Развитие формы правления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика, разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.

Содержание

Введение 6
1.Общая характеристика формы правления
1.1 Форма государства: понятие, структура 8
1.2 Форма правления как элемент формы государства 9
2. Развитие формы правления в РФ
2.1 Форма правления в VII – XX вв. 12
2.2 Общая характеристика современной формы правления в РФ 21
2.3 Политтехнологическая монархия 25
Заключение 31
Глоссарий 33
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

2 марта депутаты Думы  прибыли в Псков, чтобы убедить  императора отречься от престола. По закону о престолонаследии царствующий император не вправе был отказываться от престола в чью-либо пользу, он мог произвести отказ лишь по отношению к собственной персоне, предоставляя воцарение лицу, имеющему на то законное право. Поэтому Николай II передал власть брату Михаилу, но тот не имея гарантий сохранения власти в условиях нараставшей революции, отказался принять престол и Манифестом от 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

 

2.2 Общая характеристика современной формы правления в России

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления. 
       Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т. д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом — Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации; по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая — Государственная Дума — избирается населением сроком на четыре года.

Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 
При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельные. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.  
       Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.

Президент может быть отрешен от должности Советом федерации на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.

Конституция определяет Федеральное собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся одной из трех ветвей государственной власти.  Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

2.3 Политтехнологическая  монархия

История показывает, что монархический способ правления более укоренён в российской общественной структуре и зачастую более понятен обывателю, нежели республиканский.

Что касается России, то переход к монархической форме правления здесь может быть полезен только в том случае, если нынешние политические структуры страны окажутся в окончательном тупике. Тогда провозглашение новой монархической идеи может создать основу для общественного консенсуса и позволит нашей стране просуществовать в качестве единого организма, как минимум, ещё какое-то время (поскольку тенденция к дезинтеграции России, хоть и уменьшилась, всё же продолжает сохраняться).

Таким образом, монархический образ правления следует рассматривать как очевидный "запасной путь" России, который может быть реализован в крайнем случае, при угрозе распада страны.

Первый и, казалось бы, самый очевидный путь — это восстановление монархии по состоянию на февраль 1917 г. Однако юридически именно он-то и невозможен. Дело в том, что законодательство Российской империи не предусматривало возможности отречения правящего монарха. Отречься мог, ещё не заняв трона, только престолонаследник, и лишь при условии, что это не создавало "затруднений в наследовании".

Вопрос о будущей форме правления России должно было решить Учредительное собрание. При этом решения последнего должен был утвердить не кто иной, как временно отстранённый царь. После этого начинался либо новый период российской монархии, либо переход к республике. Такая ситуация полностью сохраняла все международные договора России, избавляла союзников от опасений по поводу сепаратного мира с Германией, создавала ситуацию прямой правопреемственности. В результате Временное правительство (именно в качестве временного) признали все страны, с которыми у России имелись дипотношения. Это был явный дипломатический успех "революционных адвокатов", поскольку тогдашнее мировое сообщество признало их власть легитимной.

Однако в стране сразу сложилось двоевластие — Временное правительство и система Советов. В конце концов большевики (от имени Советов) свергли зашедшее в тупик Временное правительство. Естественно, Учредительное собрание теперь уже не было нужно, и большевики его почти сразу распустили.

Постепенно, по мере развития государственного строительства СССР, другие страны его стали признавать официально. Таким образом, к середине 30-х гг. новая власть в России также обрела условную международно-правовую легитимность. А после войны, с созданием ООН (СССР был одним из учредителей этой организации) – и полную легитимность.

Поскольку 8 декабря 1991 г. СССР был ликвидирован, то все его договора и обязательства утратили силу и перешли к государствам-преемникам, в первую очередь – к России. Возникает вопрос, о какой России идет речь? Если это Россия – бывшая советская республика, это одно дело. Если Россия, как правопреемник Империи, то дело совсем другое.

В первом случае имеет место "вынужденное признание". Поскольку создание СССР было, говоря формально, незаконным актом и признано международным сообществом лишь в силу сложившихся впоследствии трудных обстоятельств, то и РФ, в сущности, незаконное образование, имеющее право на жизнь только как правопреемник СССР и его "посмертный распорядитель". Когда все дела СССР будут окончательно решены, встанет обязательно вопрос и о "ликвидации" РФ, как выполнившей свои функции (пусть это будет и через 100 лет, но случится обязательно). Так что конец РФ как советской республики юридически запрограммирован и обязательно наступит.

Другой вариант предполагает восстановление независимости и легитимности в полной мере. То есть – восстанавливается "Временное правительство" (в виде некоторой комиссии с участием международных организаций). Возвращается какой-либо "наследник Романовых", который ставит подписи под актами комиссии (ибо отречение было незаконным). Проводится Учредительное собрание, которое решает вопрос о форме правления (если подходить чисто формально и не создавать трудностей – таковой признается государственная форма РФ, сложившаяся к данному моменту "стихийно"). Помимо этого, восстанавливаются договора, имевшие место на 1 марта 1917 г., но в самое ближайшее время официально расторгаются.

Так в чём же состоит проблема? Да в одной очень простой вещи. Никто этого сделать России не позволит ни при каких обстоятельствах. И, прежде всего, наши "друзья" по СНГ, нынешний статус которых следует только из советского прошлого (за исключением Украины и стран Балтии, которые упоминались в Брестском мирном договоре; хотя и эта легитимность крайне сомнительна), посему совершенно незаконен. Странам СНГ придётся формально признавать себя частями "временно восстановленной" Империи и проводить свою независимость в жизнь путем создания подобных же комиссий по правопреемству и нескольких референдумов. А они на это не пойдут ни в коем случае. И первыми же поставят вопрос о "вмешательстве во внутренние дела со стороны Москвы" перед международным сообществом.

Таким образом, всякая попытка восстановить настоящую правопреемственность РФ с Российской империей сразу вызовет обвинения в "шовинизме", "великодержавности" и т.п. На следующем ходу, ежели Москва продолжит упорствовать в своём намерении — и международные санкции. Но даже если этого не будет, и все согласятся на эксперимент (что, впрочем, маловероятно), признание правопреемственности утонет в бесконечных процедурных вопросах и судебных процессах, которые будут тянуться годами.

Значит, реально можно говорить исключительно о продолжении преемственности РФ в отношении СССР, и не более того. И никакого восстановления российской монархии, существовавшей до февральской революции, в строго правовом смысле этого слова осуществить не удастся.

Информация о работе Развитие формы правления в РФ