1326 г. митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву, что способствовало возвышению Москвы и одновременно падению роли Владимира в политических делах. Калита не поехал жить во Владимир, а остался в Москве. И с этого времени, хоть и считался Владимир вплоть до середины XV века столицей, князья лишь венчались в его Успенском соборе на великое княжение, а жили в Москве, и Москва фактически стала центром Руси. В 1364 г. всё Владимирское княжество отошло к Москве, а мир с суздальским князем был скреплён браком в 1367 г. Дмитрия Ивановича (московского) с Евдокией, дочерью Дмитрия Константиновича. С тех пор княжество Владимирское перестало существовать как самостоятельная политическая единица.

 

  1. Социально-экономическое развитие Владимирского края в XIV-XV вв:

XIII–XV вв. — период складывания  и роста на Руси феодального  землевладения. Ранее свободная  крестьянская община была почти  полностью подчинена феодальному  государству и отдельным землевладельцам. Фактически в этот период феодалы  начинают утверждать за собой  монопольное право на владение  землей, что давало им экономическую  и политическую власть над  крестьянами. К середине XIV в. на Руси  в основном было завершено  восстановление хозяйства, разрушенного  монголо-татарским нашествием. Основу  экономики, как и прежде, составляло  сельское хозяйство. На территории  Владимирского края большое количество  земель принадлежало великому  князю. Освоение пустых земель  шло путём основания слобод, когда  князь предоставлял возможность  на льготных условиях селиться  людям “из иных княжений”  на своих землях. Для этого  на расстоянии около полукилометра  друг от друга селились княжеские  слуги и начинали “копить слободу”, созывая к себе людей. Таким  образом, формировались группы небольших  селений, жителей которых князь  брал под опеку и освобождал  от налогов на 10–20 лет. Так осваивалось  Переяславское Залесье. Документы  упоминают Чечевкину, Тутомлину  слободы, которые впоследствии стали  селами Чечевино, Маринино, Слободка. Активную роль в заселении  Залесского края играл один  из бояр Ивана Калиты Андрей  Кобыла. К началу XV в. значительная часть черных государевых земель уже перешла в руки светских и церковных феодалов. В самом конце XV в. было проведено всеобщее описание земель и сделана попытка ввести единую единицу обложения. Начиная с 1497 г. были описаны, помимо других центральных земель, Владимир, Гороховец, Переяславль, Суздаль, Юрьев, Муром. Основной окладной единицей стала соха. Размер сохи колебался в зависимости от социального статуса землевладельца, традиций в данном регионе и “посильности” хозяйств от 100 до 300 четвертей пашни (пустоши, беспашенные починки сохами не описывались). Судя по этому описанию, во Владимирском крае большое количество земель принадлежало митрополиту, монастырям (не только владимирским, но и Троице-Сергиеву, Волоколамскому и др.). Крупные землевладельцы (светские и духовные) пользовались правом так называемого феодального иммунитета. В XIV–XV вв. складываются новые порядки. Появились крупные земельные собственники. Большие массивы земли находились в распоряжении государства. Жившие на них черносошные крестьяне считали эти земли предоставленными им на вечные времена. Однако князья использовали черные земли по своему усмотрению, в частности, дарили боярам и духовенству. В результате много земель сосредоточилось у бояр, митрополита, епископов, монастырей. Типичной формой землевладения бояр, княжеских слуг и духовенства была вотчина (или отчина, от слова отец). Наряду с вотчинным росло и условное землевладение. Князья передавали свои земли в держание своим слугам дворцовым (работавшим в княжеском хозяйстве) и военным. Рост крупного землевладения сопровождался закрепощением крестьян. Право крестьян уходить из владений своих господ все более стеснялось. Они обязаны были выполнять барщину и нести оброк землевладельцу. Но процесс закрепощения крестьян, начавшийся в XIV–ХV вв., затянулся на долгие годы. В рассматриваемый период большинство владимирских крестьян оставалось лично свободными.

 

  1. Творчество Андрея Рублева и Владимирский край:

С Владимирским краем связано творчество одного из самых выдающихся живописцев средневековья Андрея Рублева. В русской живописи, несмотря на формирование в XIV в. местных школ — новгородской, московской, ростовской, тверской, псковской, вологодской — развивается одна общая черта: внимание к психологическому состоянию человека, его внутреннему миру. Несмотря на то, что творчество А. Рублева сыграло огромную роль в древнерусской живописи, о его жизни известно очень немного. Родился художник в 60-е годы XIV в. (точная дата не установлена). Известно также, что в 1405 г. Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца расписывали Благовещенский собор “на дворе великого князя” в Москве (ныне существующий Благовещенский собор в Кремле построен в 1435 г.). В 1408 г. А. Рублёв вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а вскоре вернулся в Москву; во всяком случае, его не было во Владимире, когда в 1410 г. монголо-татары ограбили Успенский собор. Дальше в известиях о Рублёве наступает длительный перерыв. Есть предположение, что он расписывал со бор в Люблине, ездил в Литву, встречался там с великим князем литовским Витов том, поскольку А. Рублёв принадлежал к великокняжеским и митрополичьим живописцам, возможно, он и был отправлен в Люблин (тем более, что Витовт был родственником московского князя). В 1425–1427 гг. А. Рублёв принимал участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а затем работал над фресками СпасоАндронникова монастыря. Умер Андрей Рублёв в 1430 г., по словам летописи, “в старости велице”, то есть в глубокой старости.

