Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:06, курсовая работа
Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика, разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.
Введение 6
1.Общая характеристика формы правления
1.1 Форма государства: понятие, структура 8
1.2 Форма правления как элемент формы государства 9
2. Развитие формы правления в РФ
2.1 Форма правления в VII – XX вв. 12
2.2 Общая характеристика современной формы правления в РФ 21
2.3 Политтехнологическая монархия 25
Заключение 31
Глоссарий 33
Список используемых источников
Следовательно, можно говорить только об изменении формы правления в нынешней России в результате некоего форс-мажорного события, влекущего за собой общенародное волеизъявление относительно того, какой строй нужен России. "Новая монархия" в России окажется совершенно новым явлением, хотя, вероятно, в своё оправдание и будет ссылаться на некую историческую традицию.
Скорее всего, конституционная парламентская монархия, внешне мало отличающаяся от нынешней президентской республики. Нынешний президент РФ имеет практически все те же полномочия, какие имел некогда царь.
Но это не самый лучший выход из положения в российских условиях. Нынешняя система управления РФ строится по абстрактным западным образцам: общенародно избираемая законодательная власть, исполнительная власть (которая, по сути, должна быть подотчётна законодательной) и судебная. В реальности же размеры страны и сложность управления ею превращают исполнительную ветвь в целый отдельный мир, который стремится доминировать, и ему это обычно удаётся. Россия, предоставленная сама себе, всегда будет двигаться только по пути создания бюрократического авторитаризма той или иной степени авторитарности (в противном случае ей грозит распад).
Проблема, однако, состоит в том, что в такой якобы "органической" системе разделения властей напрочь отсутствует видимая составляющая, связанная со стабильными национальными интересами. Политический процесс в стране представляет собой постоянный торг между ветвями власти и различными "стратами" общества, при этом наблюдается две очевидные тенденции. Во-первых, бюрократический аппарат в силу своей мощи постоянно подавляет все остальные составляющие. Во-вторых, обществу совершенно непонятно, куда идёт страна и какие решения принимаются – тоже в силу длительных бюрократических традиций.
Однако исторический опыт показывает, что в России выразителем стабильных национальных интересов неизменно оказывается именно бюрократический аппарат. Проблема, однако, состоит в том, что этот аппарат не действует открыто и не формулирует свои стратегические задачи так, чтобы они были понятны обществу. Поскольку в рамках нынешней российской власти, по сути дела, нет структур, явно выражающих стабильные национальные (а не ведомственные) интересы, то вопрос об их создании постоянно будет вставать. Именно отсутствием таких структур вызваны бесконечные идеологические метания 90-х гг. вроде поиска "национальной идеи".
Если исходить из такого понимания, становится ясно, что "новая монархия" будет представлять собой своего рода стратегический и идеологический орган, стоящий над бюрократией и парламентской системой. Роль "царя" в этой структуре – это своего рода роль пресс-секретаря с большими полномочиями, он должен постоянно объяснять обществу очередные шаги власти и политические перспективы. Помимо этого, царь должен обладать правом вето (преодолеваемого парламентским большинством) и ещё некоторыми правами, которые сегодня имеются у президента. Часть полномочий президента должна отойти в этом случае "канцлеру", избираемому парламентом и утверждаемому царём. Иными словами, "новая монархия" может быть создана путём разделения полномочий нынешнего президента на две части – постоянную и оперативную. Постоянная, как мы уже сказали, должна быть связана с защитой национальных интересов в широком смысле этого слова и в постоянных контактах с общественностью. Оперативная – в непосредственном управлении бюрократическим аппаратом.
Таким образом, "новая монархия" в России, очевидно, не будет иметь ничего общего с традиционной монархической системой, существовавшей до 1917 г. Однако резкая перемена системы управления может сыграть определённую роль в истории российской государственности.
Заключение
Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и его содержанием не будет.
Форма правления – это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
Что касается формы правления
в России, то здесь следует отметить, что
она на современном этапе провозглашена республикой.
Республиканская форма правления характеризует
государство, в котором все высшие органы
государственной власти либо избираются,
либо формируются общенациональными избранными
представительными учреждениями. Республиканская
форма правления предполагает также, в
частности, что соответствующие лица избираются
в коллегиальные органы на определенный
срок и что решения в этих органах принимаются
большинством.
Президент не просто
объявляется главой государства. Его роль
не сводится к простому представительству
Российской Федерации внутри страны и
в международных отношениях, что само
по себе является важной государственной
функцией. Российского Президента нельзя
упрекнуть и в том, что он только олицетворяет
государственную власть, персонифицирует
ее облик, ибо на него возложены реальные
и ответственные функции по осуществлению
обязанностей главы государства. Поэтому
и республику современной России принято
называть «президентской».
Глоссарий
1. Форма правления - организация верховной государственной власти, особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
2. Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.
3. Форма государственного устройства (государственного единства) – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой.
4. Политический режим (государственный режим) – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
5. Земщина – основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включенная Иваном IV Васильевичем в особый государев удел - опричнину.
6. Феодализм (от лат. feudum — лен) — экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей — феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств.
7. Опричнина — это часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»).
8. Временное правительство — высший законодательный и исполнительный орган государственной власти России в период между Февральской и Октябрьской революциями.
9. Шовинизм (фр. chauvinisme) — идеология и политика агрессивного национализма, проповедь национальной исключительности и превосходства.
10. Монархия (лат. monarcha от греч.
μοναρχία — «единовластие»: греч. μόνος
— «одиночный, единый» и греч. ἀρχων — «властитель, правитель»)
— форма правления, при которой верховная
государственная власть принадлежит одному
лицу — монарху (королю, царю, императору,
герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…)
и, как правило, передаётся по наследству.
Список использованных источников
1. Нормативные правовые акты:
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
2. Литература:
2.1. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007;
2.2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005;
2.3.Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2005;
2.4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2003;
2.5. Летушева Н.И., Летушева М.В. теория государства и права. – М., 2005;
2.6. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // государство и право, 2003 №1;
2.7. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М., 2005;
2.9. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2005;
2.10. Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2005;
2.11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002;
2.12. Основы государства и права. 4-е изд. / Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Питер, 2003;
2.13. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004;
2.14. Теория государства и права: учебник / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М., 2008;
2.15. Теория государства и права. / Под ред. Л.В.Смирнова. – М., 2005;
2.16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006;
Приложение: Периодизация времен формы правления России
Периодизация времени формы правления России |
|
1.Первобытнообщинный строй |
(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.)Нет сведений о существовании славянских племен в этот период. |
2.Древний мир |
II тыс. до н.э. славянские
племена выделяются из |
3.Средние века |
V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение
первобытнообщинного строя, военная
демократия., складывание предпосылок
образования государства у |
4.Новое время |
(Сер. XVII – нач. XX в.) Господство феодально-крепостнических отношений до сер. XIX века. Зарождение капиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отмены крепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.Формы правления: абсолютная монархия, Думская монархия (1906-1917).Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века. |
5.Новейшее время |
(Нач. XX в – нач. XXI в ) Попытка построения социалистического общества, оформление советскойреспублики. Господство «социалистической культуры». Распад СССР (1991 г.).Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики. Распространение западных тенденций в культуре. |