В Успенском соборе во Владимире одна из лучших фресок Рублёва — “Шествие праведников в рай”. Апостол Пётр, идущий впереди шествия с ключами от рая, объединен с идущими праведниками, что создает впечатление едине-ния толпы, хотя каждая группа (апостолы, пророки, святители и т. д.) на фреске отчетливо выделена. Кроме “Шествия праведников”, сохранились ещё изображения двух ангелов — “Ангел, трубящий вниз” и “Ангел, трубящий вверх”, — созывающих души умерших на суд, “Шествие праведных жен”, а также изображение апостолов и Христа со стоящими рядом в позе моления фигурами Богородицы и Иоанна Предтечи. Огромную силу воздействия творчества Андрея Рублёва чувствовали уже его современники. Не случайно в XVI в. решением Освященного Собора художник был причислен к лику святых, а живописцам предписывалось “писати так, как писал Андрей Рублёв, а от себя ничтоже придумывать”.

 

 

 

  1. Социально-экономическое развитие края в XVI-XVII вв:

Первая половина XVI столетия вплоть до 60-х годов была относительно благоприятным периодом для хозяйственного развития страны. В летописях упоминается лишь один общий для всего государства в это время неурожай — в 1512 г. К концу XVI в. наблюдается значительный подъем сельскохозяйственного производства, который был прерван в начале XVII в. трёхлетним неурожаем 1601–1603 гг. и величайшим политическим потрясением — Смутой, после чего лишь в 20-х годах XVII в. начинается новый экономический подъём. Основной отраслью земледелия в XVI–XVII вв. оставалось хлебопашество. В источниках имеются упоминания о возделывании всех основных видов хлебных и бобовых растений (ржи, овса, ячменя, пшеницы, гречи, проса, гороха). Важнейшей хлебной культурой повсеместно являлась рожь. Наиболее распространенными техническими культурами были лён и конопля. Основной системой земледелия являлась паровая с трехпольным севооборотом, В Суздальском, Переславль-Залесском, Муромском уездах перелог6 составлял менее 17% земли, находящейся в обработке. В районах, сохранявших значительные массивы леса, практиковалась подсека, в частности, во Владимирском уезде. Господствующим орудием пахоты была соха с полицей, т. е. с отвальным устройством. Во Владимирском крае существовало несколько разновидностей сох, приспособленных для обработки различных почв и носивших разные названия: орало и сабан в Суздальском и Юрьевском, косуля в Шуйском, переяславка в Переславском уездах. Применяли для пахоты и плуг. Часты сообщения документов о покупке деревянных борон. Цена бороны тогда колебалась от 2,7 до 4 денег (деньга — 1/2 копейки). Среди других сельскохозяйственных орудий упоминаются косы разных видов, грабли, лопаты (деревянные и железные), заступы, железные ломы - пешни. В XVI в. большое распространение получают мельницы (в XIII–XV вв. мельничное дело лишь зарождалось в качестве специального занятия). Необходимым дополнением земледелия было скотоводство. Обычно крестьянское хозяйство располагало одной или двумя лошадьми, двумя-тремя головами крупного рогатого и тремя головами мелкого рогатого скота. Крупный рогатый скот (быки, коровы, волы), мелкий рогатый скот (овцы и реже козы), свиньи, птица (куры, гуси, утки) разводились повсеместно. На втором месте среди промысловых занятий населения стояло бортничество, дававшее мёд и воск. Славился наш край и мастерами гончарного дела. В традиционных крестьянских промыслах, игравших вспомогательную роль в хозяйстве, в XVII в. часть продукции начинает производиться на продажу. К XVI в. в основном оформилась система феодального землевладения. Сведения о земельных владениях царского дворца относятся в основном к XVI в. Царские имения располагались в Муромском, Суздальском, Владимирском, Переславском уездах. В наиболее опустошенных местах в результате событий опричнины и Смуты начала XVII в. дворянство было разорено, иногда дети боярские попадали в кабалу.

Информация о работе Развитие Владимирского краеведения. А.В. Смирнов, К.Н. Тихонравов